О госуслугах в «миграционной сфере» — подробно и профессионально

О госуслугах в "миграционной сфере" - подробно и профессионально

Вопросы, связанные с миграционным законодательством, оформлением и
выдачей паспортов гражданина Российской Федерации и
загранпаспортов, предоставлением статуса вынужденного переселенца и
др., по-прежнему остаются наиболее актуальными и интересующими
жителей нашего региона.
Сегодня на них отвечает начальник управления по вопросам миграции
УМВД России по Севастополю полковник полиции Денис КИЛЕВНИК.— Денис Борисович, какие государственные услуги предоставляет ваше управление?

— Государственная услуга по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (загранпаспорта); государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия; по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации; по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации; по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации; по проведению адресно-справочной информации; по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации; по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства; по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Отмечу, что часть из перечисленных услуг можно получить через сайт госуслуг, что гораздо удобнее, так как этот порядок позволяет не терять времени в очередях. Через портал госуслуги можно обратиться по вопросам оформления загранпаспорта, внутреннего паспорта гражданина РФ, регистрационного учета, оформления и продления вида на жительство, разрешений на временное проживание в РФ, выдачи приглашений.

— Наверное, для каждой семьи очень важен вопрос о порядке предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Кто является получателем этой государственной услуги?

— Получателями государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации являются: граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста; граждане Российской Федерации старше 14-летнего возраста в случае получения паспорта впервые; граждане Российской Федерации в случае утраты или похищения ранее выданного паспорта; граждане, приобретшие гражданство Российской Федерации.

Получателями государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации являются граждане Российской Федерации в следующих случаях: достижение 20-летнего возраста; достижение 45-летнего возраста; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, а также сведений о дате или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, в том числе при отсутствии возможности проставления на страницах паспорта обязательных штампов или отметок; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей; существенное изменение внешности; замена паспорта гражданина СССР.

— Куда можно обратиться с заявлением о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации?

— Выдача или замена паспорта производится районными отделами по вопросам миграции территориальных органов управления МВД России по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. В Севастополе это отдел УВМ России по Ленинскому району — проспект Генерала Острякова, 15; отдел УВМ России по Нахимовскому району — ул. Рабочая, 31; отдел УВМ России по Гагаринскому району — ул. А. Кесаева, 15-а; отдел УВМ России по Балаклавскому району — ул. Невская, 5.

— Какие сроки установлены для предоставления государственной услуги?

— В случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой или похищением паспорта, если утраченный или похищенный паспорт ранее выдавался этим же подразделением, паспорта выдаются гражданам в 10-дневный срок со дня приема подразделением всех необходимых документов.

В случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный или похищенный паспорт ранее выдавался иным подразделением, паспорта выдаются гражданам в двухмесячный срок со дня приема подразделением всех необходимых документов.

— Какие документы необходимы для предоставления государственной услуги?

— Необходимо представить следующие документы: заявление о выдаче или замене паспорта по форме N 1П, заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта; свидетельство о рождении; две, а в случае утраты или хищения паспорта — четыре личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи заявления о выдаче или замене паспорта, в черно-белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора; квитанцию об уплате государственной пошлины. Бланк квитанции может быть получен в подразделении, а также у должностных лиц учреждений социального обслуживания и многофункциональных центров. Бланк квитанции также размещается на Едином портале и на официальных сайтах управления по вопросам миграции УМВД России по Севастополю и её территориальных органов.

Граждане, приобретшие гражданство Российской Федерации непосредственно на территории Российской Федерации, также представляют в подразделение по месту жительства, месту пребывания или месту обращения национальные документы, удостоверяющие их личность.

Предъявленные гражданами документы, выполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский. Его правильность должна быть нотариально удостоверена в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

При обращении за получением паспорта в случае приобретения гражданства Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также в случае, если гражданин постоянно проживает или проживал за пределами Российской Федерации, прибыл (пребывает) на территорию(и) Российской Федерации и желает получить паспорт, дополнительно представляется документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами РФ.

При обращении по вопросу замены паспорта гражданин дополнительно к вышеуказанным документам представляет паспорт, подлежащий замене, и следующие документы (при наличии соответствующих обстоятельств): при изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и(или) месте рождения — свидетельство о регистрации брака, выданное органом загс на территории Российской Федерации, свидетельство о регистрации брака и(или) документ компетентного органа иностранного государства, подтверждающий принятие фамилии супруга, свидетельство о расторжении брака, выданное органом загс на территории Российской Федерации, свидетельство о расторжении брака и(или) документ компетентного органа иностранного государства, подтверждающий изменение фамилии после расторжения брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о рождении.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский). Правильность перевода должна быть нотариально удостоверена в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате; при изменении пола — заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, свидетельство о рождении; при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей — документ, содержащий верные сведения.

В случае утраты или похищения паспорта необходимо представить письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен или похищен паспорт. Для проставления обязательных отметок в паспорте необходимы следующие документы: воинского учета (при наличии соответствующего основания); свидетельство о заключении или о расторжении брака (при наличии указанного факта); свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии).

— Денис Борисович, какие отметки и записи производятся в паспорте?

— В паспорте производятся следующие отметки и записи: о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства; об отношении к воинской обязанности; о регистрации и расторжении брака; о детях — гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста; о ранее выданных паспортах и заграничных паспортах.

По желанию гражданина в паспорте производятся следующие отметки: о группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика — налоговыми органами.

— В каких случаях может быть отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению паспорта гражданина Российской Федерации, либо в его выдаче?

— Основаниями для отказа в приеме документов являются: недостижение гражданином 14-летнего возраста; отсутствие или неполнота обязательных для указания сведений в заявлении о выдаче или замене паспорта; непредставление документов, требуемых для предоставления государственной услуги, в том числе реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины; несоответствие представленных личных фотографий требованиям, предусмотренным пунктом 25 административного регламента; представление гражданами документов, выполненных на иностранном языке и не имеющих соответствующего перевода на русский.

Основаниями для отказа в выдаче или замене паспорта являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче или замене паспорта по форме N 1П; отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, содержащихся в государственной системе о государственных и муниципальных платежах.

— Какова сумма государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги?

— За выдачу паспорта взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленных статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: за выдачу паспорта — 300 рублей; за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность — 1500 рублей.

За выдачу паспорта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государственная пошлина не взимается.

Уплата государственной пошлины производится гражданином через кредитные организации Российской Федерации либо через платежные системы.

Кстати, хочу отметить, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях: отказа в выдаче паспорта при наличии соответствующих обстоятельств (подпункт 5 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации); уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации); отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган к должностному лицу, совершающему данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).

Плательщик (или его законный представитель) представляет в территориальный орган ФМС России, в который обращался за получением государственной услуг, заявление в письменном виде о возврате (частично или полностью) уплаченной госпошлины.

— Какие документы могут быть выданы гражданину на период оформления паспорта?

— По желанию гражданина на период оформления паспорта сотрудником, ответственным за прием документов, или сотрудником многофункционального центра выдается справка о приеме документов на оформление паспорта в произвольной форме.

По желанию гражданина на срок оформления паспорта сотрудником, ответственным за прием документов, выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П. Гражданином в этом случае предоставляется дополнительная фотография.

— Каков порядок оформления гражданства для жителей Севастополя, не имеющих регистрации по месту жительства в городе на период проведения референдума в марте 2014 года?

— Согласно статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, гражданами Российской Федерации признаются граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на 18 марта 2014 года (имеющие регистрацию по месту жительства по состоянию на 18 марта 2014 года, которая подтверждается штампом в паспорте гражданина Украины, для детей в возрасте до 16 лет — справкой о регистрации по месту жительства) на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.

Учитывая, что на 18 марта 2014 года на территории Севастополя проживало большое количество граждан Украины без регистрации, признать их гражданами Российской Федерации возможно только после установления в судебном порядке юридического факта постоянного проживания на территории Севастополя (с момента прибытия и по настоящее время, в том числе по состоянию на 18.03.2014 г.).

Для установления факта проживания на 18 марта 2014 года на территории города федерального значения Севастополя им необходимо обратиться в районный суд по месту жительства в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

После получения положительного решения суда в отношении жителей Республики Крым или города федерального значения Севастополя, которые по состоянию на 18 марта 2014 года не были зарегистрированы, проводится проверка о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51 и 52 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного указом президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 N 1325.

Для проведения проверки о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации необходимо обратиться с заявлением в территориальный отдел по вопросам миграции ОМВД России Севастополя по месту постоянного проживания.

Одновременно с заявлением необходимо представить: нотариально заверенный перевод паспорта гражданина Украины (либо документа, подтверждающего, что заявитель является лицом без гражданства), копию свидетельства о рождении, свидетельства о заключении (расторжении) брака (при наличии), автобиографию, решение суда о постоянном проживании в Севастополе, в том числе на 18.03.2014 года (вступившее в законную силу), копии документов, представленных в суд, 2 личные фотографии размером 3 х 4 сантиметра, квитанцию об оплате госпошлины. По результатам проведения проверки выносится мотивированное заключение.

Но здесь следует сразу оговорить следующее: принятие положительного решения суда не всегда влечёт признание гражданином. Часто в ходе проверок выявляются факты представления заявителями в суд подложных документов о трудовой деятельности, а также поддельных справок, выданных учебными и медицинскими учреждениями. Так, в 2015-2016 годах по факту представления в суд фальсифицированных доказательств с целью получения гражданства Российской Федерации возбуждено более 50 уголовных дел в отношении недобросовестных граждан. И эта работа продолжается на постоянной основе.

— В связи с проживанием в городе большого количества жителей других регионов России наверняка очень востребованной является госуслуга по регистрации граждан РФ по месту пребывания?

— Действительно, этот вопрос достаточно остро стоит в Севастополе. Здесь необходимо учесть требования законодательства обязывающего граждан, прибывших для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока обратиться органы, осуществляющие регистрационный учёт. В противном случае эти граждане подлежат административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей. В свою очередь собственники этих помещений подлежат штрафу от 2 до 5 тысяч рублей. А в случае принадлежности помещения юридическому лицу штраф на владельца накладывается в размере от 250 до 750 тысяч рублей.

— На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

— Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подпись в реквизите («подпись лица, предоставившего жилое помещение») заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение и временное (постоянное) проживание гражданина выражают в письменной форме.

— Многих наймодателей тревожит, что временно зарегистрированные в их помещениях лица обретают какие-либо права на это жильё. Стоит ли этого бояться? Какой порядок установлен законодательством для снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания?

— Бояться временной регистрации граждан в своем жилье не следует, так как в принципе этот вид учёта фактически является лишь фиксацией места пребывания гражданина в определённом жилом помещении. Каких-либо прав распоряжения и владения жилым помещением у временно пребывающего не возникает. Оплата коммунальных услуг в основном производится по счётчикам, и вопрос её внесения может в индивидуальном порядке проговариваться между владельцем помещения и его гостем.

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если она известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласия на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

— Какие особенности имеет процедура оформления заграничных паспортов для жителей Севастополя?

— Согласно пп. 29 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имевшим на момент подачи заявления о выдаче такого документа действительный паспорт гражданина Украины для выезда за границу и первично обращающимся за получением паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя государственная пошлина не уплачивается.

Паспорт гражданина Украины для выезда за границу при выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, не изымается.

— Какие имеются основания для отказа в предоставлении государственной услуги?

— В соответствии со статьей 15 федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в следующих случаях:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим федеральным законом.

В случае если имеется заключение межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

8) признан несостоятельным (банкротом) — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

В соответствии со статьёй 10 указанного федерального закона в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и(или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.

— Денис Борисович, расскажите, пожалуйста, о графике работы ваших подразделений.

— Подразделения управления по вопросам миграции УМВД России по Севастополю в основном работают с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13 до 14 часов пять дней в неделю с понедельника по пятницу. Но по отдельным госуслугам есть другие графики работы. Более подробная информация размещена на ведомственном сайте УМВД России по Севастополю в разделе «Государственные услуги».

Другие статьи этого номера