О скромном обаянии победителей

О скромном обаянии победителей

Ровно год назад — что называется, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий», — главным режиссёром Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского стал Григорий Лифанов. Сегодня кажется, что это был не год, а спрессованное десятилетие — так высок взятый «луначарцами» темп и так блистательно он ими держится. «Вы сегодня показали, что нет предела совершенству. У меня было ощущение, что я увидела другой театр», — сказала во время недавней майской фестивальной поездки театра в Брянск журналист Татьяна Репкина, которая часто бывала в Севастополе.

За этот год и мы увидели другой театр. В нем звание «академический» — не приговор к заслуженному восседанию, а обязательство к движению. Не радость от воскуривания фимиама, а счастье сомнений и споров.

Среди всевозможных мнений о работе «луначарцев» (а мнений и суждений стало в разы больше!) нельзя отрицать очевидный факт: севастопольцы с большим удовольствием и желанием стали проводить досуг в театре.

Известный российский критик, театровед, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров так сказал о спектакле «#ТодаСё», представленном на фестивале «Мелиховская весна»: «Это спектакль победителей». И дело, пожалуй, даже не в том, что «#ТодаСё» за неполный год проката действительно победил и зрительские сердца в родном городе, и весьма пристрастную публику на фестивалях «Мелиховская весна» и «Славянские театральные встречи» и заслужил не просто высокую оценку, а искренний восторг серьёзных театральных критиков. Дело в другой, более важной, победе: театру им. А.В. Луначарского в этот год удалось победить равнодушие. Зрителей — к театру. Вдруг выяснилось, что театр — это современно, интересно и общедоступно. Среди поисков и серьёзных экспериментов, тем не менее, виден чёткий курс на «театр-событие». То есть прежде всего — на созвучие происходящего с людьми на сцене происходящему с людьми в зале.

Лифанов, и сам буквально не выходя из репетиционного процесса, исключительно деликатно предоставил сцену очень непохожим режиссёрам. И Никита Гриншпун, и Василий Сенин — фигуры в театральном пространстве России весьма известные и весьма заметные. Артисты получили редкую возможность опробовать себя «на другом поле», а зрители, не выезжая за пределы города, — понять, как разнообразна и удивительна современная театральная Россия. Иногда кажется, что премьеры, которых, между прочим, за год выпущено шесть только на основной сцене (на подходе седьмая), — не могли случиться в пространстве одного театра. Однако же случились. «Ваше состояние сейчас таково, что с умным режиссёром вы можете поставить всё, что захотите», — констатировал в Мелихово театральный обозреватель Павел Подкладов.

«Луначарцы» именно так и поступают, за неполный год насытив репертуар сложнейшими классическими произведениями («#ТодаСё» по рассказам А. Чехова, «Доходное место» А. Островского, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Уроки девицам и молодым вдовицам» по произведениям А. Чехова и Ж. Кокто).

Год стал исключительным — многое с новым руководством было впервые. Наверное, впервые за много лет сложился такой согласно идущий, гармоничный тандем «директор — главный режиссёр», который в театре вообще случается нечасто. Ирина Константинова, принявшая бразды директорского правления чуть раньше, чем Лифанов — режиссёрского, по-женски тонко выстраивает внешнюю политику театра и по-мужски жёстко и чётко — эффективное театральное производство. Впервые — ошеломляющее количество удачных премьер, впервые — такой внушительный «десант» приглашённых режиссёров, впервые — фейерверк актёрских и режиссёрских дебютов на малой сцене, впервые — масштабные совместные мероприятия с другими театрами города… И впервые — небывалая фестивальная и гастрольная активность.

Уже в сентябре «луначарцев» ждут в Калуге, Ярославле, Владимире и Белгороде, а чуть позже — на сцене прославленного Екатеринбургского ТЮЗа. Фестивальную эстафету от «#ТодаСё» принимает постановка Григория Лифанова «Доходное место»…

В культурном пространстве России имя Севастополь набирает всё более уверенное, полновесное, многообещающее звучание. «Самое первое, что сделаю, ребята, — сказал «луначарцам» режиссёр, артист Московского государственного театра оперетты Вячеслав Шляхтов, — я вам поклонюсь. Когда театр есть — он есть!»

За этот год мы в Севастополе стали гордиться не только памятниками истории, которая была. Мы стараемся обязательно повести гостей в театр, который у нас есть!

Другие статьи этого номера