Детей в познании нужно вести от успеха к успеху

Уже не за горами праздник знаний — 1 сентября. Для школьников начало
учебного года обычно сопровождается стрессовыми ситуациями, от которых
каждый родитель хотел бы максимально оградить своего ребенка. На эту
тему мы пообщались с Анастасией Виноградовой — возрастным психологом,
педагогом в области музыки и хореографии, монтессори-педагогом.— Анастасия, какая подготовка должна быть у ребенка, чтобы у него возникло как можно меньше проблем с вхождением в ритм учебного процесса?

— Природа наделила ребёнка стремлением к развитию и познанию окружающего мира. Ребёнок с самого начала изучает этот мир всеми каналами восприятия (зрительным, тактильным, слуховым). Поэтому с первых дней жизни важно создавать среду, в которой ребёнок сможет на практике изучить этот мир, развивая при этом свои способности.

Все мы знаем утверждение «Речь и ум ребёнка находятся на кончиках его пальцев», вот почему с раннего возраста важно развивать мелкую моторику и создавать условия для сенсорного развития. Важно читать ребёнку сказки, ставить слушать гармоничную музыку, а в период детских «почемучек» неустанно отвечать на вопросы детей, так как ребёнок открывает для себя этот удивительный мир, познаёт причинно-следственные связи. Тем самым удовлетворяет одну из ведущих потребностей — страсть к познанию. И чем раньше мы будем создавать все условия для его творческого развития, тем легче ребёнку будет утверждаться в этом мире. А значит, нам всем, несмотря на то, являемся мы педагогами по профессии или нет, необходимо изучать возрастные особенности развития, чтобы помочь ребёнку чувствовать себя в этом мире успешным.

— Как, скажем так, не очень подготовленный человек может разобраться в этих особенностях?

— Человек по природе наделён знаниями педагогики, так как он — продолжатель рода, и инстинкт материнства и отцовства заложен в каждом! Мечты и устремления будущих мам и пап готовят пищу для их будущих детей. Поэтому важно создавать благополучную среду не только во внешней среде, но и в своих мыслях. Прекрасно об этом написал Марк Фабий Квинтилиан: «Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды». А значит, выстраивать позитивное мышление по отношению к развитию ребёнка. Ведь дальше ребёнок будет впитывать совершенно всё, что происходит в семье, и, как зеркало, считывать то, что есть в родителях, а также отношение родителей к себе. Следовательно, в воспитании ребёнка мы также занимаемся воспитанием себя, так сказать, «уча, учимся». Необходимо совершенствоваться, чтобы своим примером вести за собой детей, так как ребёнок последует примеру, а не советам.

— Как вы считаете, какую роль играет семья ребенка в его развитии и познании мира?

— Конечно, в формировании успешности ребёнка первичную роль играет отношение к ребёнку, психологический климат в семье, безусловное принятие ребёнка таким, каков он есть, качество проводимого времени с ребёнком! Если в дошкольном возрасте все вышесказанные параметры учитывались, то больше вероятности, что в дальнейшем мотивация к учению у ребёнка будет устойчивее.

— Есть ли какие-либо рекомендации для педагогов и родителей в плане поддержания здоровой мотивации к учёбе, познанию и развитию?

— У любого ребёнка присутствует страсть к взрослению, поэтому важно утверждать его в этом: поощрять, предлагая ему серьёзные дела; советоваться и прислушиваться к его мнению; доверять и быть ему другом; подчёркивать хорошие поступки ребёнка, тем самым «питать вниманием» то хорошее, что есть в нем. Так как то, что «питаем вниманием», то и взращиваем.

Если мы не будем помогать ребёнку правильно утверждаться во взрослении, он будет искать другое окружение, где сможет удовлетворить страсть к быстрому взрослению. Он с легкостью окажется под влиянием ребят постарше. Но нет гарантии, что он обязательно найдет добрую человеческую опору. Скорее наоборот: там его научат, как выглядеть «взрослым». Либо другая крайность — убежать в так называемый компьютерный мир игр, мир иллюзий, где ребёнок скрывается от трудностей и постоянного недовольства по отношению к его персоне.

— Как мотивировать ребенка учиться на отлично?

— Не следует акцентировать ребёнка на то, что надо учиться на пятерки, быть в классе лучше всех, чтобы учитель хвалил, и т.п. Это вредит, потому что при таком настрое ребенок будет ходить в школу не со своей познавательной страстью, а со страстью учиться только на пятерки и быть первым в классе. Вот и происходит подмена мощнейшего природного мотивационного источника познания искусственными приманками — отметками. А в последующих классах начнется борьба не за знания, а за желаемые отметки. Не манипулируйте страхами лишения или пуганием наказанием: скованный, угнетённый страхом ребёнок не может нормально мыслить. «Есть успех — есть и желание учиться!» — прекрасный стимул, который может убрать акцент от того, что не получается, на возможные точки роста.

— А как правильно сделать ребенку замечание, если он совершил неправильный поступок или не сделал чего-то вовсе?

— Если нужно сделать замечание ребёнку, важно это сделать искусно. Очень хороший совет даёт доктор психологических наук Ш.А. Амонашвили: «Осудить так, чтобы ребёнок исправился, а не разуверился; педагог, как сапёр, не имеет права ошибиться. Судить и вести — в каких пропорциях мы сочетаем педагогический жезл и посох».

— Анастасия, стоит ли в таком раннем возрасте учить ребенка оценивать свои успехи и неудачи?

— Учить ребёнка рефлексии (анализу происходящих с ним событий) нужно обязательно, при оценивании обнаруживать свои успехи, которые можно дальше умножать, свои неудачи, которых можно в дальнейшем избежать, ошибки, которые нужно поправить. Это может способствовать развитию самоконтроля, а значит, здоровой адекватной самооценки, при которой намного легче развиваться и совершенствоваться, видя реального себя, без комплексов и искажений.

Дети — это отражение своих родителей! Поэтому, если хочется развить у ребёнка мотивацию к учению, подумайте, в чём необходимо развиваться вам, чтобы достичь успеха, и развивайтесь в этом направлении. Поверьте, это будет самый действенный способ помочь ребёнку! Ну и, конечно, любите, принимайте ребёнка таким, каков он есть, видя и укрепляя его в своих достоинствах, тогда будет больше радости в вашей жизни, а это и есть счастье!

— Благодарю за очень интересную и познавательную беседу!

Другие статьи этого номера