Галерея «Арт-Бульвар» представляет «Искусство советского периода. Живопись и графика»

Галерея "Арт-Бульвар" представляет "Искусство советского периода.
Живопись и графика"

Выставка пройдет с 16 по 21 июля в галерее «Арт-Бульвар» на пл. Восставших,
4, корпус 1.Экспозиция, представленная галереей «Арт-Бульвар» в нынешнем году, достаточно сильно отличается от всех предыдущих по выбору как авторов, так и жанров изобразительного искусства. Основу собрания галереи традиционно представляют хорошие, крепкие отечественные живопись и графика советского и постсоветского периодов, преимущественные жанры — пейзаж и натюрморт. Такое предпочтение севастопольской галереи в коллекционировании понятно любому зрителю, хоть немного знакомому с крымской историей и искусством.

В начале XX века закладывается и крымская романтическая школа — в настоящее время она чаще называется «киммерийская» по географическому признаку. Корни ее восходят к И. Айвазовскому, но настоящее развитие и полноценное звучание стиль крымского романтизма приобрел в живописных и графических работах К. Богаевского, М. Казаса и акварелях М. Волошина.

Советское изобразительное искусство стало полноценным преемником российского дореволюционного искусства, прежде всего потому, что преподаватели, школы и тенденции развития сохранялись именно на этой территории вплоть до конца 30-х годов, когда все искусство было превращено в идеологическое и пропагандистское. Хотя даже и в эти страшные годы в Крыму можно было найти пейзажи и натюрморты, а также бытовые зарисовки. Наиболее известным представителем довоенного периода крымского искусства в нынешнем аукционном собрании стал К. Богаевский. Его автолитографии «Юг» (1922 г.) и «Прошлое» (1923 г.) являются прекрасными образцами печатной малотиражной графики, становятся реперными точками для молодых художников, демонстрируют как виртуозное владение техникой, так и настоящий талант графика, в полной мере присущий Константину Богаевскому.

Особое место на аукционе занимает акварель «Симеиз» (1925 г.) В. Фельдмана — известного архитектора и акварелиста рубежа веков. Он — архитектор Покровского собора в Севастополе и многих других церковных и светских сооружений в нашем городе и Балаклаве. В соавторстве с инженером О.И. Энбергом и скульптором А. Адамсоном он создал памятник Затопленным кораблям — символ героического Севастополя. Помимо архитектуры, Валентин Августович уделял очень много времени акварели. Он — участник множества выставок в Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе. Длительное время В. Фельдман состоял в Товариществе русских акварелистов и наряду со своими коллегами Н. Самокишем и В. Яновским заложил основу крымской акварели.

Переходным периодом в отечественном искусстве становятся послевоенные годы: конец 40-х — начало 50-х. Необходимо помнить, что в это время самой насущной проблемой для живописца были краски, холсты, кисти. Рисовали на обрывках мешков, картоне, посылочных ящиках, на старых картинах. Цветовая палитра ограничивалась 4-5 красками. И с помощью этого художники, прошедшие по фронтам Великой Отечественной: Афанасьев, Бернадский, Басов, Бакаев, Кобыленков и др. — могли творить чудеса.

На аукционе представлены работы тех лет: «В Шир-Доре» (1944 г.) и «Старый Самарканд» (1946 г.) А. Пузыревича; «Возвращение» (1950 г.) Л. Мельникова; «Грузовой причал» (1950 г.) Б. Колесника; «Портрет однокурсницы» (1953 г.) З. Филиппова и некоторые другие. Впервые на Крымском аукционе будут представлены два портрета И. Сталина работы П. Сулименко начала 50-х годов. Особого внимания заслуживает работа мариниста и баталиста М. Степанова «Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой» (1952 г.). Художественная ценность этой картины дополняется почти документальной достоверностью. Отрадно, что галерея «Арт-Бульвар» находит и выставляет подобные картины отменного качества, но незаслуженно забытых авторов.

Иной период в развитии искусства начался с «оттепели». Уже с середины 50-х годов мы встречаем все больше традиционных пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен. Именно этот период крымской живописи представлен в аукционном каталоге наиболее полно. Обращают на себя внимание картины Ф. Захарова: «У причала» (50-е гг.), «Порт» (1953 г.) и «В порту» (60-е гг.). Украшением любой выставки являются картины народных и заслуженных художников и деятелей искусств УССР и Украины П. Столяренко, Ф. Захарова, В. Бернадкого, В. Цветковой, В. Толочко, Я. Басова и А. Сухоруких. Их творчество составляет ядро галерейной коллекции и хорошо известно как в Крыму, так и за его пределами. На данном аукционе представлено более 30 работ патриархов крымского искусства, многие из которых являются настоящими жемчужинами.

Важным этапом в понимании крымской живописи станет знакомство с такими художниками, как П. Мирошниченко, А. Стрелов, А. Стремский, М. Афанасьев, М. Чухланцев, П. Коломойцев, и др. Любовь к Крыму, его удивительной красоте пронизывает работы художников. Традиции закарпатского изобразительного искусства сохранились в работах бывшего директора Ужгородской картинной галереи М. Кобыленкова. Его ранние крымские работы, такие как «Севастополь» и «Горное селение», являются своеобразным мостом между двумя различными живописными школами. Работы этого мастера всегда создают радостное настроение, задают тон любой экспозиции.

Говоря о влиянии импрессионистов на художников Крыма, невозможно не упомянуть П. Столяренко, отдавшего многие годы детальному изучению техник, выразительного языка французских художников. И хотя Петру Кузьмичу удалось выработать свой индивидуальный и неповторимый стиль в живописи, влияние великих французов будет чувствоваться в его работах на протяжении всего творческого пути.

Хотелось бы вернуться к самому началу нашего разговора о двух векторах движения коллекции галереи «Арт-Бульвар». Постепенное смещение отбора от чистого пейзажа и натюрморта в сторону жанровых сцен и «трудовых будней» становится особенно заметным на данной (7-й) экспозиции. Фактически это смещение можно обозначить как поворот в сторону соцреализма. На разных выставочных площадках арт-центров России эта перемена наметилась давно, и вот теперь данное течение коснулось и Крыма — своеобразного «замка из слоновой кости», куда стремились все художники, не желающие обслуживать идеологические запросы.

Вероятно, мы со временем стали видеть в «боевых и трудовых подвигах» то, чего не замечали раньше. Это прежде всего высокий уровень живописного мастерства, документальная достоверность и наивный, может быть, немного показной патриотизм. Это слово, которое почти 20 лет отсутствовало в нашем лексиконе, начинает возвращать утраченный смысл. Мы стараемся увидеть в этих картинах подтверждение наших юношеских воспоминаний — мощь великой страны, трудолюбие ее людей, красоту необъятных пшеничных полей, новые корабли на верфях… Не обошли вниманием советские живописцы и рядовые будни обычных людей. И от того, что там совсем нет геройства, а есть только искренность и любовь, эти картины приобретают совсем иной смысл и иную ценность в глазах современных коллекционеров и зрителей.

Жизнь советских людей показана на нынешней выставке в работах народных художников УССР и Украины: одесского живописца К. Ломыкина («На подворье»), Я. Басова («Спуск катера», «Утро на палубе линкора», «Севастополь. У переправы»), П. Столяренко («Рыбаки», «В доке»), А. Сухоруких («Севастополь. Матросский спуск») и др. Конечно, основной темой в жанровой картине крымчан и тех, кто сюда приезжал, было и остается море как источник жизни, как стихия созидания и разрушения и как просто объект обожания всех живущих на его берегах.

Говоря о соцреализме и его различных направлениях, нельзя забывать и о «суровом стиле». Более того, многие искусствоведы считают работы, написанные в этом стиле, лучшими и наиболее честными картинами советских времен. Особенно привлекательным для зрителя был образ «советского человека», созданный художниками-шестидесятниками. Этот образ лишен приторности, «придуманной счастливости», он полон энергии, внутренней силы и жизненного опыта. Строгие формы рисунка, упрощение композиции и сдержанная цветовая гамма — основные внешние отличия стиля.

Отдельной строкой в историю Севастополя вписано творчество Г. Арефьева. Его короткая и яркая жизнь оставила о себе след длиною в десятилетия. В творчестве Геннадия Александровича было много экспериментов, новаторства, поиска. На данной выставке его работа «Скульптор» ближе всего примыкает к «суровому стилю» — таковы лаконичная лепка образа, стилизованный рисунок, передающий мощь человека и профессии. Однако по колориту она однозначно выдает крымского художника. Даже «суровый стиль» в Крыму имел яркую палитру.

Говоря о различных направлениях соцреализма, мы плавно подошли и к его антитезе в отечественном искусстве — к авангарду. В Крыму и на юге Украины авангард пустил прочные корни, и нынешний аукцион только приоткрывает дверь в этот многоцветный и ни на что не похожий мир. Будем надеяться, что «Арт-Бульвар» продолжит поиск работ и открытие новых для российской публики имен, а пока на выставке можно оценить работы мастеров одесского авангарда. Говорить о мятежных одесситах «Хрущике и Сычике» (Хруще и Сычёве) и их сподвижниках в кругу ценителей современного искусства очень непросто, да и не нужно: их биографии и работы «разобраны по атомам» и проанализированы. А сами они давно уже стали классиками отечественного искусства.

Разнообразие стилей и авторов, жанров и художественных школ создает лицо новой аукционной экспозиции, представляет взыскательному зрителю картины на любой вкус, а может быть, и позволит приглушить ностальгию по юности, которую со временем начинает испытывать каждый человек.

На снимках:  Фельдман В.А. «Симеиз», 1925 г., акварель, 67х48,5; Коваленко В.К. «На 12 причале Севастополя», 1987 г., х.м., 59,5х69,5; Сулименко П.С. «Портрет Сталина», 50-е, картон, масло, 40х28.

Другие статьи этого номера