Заповеди «Дервиша»

Заповеди "Дервиша"

На стыке минувшего лета и наступившей осени в Архангельске проходили
торжества, посвященные 75-летию прихода сюда первого союзного
морского конвоя «Дервиш». По приглашению губернатора Архангельской
области Игоря Орлова на них побывал Виктор Кот — директор по флоту
акционерного общества «Югрефтрансфлот», председатель
Севастопольского Морского собрания.ПАМЯТЬ ПОЗВАЛА

— Виктор Павлович, в прессе можно найти сведения о том, что в тревожном для бывшего СССР августе 1991 года, когда отмечался полувековой юбилей «Дервиша», в духе «народной дипломатии» было положено начало международной традиции мемориального паломничества, связанной с эпопеей полярных караванов. У истоков этого начинания стояли репортеры из архангельских газет «Правда Севера» и «Северный комсомолец» Игорь Слободянюк и Александр Мозговой.

— Может быть. Но нельзя забывать и посла Великобритании в Москве более чем четвертьвековой давности Родрика Брейтвейста. В 1989 году он принимал у себя Игоря Слободянюка и его друзей перед их поездкой в Туманный Альбион. Напутствуя гостей, посол сказал: «Поезжайте к нам в Англию и постарайтесь убедить участников полярных конвоев. Пусть они приедут в Россию, Архангельск — город своей боевой молодости. Это нужно всем». В 1991 году на русский Север впервые приехали две сотни английских ветеранов.

— Сколько их встретило 75-летие арктических конвоев?

— Человек пятнадцать, не меньше. Они заслуженно привлекали к себе всеобщее внимание.

— Кого еще принимали в Архангельске в дни юбилейных торжеств?

— Гостями города были дипломаты высокого ранга стран антигитлеровской коалиции, таких как США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и других государств: Польши например. Если персонально, то в 2002 г. Архангельск с поздравлениями посетил герцог Эдвард Кентский. Год спустя в Соловецкий монастырь нанес визит наследник британского престола принц уэльский Чарльз. Нынче в северном городе воинской славы тепло принимали единственную дочь английской королевы Елизаветы II — принцессу Анну. Она профессионально занимается конным спортом. Член британской монаршей семьи входит также в Международный олимпийский комитет и в ряд благотворительных фондов. Принцессу Анну можно было встретить среди болельщиков спортивных соревнований Сочинской олимпиады.

Российскую делегацию на торжествах, посвященных 75-летию «Дервиша», возглавлял глава Государственной Думы Российской Федерации Сергей Нарышкин (ныне — руководитель Службы внешней разведки. — Авт.). С приветствием к участникам и гостям праздничных мероприятий, посвященных знаменательной дате, обратился Владимир Путин. Непосредственно ветеранам арктических конвоев адресованы эти слова президента Российской Федерации: «Мы помним ваш подвиг и считаем вас подлинными героями. Хочу выразить вам свое уважение, признательность и благодарность за все, что вы сделали».

Текст приветствия президента Российской Федерации был помещен в вышедшем специальном выпуске журнала «Поморская столица» (поморской столицей называют Архангельск. — Авт.). На первой странице обложки журнала редакторы поместили портрет Владимира Владимировича в пилотке офицера Военно-Морского Флота. Печатная новинка пользовалась повышенным спросом участников и гостей торжеств.

— У многих наших сограждан на пороге нынешней осени Архангельск был на устах.

— В нашей с вами беседе уже сказано, что Архангельск с гордостью носит высокое звание города воинской славы. Соответствующий указ Владимиром Путиным подписан в 2009 году. Еще раньше, в 1984-м, Архангельск удостоен ордена Ленина «за боевые и трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны». Город основан Иваном Грозным. Прежде чем основать Санкт-Петербург, широко распахнув окно в Европу, Петр I открыл «форточку» — Архангельск… В конце июля 1941 года на воду у Архангельска села летающая лодка «Каталина» с Гари Гопкинсом — представителем президента США на борту. Франклин Рузвельт направил в СССР своего близкого друга на переговоры с И.В. Сталиным. «Большая тройка» рассматривала Архангельск как место проведения одной из своих встреч.

— Сюда, в Архангельск, 31 августа 1941 года пришел первый союзный конвой под кодовым названием «Дервиш». Дервиш — это путешествующий монах, исповедующий ислам.

— Конвой составили лишь пять судов под британским флагом и одно судно под голландским. Их сопровождали шесть военных кораблей. На них было доставлено 3800 глубинных бомб и магнитных мин, полтора десятка истребителей «Харрикейн», авиатопливо, десять тысяч тонн каучука, олово, различный инвентарь и, что особенно трогательно, полторы тонны армейских ботинок. За морями счет обуви шел не на пары, а на вес. Схему поставок союзниками в СССР снаряжения предложил Франклин Рузвельт: это не помощь и не торговая операция. Ленд-лиз-заем, аренда. То, что используется без остатка, видимо, как те же ботинки, не требовало оплаты, за уцелевшие товары и оборудование надо было платить с учетом амортизации либо компенсировать поставками: например леса.

— В США было много изоляционистов, то есть противников вступления страны в войну на любой стороне. Нелегко же было президенту изменить настроение в сенате и в обществе.

— Франклин Рузвельт был щедро наделен природой даром убеждения. Своим оппонентам он сказал: «Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернет тебе шланг, а если тот окажется поврежденным, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат». «Дервишу» повезло несказанно. Осевшие в Норвегии немцы то ли прозевали его, то ли не придали ему серьезного значения, уповая на молниеносную победу в войне против СССР. Но в 1942 году враг спохватился.

Наиболее тяжелая участь постигла 17-й конвой. Из 35 судов его состава в порты назначения пробились лишь одиннадцать — менее трети. После этой трагедии движение по арктическим маршрутам на некоторое время замерло. Обратились к путям, проложенным через Иран. Самолеты перегоняли через Аляску. Все же не оставили в стороне и проторенную «Дервишем» водную дорогу. В журнале «Поморская столица» приведены сведения: «С августа 1941 года по май 1945-го было проведено 40 конвоев… В сумме 1400 торговых судов в рамках программы ленд-лиза доставили в СССР важные военные материалы…»

Счет полученных танков шел на многие тысячи, самолетов и боеприпасов — на десятки тысяч тонн. Отмечена также доставка крупных партий стратегических материалов и продовольствия. Требовались также ранее не запланированные товары, такие, например, как золотые нити для аксельбантов, часы, пуговицы. Авиация Северного флота совершила сотни боевых вылетов, чтобы обеспечить проводку караванов союзников. Все же потерь не удалось избежать. Наши друзья по Антигитлеровской коалиции лишились 85 торговых судов и 16 боевых кораблей, в том числе двух крейсеров и шести эсминцев. И что самое печальное — погибло в общей сложности три тысячи человек личного состава. Потери Германии: линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок.

В 1946 году Иосиф Сталин поблагодарил союзников за помощь в войне против немецко-фашистских захватчиков и их сателлитов. Благодарности также удостоились те наши военные и гражданские руководители, которые ковали успех общего дела. Их список открывали нарком Военно-Морского Флота Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов, командующий Северным флотом Арсений Головко, начальник Севморпути, уполномоченный Государственного комитета обороны Иван Папанин…

— Иван Дмитриевич — наш земляк, севастополец, это широко известно в нашем городе.

— Иван Папанин вписал особую главу в летопись полярных конвоев. В короткие сроки через «не могу» он организовал расчистку портовой линии от хлама, для приема океанских кораблей углубил дно бухты. Не робея, на свой страх и риск в недавнем покоритель Северного полюса поднял перед высшим начальством вопрос о том, чтобы определенная доля заморского продовольствия (пищевые концентраты, консервы) оседала в Архангельске, где жители голодали. Иван Дмитриевич также категорически возразил против планов проведения в Архангельске конференции в верхах большой тройки: «Не готов я принимать многочисленные делегации высокого уровня». И его доводы были услышаны. Редкий случай.

ТЕПЛО ВСТРЕЧ

— В настоящее время — иное дело. Четверть века назад не в самый лучший период отечественной истории в Архангельске было положено начало традиции международного мемориального паломничества, связанного с героизмом, проявленным участниками полярных конвоев, — символа братства по оружию в борьбе с общим врагом России, Великобритании и США.

— Много места в моем рассказе может занять изложение программы мероприятий, проведенных по случаю юбилея «Дервиша». Она содержит свыше полусотни пунктов: митинги, конференции, дискуссии за «круглым столом», посещение воинских мемориалов, тематические выставки, презентации книг, показы документальных фильмов, постановки спектаклей, футбольный матч… Мы стали свидетелями военно-морского парада, парада яхт парусного центра «Норд». Я имел честь участвовать в заседании межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при правительстве Российской Федерации. Ее возглавляет адмирал Вячеслав Попов. Неоднократно Вячеслав Алексеевич бывал в нашем городе. В частности, в прошлом году в Севастополе он проводил заседание межведомственной комиссии по случаю 100-летия поднятия Андреевского флага на «Коммуне» — действующем спасательном судне-катамаране Черноморского флота.

Не без приглашения москвичей у нас прошли также торжества в связи с 200-летием Херсонесского и Тарханкутского маяков. В Архангельске подверглись подробному обсуждению злободневные проблемы по разработке концепции сохранения культурного наследия Арктики и постановки его объектов на государственный учет. Актуальностью отличались также пункты повестки дня в разделе «Разное»: о предложении по увековечению в Архангельской области памяти выдающегося советского и российского писателя Валентина Пикуля, о поддержке инициативы студентов Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова по строительству научно-экспедиционного судна…

— Полагаю, на все мероприятия физически невозможно было успеть, учитывая то, что некоторые из них проходили одновременно на различных площадках…

— Но на заседание совета по взаимодействию молодежи морских и речных портовых городов России моя явка была обязательна. По итогам обсуждения включенных в повестку дня вопросов мне было предложено вместе с председателем совета по взаимодействию молодежи морских и речных портовых городов России Еленой Доценко и президентов фонда поддержки образования детей, молодежи и социальной помощи семьям «Поморье» Галиной Валовой подписать соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Соглашение заключено «в целях укрепления и развития социально-экономической сферы территорий морских и речных портовых городов России, вовлечения лидеров молодежных движений в эти процессы, развития взаимопонимания и сотрудничества в направлении популяризации морского культурно-исторического наследия, образования и просвещения, туризма, патриотического воспитания и профессиональной ориентации, общественной дипломатии».

Севастополь с его потенциалом, традициями уже занимает достойное место в семье морских и речных портов городов России. Подписанное соглашение будет содействовать расширению и конкретизации полезных контактов и начинаний в масштабах огромной страны, что предусмотрено утвержденным планом.

— Виктор Павлович, приглашение на юбилей «Дервиша» оформлено на ваше имя в начале июля текущего года. Было время подготовиться к поездке в Архангельск…

— Морское собрание позаботилось об изготовлении сувениров, в частности жетонов. Мастера оформили их со вкусом. Я вручил жетон принцессе Анне, сувениры также приняли послы, консулы европейских государств.

— Какие эмоции при этом они выражали?

— Сдержанные. Подарок приняли молча. Подумал: пусть привыкают, что Крым, Севастополь — это Россия. А вот ветераны арктических конвоев… Некоторые из них украсили жетонами свои мундиры. При встрече со мной улыбались.

— Чем еще запомнились торжества в Архангельске?

— В нашей стране сохранился единственный корабль — участник арктических конвоев: ледокол «Красин». При поддержке Министерства обороны России, Министерства транспорта России, государственной корпорации «Росатом» прошла волнующая сердце акция в честь корабля-памятника. В день проведения в Архангельске, на площади Мира, многотысячного митинга выстроившиеся рядом, на Северной Двине, военные и гражданские суда дали приветственный сигнал. В этот же момент российские корабли всех ведомств на всех широтах Мирового океана подключились к этой акции.

Надолго запомнится еще один корабль — «Н.В. Гоголь». Опять же единственный в Отечестве колесный пароход, спущенный на воду 110 лет назад. Осенью 1941 года на судне-ветеране специальные представители американского президента, Авералл Гариман и адмирал Уильям Стендли, а также министр снабжения Великобритании Уильям Бивербрук, преодолели путь от зарубежного острова Мудьюг до архангельского аэродрома на острове Кегостров, чтобы проследовать дальше, в Москву, на переговоры с высшим руководством СССР. На сей раз на пароходе совершили прогулку по воде уважаемые гости Архангельска, в том числе ветераны арктических конвоев, пришедшие от этого в полный восторг.

С недавних пор водолазы Северного флота поднимают на поверхность различные грузы с затонувших кораблей союзников. В 1944 году на дно ушли каток и другие технические средства с прицелом на грядущее восстановление городов на очищенных от немцев территориях. По объективным причинам принцесса Анна передала россиянам находки с опозданием. Конечно, их уже не задействовать в дорожных работах, они пригодны лишь для показа в экспозиции главного в Архангельске музея. Среди самодеятельных художественных коллективов не затерялась группа артистов-любителей из нашего высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова.

Среди врученных каждому участнику, гостю мероприятий, раздаточных материалов, посвященных юбилею «Дервиша» оказался конверт с открытками. На них воссозданы плакаты и фотографии времен Великой Отечественной. Здесь воины СССР, США и Великобритании запечатлены вместе, флаги стран-союзниц реют рядом.

ЭХО КОНВОЕВ

— Каковы уроки «Дервиша»?

— Можно и объективности ради нужно говорить о допущенном союзниками опоздании с открытием второго фронта. Если бы американцы и англичане ударили по общему врагу вовремя, то счет потерь не выразился бы в десятках миллионов человек, в разорении стран… Нынче человечество встало перед стеной угроз терроризма, экологических катастроф, голода, болезней… Коль мы не сохранили крепкие союзные отношения, которые принесли нам спасение, то хотя бы сейчас нужно сплотиться перед лицом суровых испытаний против того же «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ. — Авт.). Но у наших западных партнеров это никак не получается.

Политические лидеры Запада явно недотягивают до уровня Франклина Рузвельта. Им не дано как руководство к действию повторить и слова Уинстона Черчилля: «Враг моего врага — мой друг». «Отношение в мировой политике, — с горечью отмечает упоминавшийся уже нами Родрик Брейтвейт, — хуже, чем в годы «холодной войны». Не так серьезно, конечно, но хуже по степени человеческой морали. Теперь именно можно, допустимо не доверять друг другу, и это вошло в правила политической игры. Излишняя роскошь!»

«Дервиш» учил и продолжает учить иному. Учит дружить, верности союзническому долгу, отличать добро от зла, учит побеждать. Как не внять завету великого американца Франклина Рузвельта: «Мы не можем добиться мира, если сегодня среди нас не будет единства, которое обеспечило нам победу в войне».

* * *

В.П. Кот собрал коллекции морских раритетов. Издавна у его рабочего стола отведено видное место для хранения компаса с американского торгового судна NАVY — участника одного из арктических походов. Виктор Павлович не чаял, что в наши дни старинный прибор символически укажет путь в Архангельск, чтобы отдать дань уважения «Дервишу». В Архангельске севастополец укрепился в вере, что компасы судов союзнических конвоев по-прежнему точны. Следовать бы по ним.

На снимках:  В.П. Кот (справа) в зале одного из форумов в Архангельске; гость юбилейных торжеств — принцесса Анна; выступает самодеятельный творческий коллектив высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова (Севастополь); плакат времен Великой Отечественной и жетон Севастопольского Морского собрания — сувенир участникам и гостям юбилейных торжеств.

Другие статьи этого номера