Наш Чехов — в Мелихово и Брянске

Наш Чехов - в Мелихово и Брянске

За последнее время театр им. А.В. Луначарского выпустил большое, даже
можно сказать рекордное, количество новых спектаклей. Они очень разные
и по драматургии, и по жанру, и по стилю. Такова политика главного
режиссера театра Григория Лифанова.Но первым в этом ряду был спектакль по рассказам А.П. Чехова «#ТодаСё». Для работы над ним директор театра И.Н. Константинова пригласила одного из самых известных московских режиссеров — Никиту Гриншпуна, который, в свою очередь, для оформления спектакля позвал заслуженного художника России Ксению Шимановскую.

«#ТодаСё» уже по достоинству оценили севастопольские любители театра, но очень важно было узнать, как к нему отнесутся столичные профессиональные театроведы. И не менее важно понять место севастопольского театра в общероссийском театральном процессе. Вот почему участие в масштабных театральных фестивалях сегодня приобретает первостепенное значение. Совсем недавно делегация, в которую входили артисты театра, его руководители и технические работники, вернулась из фестивального турне. Спектакль «#ТодаСё» был показан сразу на двух фестивалях.

Первым стал театральный форум в подмосковной чеховской усадьбе Мелихово. Этот международный театральный фестиваль называется «Мелиховская весна», нынешняя фестивальная весна — уже семнадцатая. Традиционно в программе — спектакли по произведениям Чехова или о Чехове. География фестиваля обширна — в Мелихово приехали театры из Москвы, Астаны, Берлина, Санкт-Петербурга, Севастополя, Перми, Южно-Сахалинска и других городов. Не менее богатым было и жанровое разнообразие спектаклей-участников.

Наш севастопольский спектакль по шести чеховским рассказам вписался как раз в формат фестиваля. Поскольку в самой усадьбе старинный деревянный театр совсем маленький, «луначарцы» играли на сцене Серпуховского музыкально-драматического театра, где наш «#ТодаСё» был очень тепло встречен не только зрителями, но и представительным экспертным советом фестиваля. Вот что сказали критики после просмотра.

Ольга Егошина, газета «Новые известия»:

— Это тот редкий случай, когда мнение критиков совпадает с мнением зрителей. Очень редко бывает, чтобы на спектакле люди радовались. Действительно, было очень смешно, легко, каждая секунда спектакля была режиссерски выстроена, продумана и очень хорошо сыграна.

Марина Токарева, обозреватель «Новой газеты»:

— Я хочу вас поздравить, потому что поставить сегодня веселого Чехова невероятно трудно. А вы поставили веселого и глубокого. И мне очень нравится, что каждый из вас внес в эту картину свое цветное стеклышко, свою краску, свою важную струну.

Елена Покорская, театральный критик:

— Я первый раз вижу ваш театр, хочу отметить вещи, которые меня глубоко затронули. Во-первых, на сцене очень хорошая культура, актерская, ансамблевая. Я понимаю, что это все прекрасно сделано и придумано режиссером, но вы работаете очень точно — на деталях, на поворотах, на ритмических отбивках. Совершенно изумительно актриса играет на клавикордах (Е.Н. Троценко), Раневская — лайт, Рина Зеленая — лайт. У вас очень много блесток — актерских находок. И вместе с тем это ансамбль, это работает вместе. Да, это Чехов, это Чехонте, это веселье, это брызги шампанского.

Олег Пивоваров, журнал «Театральная жизнь»:

— Я согласен с коллегами: это спектакль победителей. Вы сразу же ощутили, какая волна любви, приязни, какая сердечность от всех находящихся в зале пошла к вам на сцену. В кулуарах кто-то сказал: «Да это же вахтанговский спектакль!» Считайте, что это ваша «Принцесса Турандот»…

Следующим фестивальным городом для наших гастролеров стал Брянск. Здесь проходит XXII международный театральный фестиваль «Славянские театральные встречи». Этот театральный проект уже более двадцати лет выполняет важную общественно-политическую и культурную миссию — способствует сохранению славянского братства. Поэтому его участники — театры из Гомеля, Гродно (Республика Беларусь), Донецка, Костромы, Курска, Москвы, Орла, Севастополя, Тулы, Тюмени.

В отличие от Мелихово, где «луначарцы» были впервые, в Брянске севастопольский театр уже знают и любят. Тем выше была ответственность перед брянскими зрителями и организаторами фестиваля, создавшими все условия, чтобы Севастополь попал в фестивальную афишу, в которой наши спектакль и концерт «Севастопольская весна» даже были выделены специальной отбивкой.

Переполненный зал взрывался то смехом, то аплодисментами. В финале разразилась настоящая овация. За кулисами поздравляли и фотографировались с артистами. И в Брянске критики не скупились на комплименты.

Вячеслав Шляхтов, заслуженный артист России, артист Московского государственного театра оперетты, режиссер:

— Самое первое, что сделаю, ребята, я вам поклонюсь. Когда театр есть — он есть.

Александр Жидяев, театровед:

— Сплав жанров очень сильный и неожиданный. Это подарок для меня, как для театроведа. Спасибо за спектакль, спасибо за такое внятное и очень самостоятельное и суверенное решение Чехова.

Наталья Сомова, член Союза композиторов, член Союза художников России:

— Дорогие друзья! Конечно, все, что связано с Крымом, у нас вызывает совершенно особые чувства. Но то, что произошло сегодня, превзошло все мои ожидания. Причем превзошло потому, что редко, встречаясь после спектакля, говорим с чувством радости о том, что увидели. То, что стильно, то, что замечательная труппа, способная довести тончайший текст классика, которого нелегко прочитать и понять, так проинтонировать, что главные мысли просто ложатся на душу…

Осенью театру предстоят новые гастрольные поездки на фестивали в Калугу, Ярославль, Владимир, Белгород, Сочи, куда отправятся и другие премьерные постановки театра — «Доходное место» и «Дядюшкин сон».

Благодаря таким гастролям российский зритель узнает и прочувствует Севастополь не только как город-герой, но и как культурную столицу юга России.

Другие статьи этого номера