Черные дыры школьной астрономии

Черные дыры школьной астрономии

В севастопольские школы со следующего года могут вернуться уроки
астрономии. Ассоциация планетариев страны собрала более 30 тысяч
подписей, чтобы предмет вернулся в учебную программу. Новый министр
образования и науки РФ Ольга Васильева идею поддержала: «Раньше в
школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час
должен вернуться», — заявила министр. В октябре этого года даже пройдет
первая всероссийская контрольная по астрономии.Очевидно, что в XXI веке детям необходимы знания о космосе: изучение звездного неба, «черных дыр», пульсаров и квазаров, астероидов и комет — далеко не все школьники имеют четкое представление обо всем этом. Но, с другой стороны, не совсем понятно, кто будет преподавать астрономию, откуда возьмутся учебники и не превратится ли прекрасная идея в очередную профанацию?

Изучение движения небесных тел для школьников в России отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I. До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Директор Новосибирского планетария Сергей Масликов выразил сомнение, что инициатива возврата в школьную программу астрономии может быть реализована раньше чем через пять лет. «Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной, — говорит Масликов. — Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум пять лет нужно, чтобы выучить преподавателей».

Также он отметил, что переподготовка учителей физики не решит проблему, так как «физика-то все равно останется». «Кто будет преподавать астрономию?» — задает вопрос директор планетария. С его точкой зрения согласны и севастопольские педагоги, неофициально опрошенные корреспондентом «Славы Севастополя».

— Уроки астрономии — конечно, отличная идея, но нет учебников и нет специалистов, — высказал свое мнение учитель физики, попросив не указывать его фамилию. — В следующем году, на мой взгляд, ввести уроки — нереально. Необходимы техническое оснащение кабинетов, хорошие учебные пособия, а их еще нужно написать и издать. Чтобы подготовить учителей, в педагогических вузах должны вводиться дополнительные курсы. На это понадобится время. Боюсь, что все будет выглядеть так же, как с уроками по мировой художественной культуре, религии и этике: звучит красиво, но учителям неинтересно, преподают скучно — не их профиль. Фанатиков в хорошем смысле слова — единицы, один человек на сто.

По мнению педагогов, у нас много научно-популярной литературы, которая далеко не всегда соответствует науке. Например, если говорить об исключении Плутона из основных планет Солнечной системы, то в некоторых учебных пособиях он так и остается 9-й планетой. А ведь учебные пособия по астрономии должны переиздаваться чуть ли не каждый год, так как постоянно происходят какие-то открытия.

Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов предложил свой вариант: сразу не вводить астрономию отдельным уроком, а добавить блоки к природоведению, географии и физике: «Астрономия на самом деле есть в школах — понемногу в географии, физике и химии, — говорит ученый. — Вопрос в том, хочется ли что-то добавить. Да, хочется. Простой способ — добавить час в природоведение и физику. Чтобы была мотивация у учителей — включить вопросы в ЕГЭ».

По словам Сергея Попова, в подготовке кадров будут серьезные проблемы. И действительно, уроки астрономии могут превратиться в очередную профанацию. Но, с другой стороны, при развитии современных технологий существует высокая доступность информации в Интернете. Учителю не обязательно идеально владеть предметом, главное — направить учеников, например, подсказать, какой ролик можно посмотреть на youtube. Урок сняли, допустим, в Москве, а посмотреть его смогут дети абсолютно из любой точки страны, в том числе из глухой провинции (там уж точно не приходится ожидать появления талантливых учителей астрономии).

— Мне лично очень хочется, чтобы мой сын изучал астрономию, — говорит Светлана Иванова, мама севастопольского школьника. — Я представляю себе экскурсии в обсерваторию, красивые атласы звездного неба. Было бы здорово, если бы мой ребенок получал современные знания. В гимназии, где я училась, астрономия была, правда, учитель вел свой предмет крайне непрофессионально и запомнился почему-то только своим длинным галстуком. Боюсь, как бы история не повторилась сейчас. К сожалению, в нашей школе даже русский язык преподается через пень колоду.

Что выйдет из этой затеи — мы увидим уже в следующем году. Кстати, с 4 по 10 октября отмечается Всемирная неделя космоса. В декабре 1999 года этот период был провозглашен Всемирной неделей космоса Генеральной Ассамблеей ООН. Цель — отмечать вклад космической науки и техники в современное общество, в улучшение благосостояния человека. Даты были выбраны не случайно. Именно 4 октября 1957 года в СССР впервые состоялся успешный запуск искусственного спутника Земли. А 10 октября 1967 года вступил в силу договор между государствами по использованию космического пространства. Конечно, нашим школьникам неплохо было бы знать о таких событиях.

Другие статьи этого номера