Навстречу навигации 2017 года

Навстречу навигации 2017 года

В целях подготовки к навигации 2017 года 21 октября в уютном учебном
классе на улице Олега Кошевого (в доме N 6) состоялось совещание под
руководством начальника отдела БВО главного управления МЧС России по
Севастополю — главного государственного инспектора по маломерным
судам Бориса Борисовича Готовко с руководителями и ответственными за
эксплуатацию баз-стоянок маломерных судов (БСМС) Севастополя.На совещание были приглашены работники транспортной прокуратуры Севастополя и ответственные за безопасность мореплавания со стороны Севастопольского порта. Представитель транспортной прокуратуры Севастополя И.К. Зиборова кратко обрисовала картину проблем для руководителей БСМС в следующем, 2017 году. Как сказано в положении N 6.12 «Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Севастополе» от 17 апреля 2015 года, на БСМС должны быть документы на право пользования землей или договоры аренды, а также документы, дающие право на водопользование морской акваторией. Ирина Владимировна указала, что таких документов, за исключением трех баз, у остальных нет и что в следующем году эти базы не будут допущены к эксплуатации без соответствующих документов. На нарушителей будут налагаться штрафные санкции согласно Кодексу об административных правонарушениях: 100 тысяч рублей — с юридических лиц, 30 тысяч рублей — с предпринимателей.

Также она напомнила, что в 2016 году в Балаклаве затонуло маломерное судно и произошёл разлив нефтепродуктов, а на базе-стоянке отсутствовало боновое заграждение для локализации нефтяного пятна. Поэтому требуется дополнительное оснащение БСМС Севастополя согласно пункту 6.3 вышеназваных правил.

Эти сообщения вызвали оживленную дискуссию среди руководителей БСМС. Выяснилось, что начиная с 2014 года они все подавали документы в главное управление природных ресурсов и экологии Севастополя для получения права на водопользование. На основании зарегистрированных заявлений о подаче документов для проведения конкурсов на право пользования водной акваторией эти БСМС были открыты органами ГИМС МЧС России на навигацию 2015-2016 годов.

Но по многим причинам право на водопользование почти все владельцы БСМС получить не могут. Причины разные, но следствие одно: разрешение на эксплуатацию морской акватории арендованных причалов получить не получается. Представитель транспортной прокуроры рекомендовала чаще писать обращения и жалобы в их ведомство.

Но нужно сказать, что тридцать четыре базы-стоянки распоряжением правительства N 336-РП от 27 апреля 2015 года были включены в Реестр собственности Севастополя и закреплены за ГУПГС «Севастопольский морской порт». Часть баз в настоящее время — в стадии судебных разбирательств по поводу незаконной передачи имущества, другие просто не работают, приходя в запустение, ведь денег на содержание семидесяти семи причалов, одним махом переданных порту, у последнего нет. При этом порт визирует право на водопользование, что совершенно правильно, так как он является управляющей компанией по бухтам города. Но даст ли он это право тем базам, которые с ним судятся, и тем, которые числятся в реестре распоряжения за ним? Скорее всего — нет.

Вывод: в следующем, 2017 году с этих причалов рыбаки и моряки в море не пойдут, если не станут платить дополнительные деньги за стоянку Севастопольскому морскому порту. А что это за причалы? Это те, что базируются в акватории бухты Круглой под номерами 200, 200-Б, 201, 202, 203, 204, то есть базы-стоянки рыбаков-любителей, основанные в далёкие 70-е годы прошлого века, времён СССР, и построенные на средства этих самых рыбаков.

При этом бухта Круглая не входит в сферу деятельности Севастопольского морского порта по причине мелководности. И возникает вопрос: зачем их передали порту? Очень просто, говорят рыбакам в порту: умножьте 65 рублей на ширину ялика (что достался от деда), если он стоит носом к причалу, или на длину яла, если он стоит лагом (бортом) к причалу, — и вот вам эта сумма суточной стоянки, которую следует перечислить в бухгалтерию порта.

Те же проблемы с причалами бухт Казачьей, Стрелецкой, Северной стороны, Балаклавы. В Стрелецкой бухте руководству яхт-клуба — общественной организации «75-й причал», эксплуатирующей БСМС N 186, представитель порта просто сказал: «У вас много катеров, а посему с вас в месяц — один миллион рублей за стоянку на территории нашей собственности». А ведь вся база построена и создана за средства общественной организации. Получается, что родной Севастопольский порт хочет нажить себе врагов из числа севастопольцев — любителей морской рыбалки?

В бухте Казачьей общественная организация «Яхт-клуб «Казачья бухта» некогда получила землю в долгосрочную аренду для строительства яхт-клуба, причем на голом месте, без причалов и инфраструктуры. За деньги членов клуба яхт-клуб купил и зарегистрировал причалы, покупает матчасть, содержит спортивную крейсерскую и детскую секции.

По этому вопросу выступил ответственный за безопасность мореплавания в яхт-клубе «Юг» Валерий Павлович Давиденко и высказал опасение, что если клуб не успеет получить право на водопользование, то возникнет проблема с проведением запланированных соревнований, включённых в календарь Всероссийской федерации по парусному спорту. Кроме того, он напомнил, что в этом году яхт-клуб «Юг» на своей базе провёл чемпионат Европы в классе яхт «Парусная доска». В этом классе, кстати, Стефания Елфутина — бронзовый призер Олимпиады 2016 года.

Во время обсуждения были подняты вопросы о проверках причалов, гидротехнических сооружений, о безопасности мореплавания на тех тридцати четырех БСМС, что переданы Севастопольскому морскому порту распоряжением правительства Севастополя. Если раньше они инспектировались ГИМС МЧС России, то в настоящее время они оказались за рамками проверок. Так, в навигацию 2016 года порт дал разрешение швартоваться рейсовым теплоходам весом до 50 тонн на причале N 151 набережной Приморского бульвара, где стоят маломерные суда. Только после обращения предпринимателей-маломерщиков в управление Южного УГМРН «Ространснадзора» в Ростове-на-Дону эта порочная практика была пресечена.

По моему мнению, 27 апреля 2015 года было принято ошибочное решение о передаче баз-стоянок, имеющих разные формы собственности, в юрисдикцию Севастопольского морского порта. После обмена мнениями проверяющими органами было высказано пожелание, что только совместными усилиями можно изменить существующее положение, для того чтобы в навигацию 2017 года все базы-стоянки маломерных судов Севастополя вошли в рабочем состоянии без замечаний.

А. ВИРЧЕНКО, судоводитель.

Другие статьи этого номера