Крестовый корабль Качи-Кальон, или Тайны виноделов

Крестовый корабль Качи-Кальон, или Тайны виноделов

Пещерный город Качи-Кальон, наверное, один из самых легкодоступных
для туристов объектов такого класса. По автодороге от Бахчисарая к селу
Синапному езды немного даже по масштабам Крыма. Всего 8 километров.
Дорога пролегает по правому орографическому берегу реки Качи. Уже у
дорожного указателя «Предущельное» можно заметить нависающую
слева громаду скал. Здесь впору говорить о каньоне реки Качи, а не о её
долине. Ширина каньона и его глубина соизмеримы и составляют около
150 метров. Фантастической силы водный поток прорезал его когда-то в
верхнемеловых мшанковых известняках и мергелях.Человек в этих местах селился уже 20 тысяч лет назад. У села Предущельного находится Качинский навес — известная всему научному миру стоянка первобытного человека. Увы, особо разглядывать сейчас здесь нечего. Проезжаем ущелье Таш-Аир и массив горы Фицке. На этой горе есть следы поселения VI-VIII веков. Пора оставить машину на обочине дороги, благо места для этого предостаточно. Дальше — только пешком. Хорошо просматривается северо-западный мыс Качи-Кальона с огромным крестом на скале. По легенде этот крест и дал название горе, которое переводится как «Крестовый корабль». Ученые говорят о природном происхождении креста в результате естественных сколов скалы. Но и человек вполне мог помочь природе в обрушении пластов.

Сразу от шоссе начинается тропа-лестница, «благоустроенная» лет 5-6 назад автомобильными покрышками, уложенными на грунт и забитыми камнями. Постоянно встречаются половинки стальных бочек в форме мусорных урн. Урны пусты. То ли их опорожняют регулярно, то ли туристы и паломники не имеют мусора. Уже через пять минут подъема ответвление тропы уходит вправо к пещерам. А прямо путь ведет в современный активно строящийся монастырь. По крутой тропе в праздничные дни многочисленные прихожане поднимаются сюда от шоссе. Точнее, это мужской монастырский скит в честь святой Анастасии Узорешительницы, основанный в 2005 году.

Есть сюда и вполне приличная лесная автомобильная дорога. Но она на вершину горы приходит с севера и только потом спускается к монастырю. Объезжать нужно через село, далеко и нецелесообразно. На монастырском дворе находятся храм, паломническая гостиница и многочисленные служебные постройки. Трактор с гидромолотом углубляет огромный грот в известняке. На промышленной площадке свалены тысячи автопокрышек, сотни и сотни стальных бочек. Каково их предназначение, никто не говорит. Здесь же — гора битой керамической облицовочной плитки. Из осколков плитки выкладываются живописные панно и запекаются в печах. Образцы такого искусства монахи выставляют на продажу.

Пройдя мимо большого двух-этажного коровника, мы оказываемся на широкой лесной дороге. У плаката лесного хозяйства и шлагбаума сворачиваем на юг и выходим на край плато Качи-Кальона. Вид с кромки горы завораживает. Внизу — река и малюсенькие машины вдоль дороги. Вокруг — горы и небо. С легким стрекотом снизу из-за уступа горы вылетает мотопараплан и набирает высоту. Пилот со своим пассажиром совершает над нами несколько кругов и уводит свою «шайтан-арбу» на восток, к соседней горе Кыз-Кермен.

Любоваться красотами Крыма с высоты отвесной стены можно долго. Но на плато площадью 25 га нет следов наземных строений, достойных внимания туриста. Слой плодородного грунта в несколько сантиметров дает возможность расти чахлым травам и низкорослому лесу. Преобладают вездесущие можжевельники и кизил, дуб пушистый и грабильник. Пора возвращаться на тропу к подножию стены.

А у основания скалы, на склоне, — настоящее царство археологии. Именно здесь, а не на вершине горы бурлила жизнь древнего города. Едва ли это был город-крепость. Небольшой фрагмент крепостной стены — явно недостаточный аргумент. И само плато совершенно не было защищено с севера. И гипотеза города-монастыря также не выдерживает испытания. Слишком малы вырубленные в каменных глыбах храмы и далеко разбросаны по склону. Собственно следы самого города обнаруживаются лишь на протяжении 500 метров вдоль скалы.

Не придавали здесь особого значения и хранению зерна. Количество зерновых ям, вырубленных по баклинской технологии, исчисляется единицами. Но вот тарапанов в Качи-Кальоне огромное количество. Загадкой остается пещерный комплекс за Первым гротом. Здесь в пять ярусов вырублена 51 пещера. А внутри пещер — 17 тарапанов. Высота расположения верхнего тарапана в четвертом ярусе более 12 метров от подножия скалы.

Как и зачем носили виноград на такую высоту, даже если и была хитроумная система ступенек, каменных и приставных деревянных лестниц? Как несли корзины с ягодой наверх, как и куда спускали сосуды с суслом вниз? Это был целый винодельческий завод. Одни научные источники говорят о наличии 120 тарапанов. Другие, более скромно, но достоверно и наглядно на сегодняшний день, насчитывают 77 винодавилен. Из них 48 тарапанов вырублены в пещерах и 29 — в скальных глыбах, разбросанных на склоне горы. Тарапаны имели различную конфигурацию и размеры. Есть и такие, какие мы видим в Херсонесе. Но есть и совсем маленькие с минимальной производительностью. Их размер ограничивался площадью пещеры или скального осколка на склоне. Для большинства тарапанов характерны выемки в скале под рычаги рычажного пресса.

Часть пещер без тарапанов служила для хранения сосудов с готовым вином и для выдержки сусла. Возможно, что здесь в период активного виноделия проживали рабочие. Археологи считают жилыми помещениями только 55 из 250 исследованных пещер. Отсутствие лежанок и тщательной отделки говорит об эпизодическом использовании большинства пещер, но не о постоянном проживании в них. Найденные невдалеке на берегу реки остатки гончарных печей подтверждают версию о полном цикле виноделия в Качи-Кальоне. От выращивания винограда и изготовления керамической посуды (амфоры, пифосы, кувшины) до поставок товарного вина.

Можно предполагать, что православная обитель в Качи-Кальоне была основана в VIII-IX веках и существовала во времена княжества Феодоро. Основная достопримечательность Качи-Кальона — целительный источник святой мученицы Анастасии, расположенный в гигантском Четвертом гроте. Высота до потолка около 40 метров. Когда-то прямо из скалы била щедрая струя воды, обеспечивающая весь город. Сегодня вода едва сочится, собираясь в небольшую округлую купель. В гроте насчитывается около 40 рукотворных пещер. Множество пазов и выемок под деревянные брусья говорит о сложной системе перекрытий и лестниц. Предания повествуют о том, что Анастасия приняла мученическую смерть за веру Христову в 304 году. Церковь чтит ее память 4 января. Ниже Четвертого грота по склону, почти над автодорогой, в скальной глыбе высечена церковь Святой Анастасии. По одной из версий, церковь Святой Анастасии существовала здесь с XI века и заброшена была после ухода христиан из Крыма в 1778 году. По другой — церковь разрушили еще татаро-монголы. Те же руины, которые мы видим сегодня, принадлежат церкви, сооруженной в XIX веке. Известно, что в 1851 году в Качи-Кальоне был основан скит Святой Анастасии, закрытый большевиками в 1921 году.

Есть еще одна церковь, вырубленная в куске скалы рядом с началом пешеходного маршрута у западного выступа. Это церковь Святой Софии. Внутри скального обломка — две комнаты. Исследователи датируют этот храм XI веком, но надгробные надписи на стенах церкви доносят до нас упоминания лишь о XVI-XVII веках.

Интересен сказ о дарении царской семьей России в рамках программы освоения Крыма большого надела земли в долине Качи помещику Хвицкому. Был он старательным хозяином и активным общественником. И даже долина долгое время называлась долиной Хвицкого. Помогал он церкви храмы восстанавливать. В 1851 году завещал Хвицкий свои земли Бахчисарайскому Успенскому скиту. А тот уже Свято-Анастасиевскую киновию здесь основал.

Качи-Кальон археологами изучен крайне слабо. Историки имеют о нем значительно меньше сведений и упоминаний, чем о соседних пещерных городах. И это при том, что Качи-Кальон находится на пересечении популярных средневековых торговых дорог. Спор о назначении этого города не затихает. Следы гигантского обвала внешнего слоя непрочной скалы говорят о том, что к моменту обвала многие пещеры уже годами использовались человеком. Жизнь в городище то расцветала, то затухала. Крепость, монастырь, сельскохозяйственное поселение? Ответа пока нет.

За один день осмотреть или хотя бы обойти все достопримечательности Качи-Кальона невозможно. Первое посещение вызывает много вопросов. Хорошо, если рядом есть опытный гид, способный дать исчерпывающий ответ. А если такого экскурсовода нет, то приходит период поиска ответов в книгах и научных трудах. Вот после такого периода нужно вновь отправляться к древнему городищу. И только тогда появляется какое-то понимание процессов, происходивших по бортам Качинского каньона полтора десятка веков назад.

Маршрут доступен путникам с любой физической подготовкой, готовым неспешно пробираться по крутому склону. Обувь нужна соответствующая — в шлепанцах или тапочках идти крайне рискованно. Мобильная связь действует на всем протяжении маршрута. Источники встречаются, но иллюзий о питьевом качестве воды питать не стоит. Питье и перекус нужно брать с собой. Хотя в соседних селах можно и чебуречную найти, и кафе. Продолжительность прогулки выходного дня можно варьировать от 4 до 8 часов.

Удачного похода!

В. ИЛЛАРИОНОВ, член Русского географического общества.

Фото автора.

Другие статьи этого номера