Первый раз в первый класс: готов ли ваш ребенок к школе?

Первый раз в первый класс: готов ли ваш ребенок к школе?

С наступлением последнего летнего месяца для родителей будущих
первоклашек начался обратный отсчет времени. Считанные дни пролетят
незаметно, и их малыш впервые сядет за школьную парту. Кто-то полагает,
что шесть лет — самое время для этого. А кто-то уверен, что можно подождать
и до восьми. Как же определить, готов ли ваш ребенок к школе?МАЛЫШ «СОЗРЕЛ»

По словам экспертов, шестилеток, умеющих концентрироваться на учебном процессе без ущерба здоровью, не более 0,5%. Потому нужно очень тщательно взвесить все «за» и «против» раннего поступления в школу. В этом помогут следующие тесты.

Ребенок считается физически зрелым, если может без труда дотянуться правой рукой через голову (темечко) к левому уху и наоборот. Если получилось кончиками пальцев прикоснуться к уху — малыш физически готов к школе.

Считается, что ребенок развивается правильно, если он сможет легко выполнить следующие упражнения: попросите его сжать в кулак пальцы, кроме указательного и мизинца, (показать «рожки») — повторить по пять раз по очереди правой и левой рукой. Затем пусть он сожмет один раз все пальцы в кулак, кроме указательного и среднего. Потом попросите малыша положить левую руку (менее развита, чем правая) на стол ладонью вниз и по одному разу поднять поочередно пальцы, не отрывая ладонь от стола. Если не получается это сделать — налицо костная незрелость, из-за чего ребенку будет сложно держать в руке ручку.

А теперь — следующий тест. Сядьте напротив ребенка, и пусть он вам протянет свою руку. Накройте ее своей ладонью, чтобы малыш ее не видел, и прикоснитесь другой рукой к какому-либо из его пальцев. Свободной рукой ребенок должен показать, к какому из его пальцев вы сейчас прикоснулись. Успешное прохождение этого теста свидетельствует о зрелости коры головного мозга первоклассника.

И последнее. Считается, что ребенок имеет зрелую нервную систему и будет воспринимать школьную программу лишь тогда, когда у него выпало не менее четырех молочных зубов.

Как утверждают специалисты, детей, готовых к школьным нагрузкам в шестилетнем возрасте, единицы. Первоклашке необходимо будет удерживать внимание три-четыре часа, а затем еще выполнять домашние задания. Поэтому если он не готов к этому ни физически, ни психологически, то вечером из-за перегрузок вам будут обеспечены капризы, слезы, неуправляемость. Поэтому лучше все же вести ребенка в первый класс ближе к семи годам.

Понаблюдайте за ребенком: чрезмерная игривость, недостаточная самостоятельность, гиперактивность, плохая координация движений, задержка разговорных навыков (не выговаривает буквы, не может повторять длинные слова), недостаточная биологическая зрелость (восприимчивость к стрессам или болезненность) будут мешать ему в учебе. Низкий уровень знаний об окружающем мире, о природных явлениях, элементарных математических понятиях, изображениях и так далее также может послужить поводом для отказа от зачисления в первый класс.

Если же малыш по всем параметрам созрел для школы, то сейчас самое время приступать к подготовке к первому классу.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ АДАПТАЦИЯ!

Что могут сделать родители за оставшиеся недели, чтобы максимально адаптировать ребенка к будущим школьным ритмам, подтянуть необходимые умения, что уменьшит в дальнейшем стрессы?

Прежде всего надо начинать с развития речи. Ребенок должен уметь описывать свои действия и увиденное им. Для этого ежедневно и как можно чаще просите его рассказать, что нарисовано на картинке, что происходит за окном, а на прогулке пусть расскажет, как выглядит природа.

Во время игр дома задавайте вопросы о том, что конкретно ребенок делает. В ходе ответов, например, «беру чашку и пью чай», он оттачивает навыки связной речи.

В первом классе уроки длятся полчаса — непоседе, даже посещавшему детский сад, придется нелегко. Поэтому необходимо вырабатывать усидчивость. Ежедневно давайте ребенку два-три интересных получасовых задания. Скажем, собрать пазл с изображением геометрических фигур (их необходимо знать первокласснику). При этом сначала расскажите суть задачи, как это сделал бы учитель. Также хорошо развивает усидчивость и терпеливость игра «Море волнуется — раз…», где ведущий просит замереть и показать какую-либо фигуру.

Ребенку в первое время сложно слушать учителя и выполнять его просьбы, особенно если он не посещал детский сад и привык, что дома все слушали его.

Ежедневно играйте с ребенком в игру: вы задаете вопросы (не больше десяти за раз), например: «Какого цвета морковка?» Его задача — в ответах избегать «да», «нет», «белое», «черное». Подыскивая аналоги запрещенным словам, ребенок учится слышать задания и выполнять их.

За три недели до школы необходимо начинать оттачивать умение держать ручку. Ручка не поддается многим детям — выпадает, ложится и т.д. А ведь в школе это один из главных инструментов. Чтобы научить малыша держать ручку уверенно и правильно, купите ему… дартс с дротиками! Только удерживая тремя пальцами дротик, ребенок сможет попасть в мишень, а вместе с тем научится удерживать и ручку. Ведь техника совершенно одинакова.

Далее ребенка необходимо научить взаимодействию с окружающими, особенно если он один в семье и привык к индивидуальному подходу. В школе — целый класс ребят, с которыми нужно учиться дружить, делиться и выполнять общие задания. Хотя бы через день устраивайте детские коллективные игры, привлекая максимум детей (из родни, соседей), давайте общие задания, где им придется друг другу помогать. Например, организуйте квест: спрячьте во дворе конфеты и предложите их найти, следуя подсказкам (заранее спрятанным), где предыдущая указывает на следующую.

Помогите ребенку психологически настроиться на школьную жизнь. Ежедневно говорите ему о том, что вскоре он повзрослеет и в школе каждый день будут учить новому и интересному, а также о том, что там его ждут новые знакомства. Ручки, пеналы, карандаши, тетради (которые первоклашка воспринимает как новые развлечения), школьную форму (как обновки, указывающие на новый этап в жизни) позвольте ребенку выбирать вместе с вами, тогда школьная атрибутика станет еще привлекательнее, а вместе с ней — и учеба.

За две недели до школы начните обучать его самостоятельности. Ребенку, не наученному одеваться без мамы, будет трудно на уроках физкультуры. Каждый день играйте с ним в примерочную магазина, показ мод или просите что-то примерить, якобы проверить, не вырос ли он из одежды. Чтобы научить ребенка завязывать шнурки, просите его делать это на вашей обуви (так детям интереснее) или купите шнуровку в виде кеда.

Также следует постепенно перейти на новый режим дня. Например, если малыш привык просыпаться в 9 часов, ежедневно будите его на 10 минут раньше предыдущего дня. После приступайте к утренним ритуалам, которые у школьника будут обязательными: умывание, завтрак и т.д. Если ребенок завтракать не привык, начните с чашки йогурта, через пару дней добавьте хлопья, еще через три-четыре дня предложите полноценный завтрак.

Обратите внимание на утреннюю зарядку: вскоре ребенку придется ежедневно сидеть за партой непривычно долгое время, а это чревато усталостью в спине и шее. Чтобы этого избежать, нужны ежедневные физические упражнения, которые помогут укрепить мышцы.

Предложите малышу зарядку в игровой форме, выполняя упражнения-имитации животных и птиц, например, выгнуться, как кошечка, постоять на одной ноге, как цапля, или изобразить лягушку-попрыгунью.

За неделю до школы начните собирать портфель «на скорость». В первое время подготовка к уроку часто вызывает панику у малышей: ручку достать не успел, пенал потерял, ранец не застегивается… Научите ребенка быстро и аккуратно складывать и выкладывать принадлежности, готовясь к уроку. Покажите, где в портфеле (рюкзаке) должны лежать книжки, тетради, а где ручки, пакет с полдником и т.д. Чтобы довести такие навыки до автоматизма, предложите ему поиграть в школу. Сперва ученик — вы. Затем поменяйтесь ролями.

Начало школы — серьезный этап в жизни ребенка, и он должен запомниться навсегда. Поэтому за три дня до 1 сентября устройте малышу праздник. Спросите, чего бы ему хотелось: сходить в кафе или просто пригласить гостей домой. При подготовке советуйтесь с ним, например, какие конфеты купить — пусть малыш почувствует свою значимость в организации.

Торжественная линейка может быть пугающей для малыша. Поэтому устройте мини-репетицию праздника дома. Для этого нарядите первоклашку в школьную форму (не забудьте сделать ему пару комплиментов), примерьте портфель и попросите выразительно и громко рассказать подготовленный стишок. Лучше, если репетиция будет проходить в присутствии еще нескольких человек — бабушки, брата. Можно прогуляться к школе и осмотреть площадку, где будет проходить торжество.

В общем, то, как ребенок воспримет начало своей школьной жизни и насколько он будет успешен в учебе, зависит не только от учителей, но и от родителей. Желаем удачи в этом непростом и очень важном деле.

Фото Д. Метелкина из архива редакции.

Другие статьи этого номера