Генеральный план Севастополя должен быть разработан до конца 2016 года

Генеральный план Севастополя должен быть разработан до конца 2016 года

Напомним: разработка генплана Севастополя включена в федеральную
целевую программу развития Крыма и Севастополя. Разработчиком
определён ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт
генплана Москвы». Общая сумма контракта — 49,5 миллиона рублей, 15 из
которых подрядчик получил в качестве аванса. Генеральный план
Севастополя является публичным документом и должен пройти
общественные обсуждения. 15 июля в законодательном собрании
Севастополя прошли очередные слушания, в которых приняли участие
депутаты, представители правительства Севастополя, архитекторы,
эксперты, общественники.Проект генеральной линии развития Севастополя рождается в спорах и дискуссиях. На текущий момент остается лишь надеяться, что разработчикам удастся найти баланс между смелыми градостроительными идеями и возможностью их реализации. Но главное, что заложенные в генплане решения окажутся городу по карману, а не останутся на бумаге, как грандиозные планы, ждущие своего звездного часа. По условиям госконтракта генплан Севастополя должен быть разработан до конца текущего года.

Варианты пространственной концепции развития Севастополя уже обсуждались, и не раз, на разных площадках. Известно, что разработчики разделили город на три ландшафтные зоны: Южную, Корабельную и Северную, и три структурные: гражданскую, военную и промышленную. Ключевыми аспектами развития Севастополя стали туристический центр, военно-морская база, университет, сельхозпроизводство, порт и логистика.

В первую очередь специалисты обращают внимание на перегруженность существующих транспортных узлов и необходимость строительства новых крупных транспортных развязок, на ограниченные запасы воды в основном источнике водоснабжения, на устаревшие коммуникации и износ коммунальных сетей, недостаточную мощность энергетической инфраструктуры, неравномерную застройку и локализацию районов города. Решение транспортных проблем предлагается начать с завершения реконструкции двухуровневой развязки на пятом километре, после чего начинать строить основную рокаду от проспекта Генерала Острякова до проспекта Генерала Мельника, а также приморские рокады вдоль бухт Круглой, Камышовой и Стрелецкой. Сегодня путь между удаленными частями Севастополя занимает 45-50 минут, а рокада и дополнительные дороги-связки сократят его до 30 минут.

В Союзе архитекторов Севастополя, например, уверены, что в техническом задании следует предусмотреть формирование морских фасадов, приморских бульваров, а кромку моря сделать максимально доступной для горожан. По мнению местных архитекторов, если в Севастополе появится рокада, то целесообразно будет добавить на неё несколько планировочных районов — дополнительных центров, которые создаются с помощью архитектурных, планировочных и транспортных решений, обеспечивая районы новыми рабочими местами и зонами отдыха. В Союзе архитекторов Севастополя считают, что такие центры необходимы: в Казачьей бухте, в районе «Муссон» — «Маяк» — Стрелецкий холм, на Максимовой даче, улице Горпищенко, на Северной стороне города. Разработчики настаивают на максимальной доступности набережных и пляжей для горожан, а вид на море рассматривают как один из основных позитивных факторов при размещении жилого и общественного строительства. Кроме того, «создав пешеходную, экскурсионную, логистическую связность музейно-исторического комплекса, город может претендовать на статус исторического центра общероссийского значения», уверены специалисты.

По мнению разработчиков проекта генплана, центр Севастополя рано или поздно придется выносить за пределы исторического центра города, который уже сегодня переполнен автомобилями. Разместить его можно на Зеленой горке, где пустует около 250 гектаров земли. По прогнозу разработчиков, население Севастополя к 2035 году увеличится почти на 100 тысяч человек, а значит, будет востребовано жилищное строительство — около 300 тысяч квадратных метров в год.

Также ранее предложенная концепция генплана предполагала реконструкцию двух судоремонтных заводов. «Севморзавод» предлагалось перенести в Инкерман или на Северную сторону. Разработчики считают обоснованным перенос мощностей «Севморзавода» (СМЗ), поскольку, по их мнению, нынешняя площадка судостроительного завода имеет очевидные недостатки — «стесненную территорию», старые строения и оборудование, требующие полной замены. Освободившиеся территории запланированы под жилую застройку, общественно-деловой центр и зоны рекреации. Но к идее переноса «Севморзавода» из Южной бухты в Инкерман ранее скептически отнеслись в правительстве города, заметив, что это предложение нуждается в проработке. «Этот вопрос имеет много аспектов: особое отношение жителей города к «Севморзаводу», история плюс значительные расходы», — такое мнение выразил замгубернатора А. Еремеев. К тому же сама передислокация завода потребует значительных расходов. «Это не было согласовано. Мнение дискуссионно и с точки зрения реализации вызывает определённые сомнения», — считают в правительстве. Вопрос предложено обсудить с представителями Министерства обороны, командованием ЧФ РФ, так как процесс юридического оформления воинских частей полностью еще не завершен, объекты флота территориально разбросаны, для некоторых требуется установить охранные зоны. К тому же, как сообщалось ранее, Минобороны РФ планирует масштабное строительство жилья для военнослужащих в Севастополе.

В правительстве города не видят Севастополь только курортным городом с массовой жилищной застройкой. Из-за ограниченности земельных ресурсов признается нецелесообразной идея строительства так называемых дешевых апартаментов. Но между тем позиция руководства города сводится к тому, что Севастополь должен при любых вариантах развития остаться городом, комфортным для проживания. Обязательно должен быть соблюден баланс между количеством жителей и местами приложения труда. В процессе разработки и утверждения генплана необходимо избежать превращения города федерального значения, города-героя, главной базы Черноморского флота в обычный курортный город с массовой жилищной застройкой.

На Северной стороне, в частности, где планируется высадка виноградников, строить дешевые апартаменты и жилье было бы неправильно. Здесь предлагается выделить землю для виноградников и авторского виноделия. При этом данное сельскохозяйственное направление названо приоритетным.

В целом новый генплан Севастополя сохранит имеющийся баланс территорий. Жилые микрорайоны будут по-прежнему занимать 41 процент общей площади, но при этом увеличится зона зеленых насаждений, станет больше мест для спорта и отдыха. Это произойдет за счет освоения неиспользуемых территорий, а также обустройства прогулочных зон на дне балок, выходящих к бухтам, которые станут основой зеленого каркаса города.

Вопрос границ и административно-территориального деления города остается спорным в свете нового статуса. Эксперты отмечают, что условное отделение исторического центра от других районов еще можно будет пересмотреть. Кроме того, пятая часть промзоны города сегодня не используется вообще, а это тоже территории, которыми можно распорядиться с большей пользой для города.

Дополнительных обоснований требует пункт проекта развития морского порта в Камышовой бухте. Перевалочные мощности морского порта, по мнению проектировщиков концепции генплана, через 10-15 лет могут достигнуть 40 миллионов тонн грузов в год.

Система городского водопровода составила секретный раздел проекта. Было отмечено, что Севастополю требуется 180 тысяч кубометров пресной воды в сутки, между тем как предложенный ранее вариант решения проблемы водоснабжения Севастополя с помощью строительства водовода для переброски части стока реки Коккозки в Чернореченское водохранилище даст всего 75 тысяч кубометров воды, что недостаточно. Кроме того, остро стоит вопрос инвентаризации и учета всех водопроводных сетей города, что, согласно намеченным планам, будет осуществлено в следующем году.

Нехватка финансов, по мнению экспертов, может стать не единственным препятствием на пути построения Севастополя будущего таким, каким его видят нынешние разработчики генплана. В условиях западных санкций, «затянутых поясов» и шаткого положения рубля, например, подсчеты по приему туристов, работающих горожан и заселенности квадратных метров выглядят отчасти поверхностными. Так или иначе, обсуждение проекта генплана продолжается. Вариант, которому будет отдано предпочтение, будет вынесен на дальнейшее обсуждение, также пройдут выступления по телевидению, чтобы жители города понимали пути его развития.

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера