Автоюристы: хороший, плохой, злой

Автоюристы: хороший, плохой, злой

Пожалуй, ОСАГО для российских автомобилистов было и остается одной
из самых волнующих тем. Особенно для тех из них, кто когда-либо
попадал в ДТП и добивался выплат от своей страховой компании. В
последнее время появилась плотная прослойка посредников между
страховщиками и автомобилистами. Это автоюристы. Но, как говорится в
рекламе, не все из них одинаково полезны. Как отличить тех, кто
действительно может помочь в получении справедливой выплаты, а кто —
самый настоящий мошенник? И как понять, нужен ли вообще посредник к
вашей ситуации?КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Если вы не согласны с размером выплаты, рассчитанной страховой компанией, если ваших аргументов не слышат, то вы можете оспорить ее решение в суде. Хождение по инстанциям — занятие хлопотное и не всегда результативное, и тут могут помочь «специально обученные люди» — автоюристы. Их услуги, конечно, оплачиваются автовладельцем отдельно. Если суд примет решение в его пользу, то затраты возместит страховая компания, если же нет, то увы.

По разным данным, от 40 до 60% автоюристов, особенно в регионах, не имеют высшего юридического образования. Согласно официальной статистике, примерно каждая вторая выплата по ОСАГО, прошедшая по решению суда, уходит к автоюристам. Хотя могла бы — к пострадавшим. Учитывая, что размер средней выплаты по ОСАГО приближается к 70 тыс. рублей, несложно подсчитать, что при обращении к автоюристу пострадавший может рассчитывать лишь на 35 тыс. рублей. Поэтому с подачей досудебной претензии и иска в суд может справиться любой желающий: информации, как это сделать, в Интернете и на инфостендах в здании суда много.

«ХОРОШИЙ…»

Но если же по каким-то причинам вы не хотите действовать самостоятельно, то передавайте свое дело в руки того, кому действительно можно доверить защиту ваших интересов в суде. Как же отличить такого специалиста?

Первое. У него должно быть высшее юридическое образование. Во-вторых, он должен специализироваться именно на автомобильных делах. Попросите вашего будущего юриста рассказать о его судебной практике, о числе выигранных дел. Многие выставляют такую информацию и примеры положительных судебных решений на своих сайтах.

Важно, чтобы специалист сначала внимательно ознакомился с вашими документами и лишь потом выносил вердикт, является ли дело потенциально выигрышным либо нечего и пытаться. С другой стороны, опасайтесь однозначных оценок. Порой в ходе разбирательства даже, казалось бы, самых простых случаев возникают нюансы, которые меняют мнение судьи, и опытный автоюрист об этом знает.

Еще один момент — это оплата. И хороший, и плохой автоюрист попросит ее вперед. Но хороший и порядочный специалист договорится о конкретной, фиксированной сумме еще до того, как начнет вам помогать. Он также предоставит вам официальный документ, подтверждающий получение вознаграждения.

«ПЛОХОЙ…»

Если вы позвонили автоюристу и вам даже без ознакомления с ситуацией пообещали, что со страховщика однозначно получится взыскать деньги, кладите трубку. На этот счет никто не может дать стопроцентной гарантии.

Второе. Согласно федеральному законодательству, при ДТП автовладелец должен обращаться в свою страховую компанию. И уже затем, если выплата его не устроила, идти в суд. Также закон гласит: предоставление автомобиля для осмотра страховой компании является обязательным. И если автоюрист заявляет, что можно подавать обращение сразу в суд, минуя страховщика, либо что предоставление авто — необязательный шаг, то он, как минимум, неграмотен, как максимум — сознательно подталкивает вас к нарушению закона. И если его послушать, то страхового возмещения (неважно, по решению суда или от компании) можно так никогда и не увидеть. «Плохого автоюриста» такой вариант развития событий не волнует: он рассчитывает получить оплату своих услуг сразу, финальное решение судьи ему погоды не сделает, а чтобы вас успокоить, уже после того, как суд откажет, он просто посетует на несправедливое правосудие.

Третье. Как уже говорилось выше, такса должна быть фиксированной и заранее оговоренной. Потому что бывает и такое: автовладелец, попавший в ДТП, рассчитывает, к примеру, на 60 тысяч рублей, а страховая выплачивает вдвое меньше. Тогда «плохой» автоюрист говорит: «Я обеспечу получение недостающих 30 тысяч, а все остальное, что суд обяжет выплатить страховщика, забираю себе». Такие слова — очень тревожный звоночек, он означает, что автоюрист ожидает большого барыша, который вообще-то мог бы быть выплачен вам. Если вы согласитесь на такие условия работы, то свои «недостающие» 30 тыс. руб. вы, может быть, и получите, но он добьется, чтобы страховая компания уплатила еще и неустойку в размере 1% в день, 50-проц. штраф, возмещение морального вреда и стоимости услуг самого автоюриста (размер которой зависит только от его собственной фантазии). Все вместе это составляет уже не ваши 30 тысяч, а в разы больше. Но их вы не увидите, хотя пострадали именно вы, а вовсе не ваш представитель в суде.

Что же будет потом? Не исключено, что к вам придет уведомление от налоговой службы о необходимости выплаты процентов подоходного налога от полученного возмещения, причем от всей суммы, включая и ту, что попала к автоюристу, ведь, по документам суда, получателем выплаты являетесь вы.

А теперь берем калькулятор и считаем, исходя из того, что средняя выплата по ОСАГО в стране — 70 тыс. руб. От этой суммы отнимаем 50%, идущие в карман автоюриста, а также 13% налога на всю сумму. Получаем 25,9 тыс. рублей — это и будет размер выплаты. Как видим, это почти в три раза меньше, чем можно было бы получить от страховой. Да, вы «помогли» «плохому» автоюристу, но оно вам надо?

ЗА ГРАНЬЮ ДОБРА И ЗЛА

Есть на этом рынке много и таких дельцов, которые хоть и называют себя юристами, но не помогают торжеству закона, а лишь вводят людей в заблуждение и наживаются на них. Один их подвид в народе уже успели прозвать «похоронными агентами». Как и представители этой грустной профессии, «автоагенты» получают информацию о случившемся из собственных источников, приезжают к пострадавшим, зачастую находящимся в шоке и растерянности, а затем предлагают свои услуги. Прямо на месте происшествия в обмен на небольшую плату предлагают переуступить им право требования от страховой компании возмещения по ОСАГО. При этом пугают тем, что добиться выплаты от страховщиков невозможно и что проще «рассчитаться на месте», а общение со страховой — уже их ума дело.

При этом такие «похоронные агенты» вовсе не выглядят как «братки»: как правило, это хорошо одетые молодые люди, на неплохих машинах, обладающие навыками убеждения. Неопытным и/или напуганным водителям они нередко показывают документы, доказывающие, что страховые компании занижают выплаты. Иногда представляются аварийными комиссарами. Получив согласие «клиента», они идут в суд и добиваются несуразных выплат, но, опять же, присваивают их себе. Поэтому, если произошло ДТП и некто предлагает вам наличные прямо на месте аварии, отказывайтесь, если не хотите кормить жуликов.

Комментарий автоэксперта, редактора журнала «За рулем» Сергея Смирнова:

«Получить нормальное возмещение от страховой компании становится все проще, обычно это происходит в течение месяца. Автоюристы нужны в крайних случаях, когда возмещение очевидно занижено. Если это произошло, специалисты помогут составить сначала досудебную претензию в страховую компанию, потом — исковое заявление в суд, затем будут представлять ваши интересы. Либо, если у человека нет времени даже сходить в страховую, предъявлять машину на осмотр и так далее, то за него это сделают автоюристы по доверенности. Хороший способ исключить споры по размеру возмещения со страховой компанией — это получить направление на ремонт, где восстановят ваш автомобиль таким, каким он был до аварии. Главное: всегда нужно помнить про «бесплатный сыр»: если вам предлагают деньги на месте — вас пытаются ограбить самым натуральным образом.

Другие статьи этого номера