Пленэр: быстро, эмоционально, неожиданно

Пленэр: быстро, эмоционально, неожиданно

В живописном урочище Батилиман прошел пленэр, организованный
Севастопольским региональным отделением всероссийской творческой
общественной организации «Союз художников России». Среди участников —
известные севастопольские живописцы и представители смоленской
художественно-графической школы.- В переводе с французского пленэр означает «на открытом воздухе», — рассказывает заслуженный художник Республики Крым С.А. Шевченко. — Работы на пленэре быстрые, эмоциональные, зачастую неожиданные. Сама техника изображения объектов при активной роли света и воздуха позволяет достичь наиболее правдивого отражения натуры. Это не работа в творческих мастерских, где постановка стабильна. На воздухе всё меняется каждую минуту. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на пленэре сами художники переживают яркие впечатления от творческого процесса, стремятся за короткое (в общем-то) пленэрное время поработать с полной отдачей сил.

Пленэрная живопись чувственна, идеалистична. Художник сознательно стремится воспроизвести не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое пейзажем. Неожиданная цветовая трактовка, а порой абстрактность, зыбкая текучесть линий — все это помогает посмотреть на знакомые места другими глазами. Предметы не прорисовываются и почти не выражаются в конкретных силуэтах, и, тем не менее, природа получается какой угодно, только не скучной и не банальной.

«Художник-импрессионист старается как можно точнее передать собственное впечатление от окружающего мира. При помощи раздельных мазков, света и тени, их рефлексии на поверхности предметов передает общую атмосферу той действительности, что царит в конкретный момент. Может даже показаться, что формы просто растворяются в окружающем свето-воздушном пространстве, но это действительно так!» — считает севастопольский художник Н.М. Карпов.

Впечатлениями от пленэра поделился севастопольский художник А.В. Евтушок: «Думаю, не ошибусь, сказав, что город с его ритмом жизни забирает силы, а природа — дает. На пленэре мы имеем возможность полностью отвлечься от городской суеты, здесь — только творчество!»

Место для пленэра словно выбрано самой природой. Лесистое побережье Батилимана прижато отвесными скалами горы Куш-Кая к открытому морю. На небольшом участке земли мирно сосуществуют разные стихии. Здесь, на территории урочища, произрастают реликтовый можжевельник, знаменитая сосна Станкевича, некоторые виды субтропической флоры. Горы, камни, причудливые силуэты деревьев словно заворожили художников из Смоленска. От восхода солнца до заката они трудились над этюдами, стремясь выполнить как можно больше работ крымской тематики.

Заслуженный художник РФ, профессор художественно-графического факультета Смоленского государственного университета В.Е. Самарина рассказывает: «Здесь невероятно интересно работать. Мотивов — сколько угодно! В Севастополе мне доводилось бывать лет 20 назад, поэтому я долго не раздумывала, когда узнала о возможности участия в севастопольском пленэре».

Работы В.Е. Самариной, а также члена молодежного объединения смоленских художников М.В. Потаповой, выполненые в графической технике, придали пленэру некоторую изысканность. Жанровое отличие картин смоленских художниц создало контраст с работами севастопольских импрессионистов, что только подчеркнуло достоинства всех участников. Язык искусства удивительно богат и способен показать окружающую действительность с самой неожиданной стороны.

Время проведения пленэра также было выбрано не случайно. Сочные краски крымской весны — буйство зелени, синева неба, хрустальный отблеск изумрудных морских волн — все это естественные, природные источники для вдохновения. Ну и пока еще не так жарко, как в середине лета. Например, следующий пленэр намечен на осень.

— У нас уже есть прошлогодний опыт проведения осеннего пленэра в Батилимане, — говорит С.А. Шевченко. — Теперь нами открыт весенний Батилиман. Это хорошая творческая площадка для совершенствования мастерства, обмена опытом, для поиска новых сюжетов, идей. В будущем мы планируем организовывать выезды художников не только на природу, но и, например, на военные корабли, что может стать исключительно севастопольской спецификой.

На снимках: участники пленэра в Батилимане.

Другие статьи этого номера