Севастопольское такси: миф или реальность?

Наш город наводнили автотакси не только различных марок, размеров и
цветов, но даже зарегистрированные в других государствах. Похоже,
любой водитель думает, что свое авто он может использовать как такси
когда и где ему захочется. Однако это не так. К легковым такси, как и к
водителям, закон предъявляет ряд требований, без выполнения которых
предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа невозможно.В Севастополе 18 июля 2016 г. был опубликован закон 255-ЗС «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Севастополя», который и устанавливает основные требования для всех лиц, занимающихся данным видом деятельности. Закон вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 28 июля 2016 г. Остановимся вкратце на тех положениях, которые могут представлять интерес как для водителей такси, так и для пассажиров.

Во-первых, предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси имеют право только юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельства о госрегистрации в качестве таковых. Т.е. водитель такси обязан либо сам быть ИП, либо действовать от имени и по поручению фрахтовщика, как правило, юрлица, которое нанимает водителя для осуществления перевозок. Таким образом, физлицо, решившее немного подзаработать «извозом», является нарушителем закона, т.к. прав на это не имеет.

Требования к автомобилям-такси также установлены. Перечислим основные из них. На кузове должна быть нанесена цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Это означает, что «шашечки» должны быть не только на фонаре, но и на самом автомобиле. На крыше устанавливается опознавательный фонарь оранжевого цвета. Не красного, не белого, а именно оранжевого. Салон должен соответствовать требованиям безопасности и комфортности пассажиров. Т.е. присутствие рабочих ремней безопасности, исправные подушки безопасности, наличие предусмотренных подголовников и т.п. Комфортность пассажиров, конечно, понятие нечеткое. Но большинство пассажиров, как минимум, захотят сесть в чистый салон, чтобы не испачкать одежду и свои вещи. В салоне должны находиться правила пользования транспортным средством. Кроме того, на передней панели справа от водителя размещаются наименование юрлица или ИП, условия оплаты за пользование такси, визитная карточка водителя с фотографией и номером телефона, а также наименование, адрес и телефон уполномоченного исполнительного органа. Легковое такси должно быть оборудовано таксометром, если плата за проезд взимается на основании установленных тарифов, фактического расстояния или времени пользования.

Т.е. закон не предусматривает применения какого-либо программного обеспечения для смартфонов, планшетов и прочих гаджетов, которые обычно и показывают нам таксисты по завершении поездки. Пассажир не может быть уверен в правильности показаний таких программ, которые никак не защищены от внесения изменений. Рассчитываться за поездку нужно исключительно по показаниям таксометра. Клиент также имеет право потребовать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, невыдача которых влечет наложение штрафа от одной до тридцати тысяч рублей.

Таксометра в такси может не быть только при одном условии — стоимость поездки пассажиру заранее сообщил поставщик услуги. Она фиксированная и изменению не подлежит. Заторы на дорогах, ДТП, ремонтные работы и прочее на озвученную стоимость влиять не должны. Но в нашем городе, как правило, это не практикуется, и платит заказчик по неизвестным цифрам, увиденным на телефоне или планшете водителя.

Таксометр является средством измерений и попадает в сферу госрегулирования обеспечения единства измерений. Согласно постановлению N 250 правительства РФ от 20 апреля 2010 г., таксометр должен проходить периодическую поверку в государственных региональных центрах метрологии. В нашем городе таким центром является ФБУ «Севастопольский ЦСМ», аккредитованное на право поверки таксометров. Как правило, периодичность поверки — один год. Но за последние три года в Севастополе на поверку не было представлено ни одного таксометра, что явно указывает на тотальные нарушения в данной области.

Всю организацию деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляет уполномоченный горправительством исполнительный орган государственной власти Севастополя в области организации транспортного обслуживания населения. Данный орган выдает основной документ, необходимый всем такси, — разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Без данного документа работа водителем такси невозможна. Разрешение выдается на каждое транспортное средство только одно, срок действия — 5 лет, оно должно находиться в салоне автомобиля и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного исполнительного органа или сотрудника ГИБДД. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа (либо на официальном сайте правительства города) и постоянному обновлению. Также должны проводиться плановые и внеплановые проверки деятельности перевозчиков-таксистов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что легитимной перевозки автомобилями-такси в Севастополе пока еще не существует. Отсутствие разрешений, таксометров, надлежащего оформления автомобилей — все это не согласуется с требованиями законодательства. И пока сами клиенты не заявят о своих правах, не будут требовать у перевозчика разрешения, условий оплаты проезда, наличия поверенного таксометра, чека или квитанции, ситуация в этом вопросе вряд ли поменяется.

Другие статьи этого номера