И чтобы мозги не пудрили…

И чтобы мозги не пудрили...

229 лет назад, в таком же жарком июле 1787 года, завершилось
знаменитое Таврическое путешествие Екатерины Великой в Крым.
Немногие знают, что, кроме инспекционной цели (познакомиться с
новыми территориями в державе), у этого монаршего вояжа был и еще
один — политический — умысел. Императрица чувствительно относилась к
тому, о чем судачат в просвещенной Европе. А там ехидничали: Российская
империя новые земли не развивает, из-за чего оные приходят в упадок и
запустение. Чтобы показать обратное, Екатерина II придумала пригласить
в свиту послов ведущих европейских держав и даже самого австрийского
императора Иосифа (инкогнито). В немалой степени благодаря их
взыскательным наблюдениям мы сегодня так много и знаем об этом
удивительном путешествии…Франсуа Олланд или, например, Ангела Меркель в свите премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева во время визита в Севастополь (25 июля с.г.) замечены не были. Да это сейчас и не важно. Времена изменились, и важная информация о Крыме и из Крыма до руководителей Евросоюза дойдет в любом случае. Хотя бы потому, что Украина выступила с очередным протестом по поводу несогласованного с ней визита. Спасибо и за это.

Визит главы правительства РФ в очередной раз продемонстрировал наличие и воли, и конкретных шагов со стороны России по социально-экономическому развитию Крымского федерального округа и города федерального значения Севастополя. На севастопольском совещании, посвященном развитию дорожного хозяйства в Крыму, Дмитрий Анатольевич показал глубокое знание центром текущей ситуации по дорогам региона.

В настоящее время общая протяжённость автомобильных дорог в Республике Крым составляет 6102 километра регионального значения и 8500 километров местного значения, в Севастополе — 976,3 км. «Дорожная сеть, которая была спроектирована и построена ещё в советское время, на 80 процентов не соответствует сегодняшним нормативным требованиям», — заявил председатель правительства. По его словам, в последние десятилетия дорогами в Крыму и Севастополе практически никто не занимался, ремонт мостов и дорог не превышал 10 процентов от необходимого. Результат — плачевное состояние большинства крымских трасс, что особенно ощущается сейчас, в разгар курортного сезона.

Как это выглядит по Севастополю, доложил губернатор города Сергей Меняйло: «43 процента дорог не соответствуют техническим требованиям, 60 процентов мостов и путепроводов не удовлетворяют нормативным требованиям по габариту и грузоподъемности».

В правительстве РФ такую ситуацию рассматривают как нетерпимую, требующую немедленной реакции. Благодаря этому за последние два года в нормальное состояние в Крыму удалось привести почти 200 километров дорог. Для дальнейшего развития дорожных сетей двух регионов в бюджетах различного уровня только на текущий год было заложено почти 8,5 миллиарда рублей.

Но детальный анализ ситуации в дорожном хозяйстве полуострова показал, что даже этих немалых средств недостаточно. «На прошлой неделе в ходе заседания правительства было одобрено распоряжение о выделении дополнительно на ремонт дорог 4,5 миллиарда Республике Крым и 500 миллионов — Севастополю. Постановление я подписал», — сообщил Дмитрий Медведев на совещании в Севастополе.

«Важно не только ремонтировать существующую сеть. Еще важнее строить новые дороги, — считает российский премьер. — Наибольшее финансирование на эти цели заложено в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года. Здесь суммы — огромные. Сотни миллиардов рублей. Они предназначены на развитие дорожного хозяйства и, по сути, составляют половину всей госпрограммы. И вот здесь необходима слаженная работа региональных и федеральных властей. Причем расходование средств — это работа региональных властей».

В связи с этим Дмитрий Медведев выдвинул к руководителям Севастополя и Крыма целый ряд принципиальных требований, призванных обеспечить максимальную эффективность беспрецедентных усилий российского государства по развитию транспортной инфраструктуры полуострова в перспективе до 2020 года.

Речь идет о безупречном качестве подготовки документации по важнейшим проектам, современных технических решениях, контроле качества и сроков выполнения работ и… Тут уж премьера очень хочется процитировать дословно: «Что делается для того, чтобы предотвращать воровство».

Премьер не то чтобы предложил главам Севастополя и Крыма лично ловить дорожных воров и воришек, но дал рекомендации по поводу того, «чтобы мозги не пудрили». «Надо просто контролировать самим, что происходит. Ничего сложного — самому сесть за руль, прокатиться по новой дороге через несколько месяцев, посмотреть, в каком она состоянии. Если она осталась в нормальном состоянии, значит, подрядчик должен получить все 100 процентов того, что положено по договору. А если дорога где-то там вспучилась или, наоборот, провалилась, значит, нужно по рукам бить, заставлять переделывать. А если это совсем что-то хамское, то в правоохранительные органы материалы все».

Что ж, хочется верить: все у нас так и будет. Раз премьер подает пример и берет дорожную ситуацию в Крыму под личный контроль. Кстати, это был его седьмой визит на полуостров за последние два года. Не только крымские дороги, но и дорогу, стало быть, знает. Наверняка и еще приедет…

Кстати, роль личности и в истории, и вообще все-таки имеет значение. Вот что написала Екатерина Великая по итогам своего шестимесячного путешествия по Малороссии и Тавриде в 1787 году: «Чтобы видеть, что я не попусту имею доверенность к способностям фельдмаршала князя Потёмкина, надлежит приехать в его губернии, где все части устроены как возможно лучше и порядочнее; войска, которые здесь, таковы, что даже чужестранные оные хвалят неложно; города строятся; недоимок нет. В трех же малороссийских губерниях, оттого что ничему не давано движения, недоимки простираются до миллиона, города мерзкие и ничто не делается». Сделал-таки светлейший из Крыма приятную даже взору всегда предвзятой Европы конфетку. Трудно поверить, но при тех технологиях и тех скоростях — всего-то за четыре года. Чего ж сейчас можно сотворить при таком-то финансировании?!

Сказано!
Губернатор Севастополя С. Меняйло:

— После завершения транспортной развязки в районе 5-го км Балаклавского шоссе круговое движение будет организовано по 3-4 полосам, здесь же пройдут маршруты троллейбусов и другого общественного транспорта. В ходе реализации проекта его стоимость возросла и составила около 85 млн рублей. Работы выполняет ООО «Строй Проект». В свое время эта организация была задействована на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Срок открытия — 1 августа. Благоустройство будем дальше продолжать, а движение 1 августа пустим.

Мы сейчас начинаем капитальный ремонт и на так называемой объездной дороге. Таким образом, мы разгрузим еще и ее. А эта развязка спроектирована так, что в случае необходимости ее можно сделать эстакадной. Всего в этом году в бюджете города предусмотрено один миллиард 263 миллиона рублей на ремонт дорог. Благодарю за дополнительное финансирование. Если оно будет ежегодно, то сроки приведения дорожно-транспортной сети региона в надлежащий вид значительно сократятся.

На снимке: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев инспектирует строительство дорожной развязки в районе 5-го км Балаклавского шоссе.

Фото пресс-службы правительства Севастополя.

Другие статьи этого номера