Театр абсурда

Что бы там ни говорили скептики и пессимисты, но интерес современного
зрителя к театру не уменьшается, а напротив — растет, невзирая на
блэкауты, эмбарго, инфляцию, блокады и прочие неприятности. Чтобы
убедиться в этом, достаточно сходить на спектакли главных городских
театров — аншлаги перестали быть экзотикой. И этот факт, несомненно,
радует. А также радует возросший интерес к экспериментальным
новаторским постановкам молодых и «сверхновых» театров.Только что закончился традиционный фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ-IX». Девятый по счету, между прочим. Пришло время подвести его итоги. Восемь вечеров на открытой сцене арт-галереи современного искусства «Зеленая пирамида» зрительный зал заполнялся до отказа. Организаторами фестиваля и арт-директором галереи Леонидом Шуваловым изначально была поставлена цель — сделать показы доступными, поэтому вход на все спектакли акции был свободным, что в наше время, согласитесь, большая редкость!

К сожалению, из-за полного отсутствия финансирования (об этом ниже) фестиваля показать свои спектакли смогли лишь севастопольские театры: «Плей», ТБМ, Театр им. Кукол (КИЦ) и «Психо Дель Арт» (БДК). Исключением стал премьерный показ пластического спектакля «Война и мир» московского театра «ЗнакЪ», сумевшего приехать в Севастополь за свой счет. А жаль, ведь заявку на участие подавали молодые театры из Волгограда, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Симферополя… Жаль, что их работы не увидели жители и гости славного города федерального значения!

«А нужны ли вообще студенческие, аматорские, любительские театры?» — задает вопрос строгий искушенный зритель. Ну, во-первых, если уж вспоминать историю отечественных, ныне именитых и известных на весь мир театров, то все они «выросли из штанишек» именно любительских кружков, студий, сообществ и содружеств. И лишь когда поддержка искусства вообще и театра в частности стала одной из приоритетных задач государства, вот тогда и появились легендарные МХТ, БДТ, ТиМ, театры им. Вахтангова, им. Немировича-Данченко и многие другие! То есть нищая послереволюционная страна нашла возможность помочь выжить и стать на ноги молодым талантливым труппам, которые потом покоряли подмостки всего мира, доказывая, что «даже в области балета мы впереди планеты всей». К слову, нечто похожее недавно произошло и в Севастополе: благодаря усилиям директора КИЦ Татьяны Зениной в городе на один театр стало больше. Имеется в виду Театр им. Кукол, на представления которого уже сейчас очень трудно достать билеты.

В продолжение темы о нужности-ненужности новых коллективов. Согласитесь, что вы вряд ли сможете всю жизнь довольствоваться лишь классикой: «Ревизор», «Идиот», «Капитанская дочка», «Анна Каренина», «Гроза»… По аналогии с пищей: борщ — это вкусно, полезно и сытно, но ведь хоть разок в жизни хочется попробовать шаурму, сациви, оленину, суп из акульих плавников…

Да мало ли на свете такого, «что и не снилось нашим мудрецам». У любого человека должно быть право выбора, в том числе и «своих» театра, драматурга, артистов, постановщиков. Вот почему молодые любительские театры пользуются невероятным зрительским успехом в России и Европе. Они имеют возможность и желание экспериментировать, искать новые формы, новую эстетику, новые веяния, которые, кстати, затем перенимают и более консервативные театры. Вот для чего нужны фестивали-лаборатории, на которых зритель становится соучастником эксперимента, а не пассивным наблюдателем действа.

В этом смысле московский театр «ЗнакЪ» вызвал особый интерес премьерным показом спектакля «Война и мир» с участием севастопольских артистов. Режиссер-постановщик Алексей Слепышев заслуженно получил приз «За лучшую режиссуру». Приз зрительских симпатий достался трогательной сказке «Слон Хортон ждет птенца» (режиссер — Артем Макеев, Театр им. Кукол). Ну а «Гран-при» был присужден… театру юного зрителя «На Большой Морской» за блестящую постановку «Антоша Чехонте. Рассказики».

Так быстро пролетели восемь театральных вечеров, на которых были не только спектакли, но еще и прекрасные вечера джаза и современной поэзии, а во внеконкурсной программе приняли участие мэтры — театры им. Луначарского и Лавренева, за что им отдельное спасибо! Ведь, повторюсь, каждый зритель вправе решать, куда он придет еще и еще.

До встречи через год на юбилейном — десятом! — фестивале малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Очень надеемся, что за этот год отношение к искусству наших деятелей культуры кардинально изменится!

К сему Андрей МАСЛОВ.

P.S.  Перед самым началом нынешнего фестиваля стало известно, что из-за финансовых трудностей на улице (в прямом смысле) оказался молодой севастопольский театр «Плей». Артистам и художественному руководителю Екатерине Прилепской (обладатель приза «За лучшую женскую роль») остается лишь надеяться на чудо! Ведь оно встречается не только в театре, но и в жизни.

______________________________________________

В тему

Открытая репетиция в кукольном театре!

В театре им. Кукол Культурно-информационного центра прошла открытая репетиция спектакля «Белый великан». Завершая первый театральный сезон, труппа решила порадовать зрителей премьерой для взрослых и детей старше 10 лет.

Присутствовавшие на репетиции впервые познакомились с творчеством одного из самых читаемых и почитаемых в Англии сказочников — Элинор Фарджон (1881-1965), лауреата крупнейших национальных и международных премий за произведения для детей и юношества. В 1955 году ей была присуждена золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую называют «малой Нобелевской премией». Этой награды она удостоилась первой среди детских писателей во всем мире. Стоит отметить, что Э. Фарджон обожала путешествовать по Англии, собирая местные легенды и превращая их в свои сказки. На холме неподалёку от Уиллингтона в графстве Сассекс на самом деле существует Вильмингтонский склон, на котором изображён белый великан.

«Я не случайно обратился к творчеству Э. Фарджон. В её сказке «Великан из Вильмингтона», по мотивам которой и был создан наш спектакль, волшебство перемешано с бытом, она полна любви и светлой грусти, добра и самопожертвования. У персонажей спектакля «Белый великан» вполне человеческие характеры, чувства, которые они испытывают. Уверен, что постановка будет интересна зрителям любого возраста. Ведь сказки Фарджон помогают взрослым понять детей, детям — понять взрослых, самих себя, мир, в котором они живут», — рассказал художественный руководитель театра Артём Викторович Макеев.

Историю о Вильчике, маленьком человечке, добром и трудолюбивом, который очень хотел стать великаном, блестяще рассказали актрисы Екатерина Старикова и Анна Воробьева. Сбылась его мечта или нет, можно будет узнать на премьере спектакля 15 июля!

И зрителям, и актёрам пришелся по душе необычный эксперимент театра по поводу открытой репетиции. Взрослые и дети утверждали, что с нетерпением будут ждать премьеры, когда смогут посмотреть спектакль целиком!

Отдел информации КИЦ.

Фото Н. Чёрной.

Другие статьи этого номера