Дмитрий ОВСЯННИКОВ: «Главное, чтобы от нововведений выигрывали севастопольцы»

Дмитрий ОВСЯННИКОВ: "Главное, чтобы от нововведений выигрывали
севастопольцы"

Временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий
Овсянников, ранее работавший замминистра Минпромторга РФ, в
интервью РИА «Новости» рассказал о предстоящих изменениях в
законодательной и исполнительной ветвях власти города, а также о том,
насколько ожидаемым было для него новое назначение и когда город-
герой избавится от финансовой зависимости от центра.— Ваше назначение для многих стало неожиданностью, но стало ли оно таким для вас? Какие задачи поставлены перед вами на новой должности?

— Предложение стало для меня неожиданностью, никаких консультаций до этого не было. Видимо, оценка моей работы в Минпромторге России и на предыдущих должностях была положительной. Я признателен президенту за то доверие, которое таким предложением было выражено. Приложу усилия, чтобы оправдать его.

Основные задачи связаны прежде всего с преодолением затруднений, которые возникли в Севастополе при реализации программы его развития. В силу ряда причин этот процесс идет невысокими темпами. Задача — выделить ключевые проблемы, найти пути их решения, сформировать дееспособную

команду управленцев, повысить качество работы по выполнению проектов федеральной целевой программы. Это было прямое пожелание. Оно было подтверждено на недавней встрече с президентом на территории всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида». Кроме того, Владимир Владимирович Путин поручил вести системную работу над повышением доходов севастопольцев, уделять повышенное внимание развитию внутренней дорожной сети города.

— Уже сделаны первые назначения в новой команде. Когда будет завершено формирование правительства города?

— Формирование правительства будет происходить в соответствии с новой структурой исполнительной власти. Прежняя претерпит изменения. Существующий дисбаланс властных полномочий в структуре управления я устраню. Команда будет формироваться в диалоге со всеми заинтересованными лицами, действующими руководителями, депутатами заксобрания, экспертами.

Я общаюсь с губернаторами российских регионов, у которых есть сильные заместители, с Агентством стратегических инициатив, внимательно изучаю поступающие предложения. Первые назначения уже сделаны: экономический блок будет курировать Илья Пономарев, взаимодействие с общественностью и медиа — Григорий Буйлов.

Критерий отбора кандидатов — профессионализм. Мнение депутатов будет учитываться и при назначении директоров департаментов правительства.

— Есть ли какое-то квотирование по принципу местный чиновник или из других регионов?

— Нет. Команда правительства станет результатом совместной работы. Предложения получат как севастопольцы, так и представители других субъектов РФ.

— Вы сказали, что в целом ваше видение развития Севастополя и концепция, которую разделяют депутаты (концепция Чалого), не противоречат друг другу, но требуют пересмотра и актуализации. О чем идет речь, что именно требуется менять?

— Я знаком с концепцией. Хотя она разрабатывалась два года назад, ряд положений я уже активно реализую. Но сегодня необходимо обеспечить ее стыковку с государственными программами.

В настоящее время параллельно идет разработка ряда стратегических документов. В их числе — концепция социально-экономического развития Севастополя, генеральный план города. Одновременно ведется корректировка государственных программ. Все эти процессы мы должны увязать. Они должны не противоречить друг другу и вписываться в карту развития города — генеральный план, который мы планируем принять до конца года.

— Какие приоритетные для экономики и социальной сферы города якорные проекты можете выделить?

— Все проекты развития города делятся на точки роста и на инфраструктурные проекты. Точки роста связаны с нашими сильными компетенциями. Это прежде всего сервисное обслуживание кораблей Черноморского флота, и здесь есть ряд проектов, связанных с работой холдингов. Это работа «Севморзавода», 13-го судоремонтного завода, судоремонтного завода «Южный Севастополь». Это обеспечение заказами Севастопольского авиационного предприятия. Это вовлечение в производственные цепочки предприятий морского приборостроения, так как ЧФ будет увеличивать количество боевых единиц в своем составе, вести модернизацию тех, что уже в строю. Мы понимаем, что судоремонтная база также должна развиваться.

Вторая точка роста — развитие туризма. Мы уже имеем громадный поток туристов, который в два раза превышает пропускную способность наших музеев.

Третье — развитие инфраструктуры, в том числе энергетической. Это реализация проекта национальной технологической инициативы по модернизации инженерной инфраструктуры. Севастополь должен стать победителем этого проекта и реализовать его за несколько лет.

Следующая точка роста — транспортная инфраструктура: дорога от Керчи к Севастополю (трасса «Таврида»), Севастопольский морской порт, который мы планируем развивать с оператором — «Росморпортом», и аэропорт «Бельбек». Что касается развития аэропорта, необходимо найти компромисс между желанием иметь собственный полноценный гражданский сектор в Севастополе и усилиями инвесторов, строящих новый терминал в Симферополе.

Мы предлагаем организовать через «Бельбек» полноценный пассажиропоток, налаживать прямые авиарейсы. Взлетно-посадочная полоса в «Бельбеке» находится в достаточно хорошем состоянии. С точки зрения затрат 1,7 миллиарда рублей по ФЦП будет направлено на строительство рулежных дорожек и перрона, 300 миллионов заложено на модернизацию радионавигационного оборудования и организацию воздушного движения (с учетом полноценного приема гражданских авиарейсов). Требуется строительство топливно-заправочного комплекса (1,8 миллиарда рублей). И еще в 2-3 миллиарда обойдется строительство пассажирского аэровокзала.

Севастопольцы должны выиграть — либо от строительства своего аэропорта, либо от реализации инвестиционного проекта в Симферополе. Сейчас решение в стадии обсуждения.

Я веду переговоры с несколькими инвесторами, которые также понимают, что ситуация здесь остроконкурентная. Пассажиропоток в «Бельбек» будет максимум полтора миллиона в год, а рядом будет конкурент (аэропорт «Симферополь») с пассажиропотоком 7 миллионов и мощностью до 10 миллионов человек в год. Когда появится скоростная трасса «Таврида», оба инвестора окажутся в жесткой конкуренции. Но моя задача — учесть интересы севастопольцев. Например, если будет создана хорошая логистика от аэропорта Симферополя к Севастополю, будут запущены железнодорожные аэроэкспрессы, автобусы, то это также хороший вариант.

— Как вы намерены проводить работу по реализации ФЦП?

— Есть отставание по ряду объектов, я постараюсь это отставание устранить. В сентябре пройдут конкурсы по ряду объектов. Идет пробуксовка по дорожному строительству, в том числе за средства города, здесь также работа будет изменена.

Что касается трассы «Таврида», наша задача — получить проект дороги с четкими параметрами и стоимостью. Проектом предусмотрено строительство четырехполосной трассы протяженностью около 260 километров, которая соединит Керчь и Севастополь. Часть трассы протяженностью 34,4 километра находится на территории Севастополя. На всю протяженность дороги правительством Севастополя разработаны проект планировки территории и проект межевания. На проектирование участка в 2016 году в рамках ФЦП выделено 134 миллиона рублей.

— Какова перспектива индустриального парка в Севастополе? Как это будет выглядеть?

— Любой индустриальный парк — это промзона с инфраструктурой для размещения производств: коммунальной, энергетической, транспортной. На такой подготовленной площадке любой резидент может разместить новое производство с минимальными затратами времени и средств. Ранее была утверждена площадка площадью 63 гектара, однако не все земельные вопросы до сих пор решены. Тем не менее уже есть первые предложения от будущих резидентов парка. К примеру, есть готовность предпринимателей из Ставрополья развивать здесь производство ПЭТ-тары. Предприятие является одним из крупнейших в России производителей упаковки из полиэтилена и полипропилена. В конце октября руководство предприятия намерено посетить Севастополь, я думаю, мы проведем рабочую встречу, где подробно обговорим этот вопрос.

Инфраструктура парка должна быть готова к концу 2018 года, на эти цели выделено 1,6 миллиарда рублей.

— Есть ли перспективы для увеличения грузопотока и пассажирских перевозок морским транспортом?

— Этот сегмент будет обязательно развиваться. Ничего не мешает развивать сообщение с Новороссийском и другими портами. Мне, например, было странно узнать, что паром от Новороссийска в Севастополь перестал ходить. Конечно, санкционная политика в отношении Крыма и Севастополя оказывает негативное влияние, операторы опасаются заходить к нам. Но морское сообщение между российскими портами должно быть активизировано.

У нас есть предварительные договоренности с «Росморпортом», который готов взять в управление судоремонтный завод «Южный Севастополь». На его производственной базе будет проводиться ремонт до 100 судов — ледоколов, вспомогательных судов, катеров. Это серьезная загрузка, и не только для военных целей.

— Как сделать экономику города самодостаточной и когда, на ваш взгляд, Севастополь сможет отказаться от федерального донорства? Какова здесь роль предпринимательства?

— В этом году мы уже прирастаем по собственным доходам на 40%, это существенный рост. На сегодняшний день крупнейшими налогоплательщиками являются наши винодельческие предприятия: агрофирма «Золотая балка», Инкерманский завод марочных вин, Севастопольский винодельческий завод, 13-й судоремонтный завод ЧФ Министерства обороны РФ, компания электросвязи «К+ Телеком», производитель мебели «Кедр» и ряд других предприятий. Однако пока расходная часть на 70% финансируется из федерального центра. Можно ли уйти от этой зависимости? В 2017 году, очевидно, нет. К 2020 году — также нет, но существенно снизить эту зависимость, думаю, реально.

— Есть ли очевидные противоречия, которые необходимо разрешать в процессе реализации этой программы, допустим, с объектами и землями Черноморского флота?

— На данный момент никаких противоречий нет. Можно предполагать возникновение ряда сложностей. К примеру, если окажется, что у ЧФ нет понимания по использованию некоторых земель после 2020 года (они не заложены в программы под строительство), то с нашей стороны будет адекватно инициировать предложение о передаче этих земель городу, чтобы у Севастополя был ресурс развития. В случае, если флот займет неаргументированную позицию сохранения этих земель за ним, возможно, это будет обсуждаться на более высоком уровне. Но до формирования и утверждения генплана города говорить о чем-либо рано. В краткосрочной перспективе неразрешимых противоречий нет, в том числе по свободным землям, которые есть у Минобороны РФ.

— Кстати, а как вы относитесь к идее переноса административных учреждений — правительства и заксобрания — из исторического центра города в нынешнюю Банковскую академию (расположена на побережье одной из бухт города)?

— Как к концепции, идее я отношусь к этому положительно. Далее начинаются тонкости. Если площади академии можно использовать для размещения исполнительной и законодательной ветвей власти города при минимальной перепланировке зданий и это позволит разгрузить центр города, это делать необходимо. Сейчас идет проработка такого проекта.

Есть и другой вариант — создание «с нуля» целого комплекса зданий. Здесь нужно оценить сроки, стоимость, риски проекта. У каждого решения есть свои плюсы и минусы.

Я уже получил предварительный ответ из заксобрания за подписью и.о. председателя (Екатерины Алтабаевой. — Ред.) о нецелесообразности переезда именно в существующее здание академии. Я воспринял этот ответ как ничем не аргументированный. Но решение принимается совместно и если мнение парламента города удовлетворяет всех севастопольцев, то я готов его придерживаться.

— Строительство Соколиновского водохранилища, водозабора и водовода для подпитки Чернореченского водохранилища (Севастополь) вызывает протест жителей Бельбекской долины (Крым). Намерены ли вы обсудить судьбу проекта с руководством Крыма, есть ли другие варианты решения вопроса?

— Если было принято такое решение, то на это были веские основания. Я вижу основной риск не в том, как все спланировано, а в том, как все исполняется. Необходимо работать с людьми, давать разъяснения. Я планирую обсудить это с руководством Крыма.

— На встрече с депутатами вы предложили Алексею Чалому вновь возглавить заксобрание города. Чем обусловлено это предложение?

— Мотивация — избавиться от отголосков прошлых разногласий. Я предложил депутатам и Алексею Михайловичу (Чалому) подумать о возвращении на пост председателя либо о назначении Екатерины Борисовны Алтабаевой. То есть мое предложение не было обращено только к Чалому.

Екатерина Борисовна — дипломатичный, грамотный руководитель, способный организовать работу законодательного собрания и активно представлять интересы Севастополя во всех структурах, в Москве.

— Какова судьба проекта, который вызвал немалый резонанс в городе, — выделение земель «Ночным волкам» у горы Гасфорта?

— В стадии проработки — как и все земельные проблемы, не нашедшие решений за последние два года. Решения принимались в ручном режиме, процедуры не были утверждены, поэтому мы находимся в ситуации развития многих аналогичных конфликтов.

— А лично к вам «Ночные волки» не обращались?

— Во время подготовки ежегодного байк-шоу они встречались со мной. Александр Залдостанов («Хирург») упомянул, что ситуация находится в подвешенном состоянии. Я собираюсь разобраться и в рабочем порядке предложить решение.

Мне кажется, в данном случае должен быть найден компромисс по той площади, которая им реально необходима. Нужно садиться и обсуждать все условия, ограничения.

— Страшит ли вас перспектива наложения санкций со стороны стран Запада на вас лично после перехода на эту работу?

— Как можно относиться к этой перспективе, если повлиять на нее невозможно? Никак. Я изначально внутренне готов к работе в любых условиях.

РИА «Новости».

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера