Интересное и… поучительное прошлое

Интересное и... поучительное прошлое

Предлагаем совершить путешествие из Севастополя в Ялту, но не в
настоящем, реальном времени, а вернувшись на 103 года назад. В прошлое…Чувство смятения охватывает, когда держишь в руках подлинную книжицу, написанную автором 103 года назад и самоизданную лишь в нескольких десятках экземпляров. Автор — не писатель, не политик, не просветитель, а просто любитель делиться всем (с его позиции восприятия) интересным и тем, что познаёт непосредственно своими глазами и ногами.

103 года: это много или мало? Для истории чуть более века вроде и не много, но с позиции произошедших за это время для человечества и нашего Отечества судьбоносных перемен, трагических событий — нас разделяет целая вечность. Помимо революционного технического прогресса это две мировые войны: одна из них для нас — Отечественная, а также Гражданская война. Но чтобы перечислить все войны, на руках пальцев не хватит. Только в первой половине ХХ века в войнах сгинуло больше народа, чем за всё предыдущее тысячелетие.

Да, мир через 103 года стал неузнаваемо другим. Только во время написания этой книжки в 1913 году, озаглавленной «Ялта. Пути и нравы», некий Старьян не заглядывает в будущее, не претендует даже на роль писателя, а искренне и непосредственно, несколько залихватски лишь описывает, что видит и ощущает сегодня, то есть 103 года назад. Да и писано ещё кириллицей, но из всего им сказанного мы возьмем лишь яркие и достоверные впечатления от путешествия из Севастополя в Ялту, которое сегодня можно, не напрягаясь и с комфортом, совершить за час 40 минут на рейсовом автобусе.

Начинает свой рассказ автор в лучших традициях детективного жанра: «В Ялту можно добраться разными путями и способами. Однако, положа руку на сердце (и рискуя быть высланным из Ялты за распространение тревожных слухов), позволю себе заметить, что способов сообщения Ялты с другими пунктами Вселенной безусловно безопасных не существует».

Напомню читателям, что нынешняя железная дорога от Санкт-Петербурга и Москвы до Севастополя через всю европейскую часть России, в том числе и Новороссию, Симферополь, Бахчисарай, тогда уже почти 40 лет, как была построена, и являлась главной транспортной артерией из материковой России на полуостров Крым. Да и пути-дороги, ведущие в Ялту, в те времена мало чем отличались от нынешних. Как утверждает автор данной книги, в Ялту от железнодорожных станций можно было попасть:

— из Севастополя по Севастопольскому шоссе через Байдары (сейчас короче, проще и безопасней по новой дороге через Ласпинскую долину);

— из Бахчисарая по Бахчисарайскому шоссе;

— из Симферополя в Алушту через Чатырдаг;

— наконец, ревнителям славы Ливингстона, Пржевальского и других исследователей стран и путей неведомых — тайными горными тропинками.

Старьян не берётся утверждать, который из этих путей безопаснее, но для образца всё же выбрал путь от Севастополя до Ялты, так как он «наиболее избитый и убитый».

«Вы начинаете путь по местности нелюдимой, Богом сожженной. Ни куста, ни деревца. Сверху палит солнце, под вами камень, кругом вас пыль, пыль белая, мелкая, как какао Блоокера мельчайшего размола. Через несколько минут вы имеете вид усердного мельника или балаганного Пьеро. Вы в несколько минут становитесь слепым и глухонемым. Белая пыль заполняет рот, слепит глаза, заполняет ушные отверстия. Вам не помогут ни египетские очки, ни татарские чадры… бредёте на ощупь, как лунатик, как слепец, отыскивая дорогу только одним из пяти уцелевших чувств — осязанием».

Такое вот предстояло в те времена путешествие пешему путнику из Севастополя в Ялту по дороге, лишённой асфальта и окружающей растительности. Для бедноты это являлось обычным делом и занимало не менее двух дней.

«Вы, богатые и ленивые, гордо восседающие на сорокасильном восьмицилиндровом «Рено», не смейтесь над встречными белыми привидениями, поминутно падающими и встающими, из стороны в сторону шатающимися. Один Аллах знает, кто из вас достигнет крымской Мекки, вы ли, на вашем «Рено», он ли на своих двоих. Пути в Ялту неисповедимы».

«Но допустим, что на дороге вас не сразил солнечный удар, не задушила пыльная асфиксия, не задавил автомобиль (ялтинские шофёры носят медали по числу загубленных ими душ и перевязи по числу разбитых моторов), и вы, только избитый, как ресторанный бифштекс, но живой и бодрый («ничего!») достигли Байдар, знаменитых ворот (porta sacra) в настоящий Крым, отряхнулись от пыли, как накупавшаяся в реке собака, промыли глаза и уши, выплюнули несколько фунтов белой пыли, восстановили четыре онемевших чувства, стали наконец, что называется, человеком».

А вот начиная с Байдарских ворот всё 103 года назад описанное и сегодня вполне узнаваемо. Оказывается, более ста лет назад восьмицилиндровые со смешными по нынешним меркам сорока лошадиными силами «Рено» уже умудрялись «щедро» не только пылить, но и давить людей на дорогах. Уже тогда тот давний автор ностальгически вспоминает: «В доброе старое доавтомобильное время определить точно доавтомобильный период легко путём статистики полицейских протоколов о несчастных случаях. Кто не хотел или не мог идти пешком, нанимал в Севастополе экипаж, обыкновенно четырёхместное ландо, или корзину («гейш» тогда ещё не знали), запряжённую тройкой бодрых и сытых лошадок. По многим соображениям нужно было рассчитать время пути так, чтобы попасть на Байдары к вечеру».

Какие же автор подразумевает «многие соображения»?

Как правило, в Ялту едут на отдых, поэтому даже дорога на лошадиной упряжке не должна быть утомительной, а восприниматься как увлекательное путешествие. Чтобы за день доехать по старой горной дороге из Севастополя до Ялты на четырёхместном ландо, корзине и даже на «гейше», надо иметь сменных лошадей, ехать практически более полусуток без остановки. С горы и в гору лошадей даже мелкой рысцой не погонишь. Поэтому удовольствие путешествия «растягивали» на два дня.

Из Севастополя выезжали рано утром, досыпая в дрёме под лёгкое покачивание экипажа. К полудню добирались до станции Чаталь-Каи, между Севастополем и Байдарами, это предположительно в районе Варнутки (ныне село Гончарное). Предположительно потому, что мест с таким названием в горном Крыму несколько, но расположены они все вне пределов Севастопольского региона. «Заказывали самовар и подкреплялись, чем Бог послал. Лошадки тем временем отдыхали и подкреплялись. Ямщика угощали водкой».

Отдыхали часа три-четыре, место там уютное, есть вода и даже водоём, заодно пережидали в летнее пекло самое жаркое время суток. Была ещё одна не менее важная причина: доехать до Байдар как можно позже, к ужину…

«Ещё в пути до Севастополя знатоки Крыма давали вам наставления: выйдите из Байдарских ворот перед восходом солнца, и вы увидите картину, которую не забудете всю жизнь (огненный шар, медленно выползающий из вод, поразительный контраст между унылой дорогой до Байдар и видом голубого моря, внезапно представившийся восхищённому взору Форосский храм, так смело поставленный на утёсе, лента горной дороги над берегом моря, виллы, дворцы с таинственными кипарисами, татарские деревни со стройными минаретами, стройные татары и загадочные татарки…). Вы твёрдо запомнили наставления и не желаете дробить настроение. Посему вы остерегаетесь выйти за ворота, загораживающие, подобно сценической занавеси, вид на море, и, поужинав основательно, попив чайку (с ромом или коньяком, если вечер прохладный), закатываетесь спать пораньше, наказав половому странно-приёмного дома разбудить вас перед восходом солнца, и засыпаете блаженным сном человека, спокойного сознанием исполненного долга».

Я готов прослыть плагиатором, но хочу продолжить описание пути даже не «из варяг, в греки», а всего лишь из Севастополя в Ялту 103 года назад, подлинным языком автора из того прошлого…

«Но однако все опасности пути до Байдар — ещё полбеды сравнительно с теми испытаниями и страхами, кои ждут вас на пути из Байдар к Ялте. Вот где вы должны применить все лучшие ваши физические и душевные качества — смело глядеть в лицо опасности и пытаться избежать их умом, ловкостью и хитростью.

…Но вы не приняли в расчёт бесконечную кривизну дорожной ленты — путь от Байдар к Ялте столь извилист, что развёрнутой лентой его можно было бы обмотать талии сотни тысяч готтентотских Венер. Прибавьте к этому нависшие над дорогой скалы, вечно грозящие падением, преграждающие вам каждые два сажени дороги…»

Если перечислять все опасности, поджидавшие некогда путника, бредущего или едущего вдоль обрывистой горной стены по старой Ялтинской дороге, которые перечислены в книге Старьяном, то никаких страниц газеты не хватит. Но вот через 100 лет в наше время я по этой уже заброшенной дороге и ходил, и ездил, и считаю, что это прекрасный туристический маршрут, но при соблюдении мер безопасности. Правда, у нас принято вначале заглотнуть кипятку, а потом уже дуть на воду…

Надо сказать, если бы тот давний автор описывал путешествие из Севастополя в Ялту сегодня, опасностей нашёл бы в этом пути не меньше и всех туристов отговорил бы совершать экскурсии. Откуда такие выводы? Сам Александр Сергеевич Пушкин на века нас убедил:

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля…

А Старьян в данной книге, по-видимому, опираясь исключительно на личный опыт, убеждает в обратном:

«Есть люди, которые, ссылаясь на свой опыт многолетнего путешествия, будут доказывать вам несравненные преимущества морского пути в Ялту. Почтенный и уважаемый читатель, если вы дорожите вашим покоем и мечтаете провести весь сонный период вашей остальной жизни без кошмаров, не верьте этим сиренам. Помните хорошенько, что путешественники в некоторых отношениях те же охотники: и те и другие сродни сивому мерину.

Знаете ли вы, что такое морская болезнь? …От морской болезни не спасает ничто: ни возраст, ни пол, ни чин и общественное положение, ни радушное состояние духа после получения высокого ордена, ни звание невесты, ни любовь, ни ненависть».

Так подробно описывать страдания от морской болезни можно только с позиции врача и человека, испытавшего её на себе. Причём в заключение подытоживает: «Испытав раз тоску и муки морской болезни, вы за все радости Магометова рая не решитесь вторично пропутешествовать в Ялту морем».

Убедил, не убедил нас предок, но, видимо, его аргументы оказались убедительней пушкинских, если 103 года спустя морского транспорта от Севастополя до Ялты попросту не существует.

Согласимся с автором и в том, что и сегодня, побывав дважды в качестве туриста или отдыхающего в Ялте, человек к ней привыкает, как кошка к дому, а лавочник — к своей лавке…

И сегодня, как 103 года назад, в Севастополе на площади перед вокзалом вы находите целую маленькую кавалькаду (автомобилиаду?) авто всевозможных типов: от маленького и валкого «Форда», грузных «Бенцов», изящных Mercedes и 8-цилиндровых Guatre Vingt Chevaux до монументальных автобусов, способных принять в свои недра добрую половину провинциального русского городка.

Приходится и сегодня, но только отчасти, соглашаться и с утверждением автора 103-летней давности о том, что «севший в автомобиль — существо обречённое; у него гораздо меньше шансов доехать живым до места назначения, чем у армянского игрока отыграться».

Но кто же в ХХI веке предложит вам из Севастополя в Ялту двухдневное путешествие да ещё со встречей рассвета на Байдарах, да ещё на «гейше», корзине, на худой конец — в четырёхместном ландо, впряжённом всего лишь в две-три натуральные лошадиные силы…

А то, что в отличие от той давней поры поезда в Севастополь нынче не ходят, так это дело поправимое: скоро в город-герой Севастополь они пойдут не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и со всех уголков нашей необъятной России.

Другие статьи этого номера