Через годы, через расстояния…

Через годы, через расстояния...

Из зацепившегося за краешек юга Тюменской области Ишима в Севастополь
на имя Анатолия Шорохова пришла бандероль. Известный у нас художник
ждал ее. Тем не менее содержимое упаковки из плотной бумаги и
обрадовало, и удивило адресата.Анатолий Федорович родом из Ишима. Из этого далекого сибирского городка родня посылала на фронт Федору Шорохову первые карандашные рисунки еще совсем юного сына. На берегу реки Ишим Толя Шорохов познал азы в области изобразительного искусства.

Выражением первого и самого значимого признания таланта в нем (какое только может быть в глубокой провинции) явилось приглашение вчерашнего семиклассника Толи Шорохова на должность художника кинотеатра имени 30-летия ВЛКСМ.

Свыше полувека назад киношной рекламной продукции типографиями выпускалось хоть пруд пруди. И в два цвета, и во все цвета радуги. Тем не менее главных героев фильмов престижно было изображать на огромных загрунтованных полотнищах. Кинотеатр имени 30-летия ВЛКСМ в Ишиме не был исключением. Поэтому и держали в его коллективе художника. И не абы какого, а с наметанным глазом и с хорошо поставленной рукой. Этим высоким требованиям отвечал Анатолий Шорохов.

В 1957 году 50-тысячный Ишим, как и «все прогрессивное человечество», готовился достойно отметить 40-летие Великого Октября. Оформление местного Дома культуры, где обычно проходили главные мероприятия праздника, доверили Анатолию Шорохову. К тому времени он едва переступил 20-летний жизненный рубеж.

Талантливый художник не затерялся бы, останься он жить в Ишиме. Может, он вовсе не собирался оставить свою малую родину. Анатолий Шорохов решил окончить в Москве высшее учебное заведение у титулованных художников. Но жизнь распорядилась по-своему. Наш герой еще не получил на руки диплом об окончании института, как было оформлено приглашение на работу в редакцию «Славы Севастополя» с предоставлением квартиры. Редчайший случай, если продолжить тему оперативного решения жилищного вопроса. Приглашение не упало с неба — студент Анатолий Шорохов проходил в нашем городе практику.

Десятилетия посвящены Анатолием Федоровичем плодотворному труду в нашей газете. Художник находил время для выполнения ответственных заказов издательств. Им художественно оформлено более полусотни книг как местных авторов, так и классиков. Под кистью Анатолия Шорохова рождались оригинальные пейзажи, натюрморты, жанровые полотна, портреты.

До середины XVIII века Ишим был известен как Коркина Слобода. Ее население составляли люди разных национальностей. В голове молодого художника складывались занимательные сюжеты полотен по истории родного края. Неподдельный интерес к глубокому прошлому выпало удовлетворить в Севастополе. На масштабных картинах Анатолия Шорохова ожили первые строители главной базы Черноморского флота, кульминационный момент морского боя у Синопа.

Конечно, на малой родине внимательно следили за творческими успехами земляка. Издалека доходили всяческие к нему знаки внимания. Так, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне центральную площадь Ишима украсила крупноформатная репродукция картины Анатолия Федоровича «Победа». Несколько ранее по телефону сообщили о масштабном замысле издания книги «Ишимские художники». Просили пособить с материалами.

Их набралось столько, что в далеком сибирском городе решили посвятить творчеству Анатолия Шорохова отдельный альбом, оставив в работе «Ишимских художников».

Любо-дорого держать в руках любовно оформленную книгу, листать ее, вчитываться в помещенные на ее страницах тексты. В ней размещены произведения художника не только по истории Севастополя, но и вызванные раздумьями о событиях в стране последней четверти века: «Противление», «Восхождение», «Единение»… В помещенной в книге статье искусствовед Валерия Бузина имела все основания сказать, что Анатолий Федорович своими этапными работами «добавил правды о войне». Достаточно вспомнить потрясающую картину «Колоски», навеянную воспоминаниями детства.

Читателям новой книги также предоставлена возможность всмотреться в лица активных участников Великой Отечественной войны — В.И. Быкова, А.Т. Штырова, Г.П. Бондаря…

Конечно, в книге преобладают севастопольские сюжеты. Однако легко представить то радостное чувство, с которым составители поместили в книге пейзаж кисти Анатолия Федоровича. На нем запечатлена панорама Ишима и реки, которая открывается с так называемой горы Любви. Потрясающий вид, созданный с любовью к родному краю.

О чем еще остается сказать? Книга о творчестве Анатолия Федоровича издана стараниями и хлопотами его однокашников и друзей — В.Г. Манухина, Н.В. Сухановой и Н.М. Шутова.

На снимках: книжная новинка; пейзаж «Вид с горы Любви».

Фото автора.

Другие статьи этого номера