Режим дня? Соблюдать неукоснительно!

Режим дня? Соблюдать неукоснительно!

У ДЕТЕЙ, НЕДОСЫПАЮЩИХ 2-2,5 ЧАСА, УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА
УРОКАХ СНИЖАЕТСЯ НА 30%
У моих соседей — сын-первоклассник. Надо было видеть, с какой
гордостью он шел в школу 1 сентября! Прошло две недели, и каждое утро
я слышу через стену, как мама уговаривает своего школьника
поторопиться, чтобы в очередной раз не опаздывать на занятия… Как все-
таки был прав «Роспотребнадзор», опубликовавший на своем сайте в
преддверии нового учебного года рекомендации по организации режима
дня для школьников! Итак, что же рекомендуют нам специалисты?ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Вряд ли кто будет спорить с утверждением, что соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка. Если вы заметили, что ваш школьник сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависят способность к обучению и его успешность.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т.п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т.п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников: 1-4-е классы — 10-10,5 часа, 5-7-е классы — 9,5-10 часов, 6-9-е классы — 9-9,5 часа, 10-11-е классы — 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

УДОБНЫЙ РАБОЧИЙ СТОЛ

Правильно организуйте рабочее место школьника, так как условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже двух раз в год.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего это соблюдение времени приёма пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмом пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

ПОЛЕЗНЫЙ ДОСУГ

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как утверждают специалисты, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Фото Д. Метелкина из архива редакции.

Другие статьи этого номера