Налог на зло

Налог на зло

Об особом налоговом контроле в сфере производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и других подакцизных
товаров мы беседовали с заместителем руководителя УФНС по Севастополю
А. МОГИЛОЙ.— Алексей Николаевич, с какой целью введены акцизы?

— При внимательном изучении перечня подакцизных товаров можно сделать вывод, что к ним относятся те, производство и потребление которых негативно влияют не только на окружающую среду (дизтопливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, авиакеросин и природный газ), но и на здоровье человека (спирты, алкогольная, спиртосодержащая, табачная продукция). Поэтому акцизы называют «налогом на зло». С целью госрегулирования и ограничения потребления таких товаров были установлены акцизы, которые увеличивают стоимость продукции. По своей природе акциз является косвенным налогом и никак не связан с получением дохода продавцом. Это налог на продажу определенного вида товаров, перечень которых установлен ст. 181 Налогового кодекса РФ, и уплачивается в бюджет только производителями подакцизной продукции.

— Какая отрасль подакцизных товаров подлежит первоочередному контролю?

— Отмечу, что из всех отраслей хозяйствования, задействованных в сфере производства подакцизной продукции, алкогольная является приоритетной для осуществления налогового контроля. Это особое внимание вполне объяснимо: алкоголь имеет в своей стоимости очень высокую налоговую составляющую. Так, например, цена бутылки вина крепостью 18% от производителя в оптовую сеть — 320 рублей, из них налоги составляют 116 рублей, или 36% (акциз — 68 руб., НДС — 48). И задача налоговых органов — способствовать поступлению этих налогов в бюджет, не позволять налогоплательщикам данной отрасли осуществлять неучтенное производство и реализацию продукции.

— Вино наших производителей уже широко представлено на материковой части России. А что получает наш город в виде налогов от продажи такой продукции?

— На 1 мая этого года в Севастополе на налоговом учете состоят 9778 юрлиц, но только восемь из них являются производителями подакцизной продукции. С учетом климатических особенностей в регионе не производится крепкий алкоголь. Предприятия специализируются на производстве шампанского, вина, винного напитка и пива. Несмотря на скромное количество плательщиков, производящих алкоголь, в 2015 г. в бюджет поступило 216,7 млн руб. акцизов, из них в казну города — 198,6 млн. Таким образом, в структуре платежей города поступления акцизов занимают почетную 4-ю позицию. Конечно, внимание налоговых органов обращено и на таких производителей, которые позиционируют себя как виноделы элитного вина, продукция которых представлена во многих магазинах, а суммы акциза налоговой нагрузки несопоставимы с их производственными мощностями.

— А какие механизмы используются для осуществления налогового контроля?

— У нас достаточно инструментов для осуществления контроля за налогоплательщиками, осуществляющими оборот алкогольной продукции. При этом под оборотом алкоголя понимаются закупка (в т.ч. импорт), поставки (в т.ч. экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа. Основным законом, устанавливающим правовые основы промпроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, является федеральный закон от 22 ноября 1995 г. В связи с чем наши налоговые органы на основании действующего соглашения на постоянной основе взаимодействуют и обмениваются информацией с МРУ «Рос-алкогольрегулирования» по КФО, на которое возложен контроль за деятельностью юрлиц на рынке алкогольного сырья и продукции. Одним из методов проверки достоверности задекларированной налоговой базы является сверка показателей, заявленных в налоговой декларации по акцизам, с данными из федерального информационного ресурса «Алкоголь», содержащими информацию, задекларированную налогоплательщиками в декларациях об объемах производства, представляемых в РАР.

— В этом году для налогоплательщиков актуальна тема ЕГАИС. Что это такое и используется ли эта система в контрольной деятельности?

— ЕГАИС — это Единая государственная автоматизированная информационная система, проще говоря, огромная база данных, в которой содержится информация обо всей алкогольной продукции, либо производимой на территории России, либо ввозимой из других стран. В ней содержатся сведения о составе, производителе, крепости, объеме каждой выпущенной или ввезенной бутылки алкоголя. Безусловно, при проверке налоговых деклараций по акцизам используются данные ЕГАИС.

— Будет ли способствовать ЕГАИС в противодействии обороту «серого» алкоголя, от употребления которого зачастую страдают наши граждане?

— Первостепенной задачей внедрения ЕГАИС является сокращение количества контрафактной продукции, вторая цель — обеспечение прозрачности и контроля за полным циклом всего оборота алкогольной продукции в России. Ни для кого не секрет, что на прилавках магазинов имеет место продажа фальсифицированного алкоголя без уплаты налогов, а за качество такой продукции никто не отвечает. Об этом свидетельствует дисбаланс между объемом произведенной продукции и объемом розничных продаж. Поэтому с целью недопущения выброса на рынок контрафактной неучтенной продукции, применения агрессивных схем ухода от налогообложения на каждом этапе производства и реализации алкоголя внесены изменения в федеральный закон N 171, согласно которым к ЕГАИС необходимо подключиться в установленные сроки и оптовикам, и рознице. Преимущества от подключения к ЕГАИС получат как потребители, так и продавцы товара. Покупатель сможет самостоятельно проверить легальность продукции и, соответственно, ее качество с помощью специального кода — сделать это можно даже с телефона. Магазины розничной торговли благодаря таким мерам смогут повысить свое качество и демонстрировать себя как ответственного и надежного поставщика, которому может доверять население.

— Существуют ли какие-то особенности при подключении к системе ЕГАИС?

— В Севастополе действующие лицензии на розничную торговлю алкоголем есть у 189 налогоплательщиков. Предприятия розничной торговли, как правило, имеют сеть торговых точек. И здесь хочу напомнить вот о чем. Как следует из законодательства, место регистрации любых обособленных подразделений предприятий, занимающихся производством, продажей, импортом алкоголя, должны быть указаны в лицензии. Следовательно, любое обособленное подразделение одной и той же организации применительно к правовому полю является отдельным субъектом, в связи с чем в ЕГАИС регистрируется каждое обособленное подразделение.

Перемещение алкогольной продукции с одного обособленного подразделения организации в другое, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, происходит только при наличии документов, установленных законом, а именно: товарно-транспортной накладной и справкам, прилагаемым к ТТН и таможенной декларации. Таким образом, информация об обороте алкоголя, в данном случае о внутреннем перемещении между обособленными подразделениями, должна быть также зафиксирована в системе ЕГАИС.

— Что вы имеете в виду, говоря об обособленных подразделениях?

— В Налоговом кодексе РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное подразделение организации с оборудованными стационарными рабочими местами на срок дольше одного месяца. Признание производится независимо от отражения или неотражения его создания в организационно-распорядительных или учредительных документах компании. Также не играют роли для признания наделяемые полномочиями подразделения.

При этом факт наличия рабочих мест не подразумевает обязательного регулярного присутствия работников на территории обособленного подразделения: например, обособленным подразделением может быть признана не только торговая точка, но и складское помещение. Адрес подразделения должен быть отличным от юридического адреса компании. Индивидуальным предпринимателям открывать обособленные подразделения не требуется.

Заявление о регистрации необходимо подать не позднее чем через месяц после открытия обособленного подразделения. Таким образом, этап подключения оптово-розничного звена к ЕГАИС замкнет систему прослеживаемости движения алкоголя, которая станет полностью контролируемой. Факт безнаказанной продажи контрафакта станет невозможным, рынок очистится от недобросовестных налогоплательщиков и обеспечит прозрачный бизнес-периметр на всех стадиях оборота спиртного. А это прямой путь к дополнительным поступлениям налогов в бюджеты всех уровней, необходимых для решения стратегических задач и развития социально-экономических программ развития региона.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера