Актуально о ежеквартальной отчетности

На вопросы о ежеквартальной отчетности в Пенсионный фонд Российской
Федерации отвечает Оксана ОКОРОКОВА, заместитель начальника отдела
ПФР в Балаклавском районе Севастополя.— Оксана Николаевна, какая отчетность предусмотрена в Пенсионный фонд на сегодняшний день?

— С 1 июля у нас начались сразу две отчетные кампании: ежеквартальная — по представлению расчетов по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1, и ежемесячная — по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Сегодня мы подробно остановимся на вопросах представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1.

В Пенсионный фонд Российской Федерации данный вид отчетности представляют только работодатели, а именно — юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников.

Расчет по форме РСВ-1 представляется ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом на бумажном носителе, а в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Обратите внимание, что расчет необходимо представлять в обязательном порядке независимо от наличия начисления заработной платы и ведения финансово-хозяйственной деятельности работодателем.

— Каким образом проходит прием расчетов при личном обращении работодателей в районный отдел?

— При приеме отчетности специалисты отдела проводят полную визуальную проверку отчета на соответствие требованиям «Порядка заполнения формы расчета», который утвержден постановлением правления ПФР 16.01.2014 N 2-п, а именно: проверяются полномочия лица, представляющего расчет, наличие подписей руководителя (доверенного лица), печати. Кроме того, проводится его форматно-логический контроль специализированными программами.

Часто бухгалтеры допускают ошибки по невнимательности, например, в разделах 1-5 вместо прочерков ставят нули. Такие, казалось бы, незначительные ошибки приводят к сложностям при обработке отчетности.

Для удобства плательщиков в Балаклавском районном отделе оборудовано рабочее место работодателя. Установлен компьютер со всем необходимым программным обеспечением, на котором бухгалтер может сформировать отчет или исправить ошибки, которые обнаружил специалист.

Специалисты отдела дают консультации по всем вопросам, возникающим у плательщиков при составлении отчетности. Кроме того, рассказывают об изменениях в законодательстве, которые касаются деятельности ПФР, вручают работодателям памятки и буклеты.

— Какие вопросы чаще всего возникают у работодателей при формировании отчетности?

— Часто задаются вопросы о правильном отражении в отчетности информации о дополнительных тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, которые начисляются в отношении лиц, занятых на видах работ, относящихся к вредным и (или) опасным условиям труда. Список данных профессий приведен в федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Я хочу обратить внимание работодателей на то, что дополнительные взносы начисляются вне зависимости от того, работает человек на полную ставку или нет и будет ли иметь право в дальнейшем этот работник на досрочный выход на пенсию, а также проведена ли на предприятии специальная оценка условий труда рабочего места по российскому законодательству.

Также у работодателей возникают вопросы, связанные с правильным заполнением сведений о суммах выплат и иных вознаграждений. Иногда бухгалтер при заполнении информации о стаже забывает указывать дополнительные сведения в случаях, если работник находился в отпуске, на больничном или в декрете. А это очень важно, так как на основании данной информации в лицевой счет каждого работника вносятся сведения о стаже, которые в дальнейшем используются при назначении пенсии.

Кроме того, хочу отметить, что специалисты не только отвечают на вопросы плательщиков, но и сами, исходя из практики, предоставляют им информацию, которая могла бы быть полезна. Например, некоторые из работодателей не знают, что имеют право на начисление пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

— А что делать, если работодатель все-таки допустил ошибку в расчете?

— В случае обнаружения ошибки до начала следующего отчетного периода работодатель может представить уточняющий расчет с исправленными сведениями столько раз, сколько это необходимо. Если же плательщик обнаруживает ошибку в течение следующего периода, то индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц, по которым выявлены ошибки, подаются с типом «корректирующие» или «отменяющие» и представляются вместе с расчетом за текущий отчетный период.

— А если плательщик сдает отчет позже установленного срока?

— За представление расчетов позже установленного законодательством срока в соответствии со ст. 46 федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к работодателям применяются финансовые санкции в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного периода за каждый полный или не полный месяц задержки представления расчета, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Одновременно руководители предприятий привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафа составляет от 300 до 500 рублей.

— Что вы можете порекомендовать плательщикам, которые не успевают сдать отчет в районный отдел?

— Я бы рекомендовала им перейти на электронный вид отчетности. Кстати, на сегодняшний день уже более 70% работодателей выбрали именно этот способ представления отчетности.

Для этого работодателю необходимо:

— обратиться в любой удостоверяющий центр для приобретения электронной подписи. Перечень этих центров размещен на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru;

— заключить соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом, формы которого можно получить в любом районном отделе;

— если у работодателя не установлены специальные бухгалтерские программы, такие как 1С, то он может воспользоваться программным обеспечением, которое размещено в свободном доступе на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru в разделе «Электронные сервисы».

— А есть ли преимущества у работодателей, представляющих отчетность в электронном виде?

— Безусловно есть.

Во-первых, для таких работодателей продлен срок представления отчетности на пять дней.

Во-вторых, они освобождены от представления бумажного варианта отчетности.

В-третьих, они могут отправлять отчет в любое удобное для них время со своего рабочего места. Это экономия времени.

— Куда необходимо представлять отчеты на бумажных носителях?

— Работодатели могут представить расчеты по месту регистрации в любой районный отдел Пенсионного фонда Севастополя по адресам:

Балаклавский р-н — ул. Урицкого, 2;

Гагаринский р-н — ул. Пожарова, 5;

Ленинский р-н — ул. Киевская, 11/Л.Толстого, 35;

Нахимовский р-н — ул. Дзигунского, 19.

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера