Телефонные мошенники активизировались: ждите звонка от «Деда Мороза»!

СТО ТЫСЯЧ ЗА ЗВОНОК

К сожалению, мошенники продолжают обманывать пожилых севастопольцев. Так, на днях очередной их жертвой стала 90-летняя жительница Ленинского района. Как сообщает пресс-служба УМВД России по Севастополю, пенсионерка ответила на телефонный звонок неизвестного, который представился сотрудником полиции и сказал, что ее сын задержан за ДТП и для «решения вопроса» нужно заплатить. Следуя полученной инструкции, бабушка взяла имеющиеся в доме сто тысяч рублей и вынесла их поджидающему у подъезда таксисту. Она так расстроилась, что забыла, что ее сын, с которым якобы случилась беда, спит в соседней комнате, прошла мимо него.

Вернувшись домой, пенсионерка наконец обратила внимание на спящего сына. Осознав, что ее обманули, женщина обратилась в полицию.

Практически в это же время аналогичный случай произошел и с другой севастопольской пенсионеркой. В связи с этим сотрудники полиции в очередной раз обращаются к жителям и гостям города с просьбой быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников.

КАЖДОЕ ТРЕТЬЕ МОШЕННИЧЕСТВО — ТЕЛЕФОННОЕ

По данным сотрудников прокуратуры, несмотря на проводимый комплекс профилактических мероприятий, в Севастополе регистрируется резкое возрастание проявлений телефонного мошенничества, и борьба с этим видом преступлений обостряется. Так, с начала года на территории нашего города зарегистрировано более 330 фактов мошенничества, каждое третье из которых — телефонное, сообщает пресс-служба городской прокуратуры.

Преступники проявляют изобретательность, изощренно воздействуя на человеческую психику, часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии.

В ходе расследования ряда уголовных дел органами внутренних дел установлено, что совершением большинства указанных преступлений занимаются осужденные лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

В своем большинстве преступниками при совершении преступлений используются следующие схемы: набирается номер телефона, после чего злоумышленник на «искаженном» языке представляется родственником (сыном), якобы совершившим ДТП либо задержанным сотрудниками полиции за совершение преступления. На вопрос: «Что с голосом?» — сообщают, что разбита губа, сломана челюсть и т.д. и разговаривать он не может, после чего передает трубку телефона другому лицу. Представившись следователем либо сотрудником ГИБДД, сообщник поясняет, что для того, чтобы родственника отпустили и не возбуждали в отношении него уголовное дело, необходимо передать деньги либо электронным переводом на имя указанных им лиц, либо наличными человеку, который лично прибудет для их получения.

Если же трубку берет ребенок, преступники используют другой вариант обмана: услышав детский голос, представляются приемной Деда Мороза либо его доверенными лицами и предлагают ребенку заказать себе и родителям подарки на Новый год. В ходе разговора злоумышленник узнает адрес проживания ребенка, после чего просит собрать дома золотые изделия, деньги, сложить эти вещи в пакет и выбросить в форточку, где этот пакет уже ждет соучастник.

Нередко в качестве «наживки» злоумышленники рекламируют биологически активные добавки в радиопередачах. Граждане, заинтересовавшиеся в приобретении указанной продукции, сами перезванивают по указанным многоканальным телефонам. В ходе телефонных разговоров у них (а это чаще всего престарелые, одиноко проживающие граждане) узнается личная информация. В дальнейшем на номер телефона гражданина перезванивают преступники, представляясь государственными служащими, сотрудниками банка, социальных служб, Пенсионного фонда и т.д., и предлагают материальную выгоду. Например, компенсацию в ходе реализации президентской программы для ветеранов войны или тружеников тыла в обмен на перевод «незначительной» денежной суммы на расчетные счета. В дальнейшем, если мошенники сумеют заинтересовать граждан в «получении больших денег», выманивают у них еще более крупные суммы.

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОБМАНА?

Отличие мошенничества от других видов хищений заключается в том, что потерпевшая сторона, введенная злоумышленником в заблуждение, добровольно и сознательно передает последнему имеющиеся денежные средства в надежде получить материальную выгоду или избежать нежелательных последствий. Мошенничество совершается всегда открыто для потерпевшего, но связано с введением его в заблуждение. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через некоторое время, что позволяет преступникам не только полностью завладеть чужим имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.

Чтобы вы не стали жертвой обмана, сотрудники правоохранительных органов советуют придерживаться простых правил. Ни в коем случае не доверяйте телефонным звонкам (якобы родственников, совершивших ДТП, либо задержанных полицией) с просьбой о материальной помощи. Выясните, кто находится с вами на связи, спросите его фамилию, имя, сколько ему лет, откуда он родом, где находится, хорошо ли он знает ваших родственников и друзей, как выглядит ваш попавший в беду родственник. Конкретные вопросы поставят мошенника в тупик, он начнет врать либо прервет звонок.

Кроме того, передача денег лжесотруднику полиции за то, чтобы в отношении родственника не возбуждали уголовное дело, может квалифицироваться по ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу лично или через посредника).

Игнорируйте звонки с информацией о том, что вам положена какая-либо денежная компенсация в обмен на перевод денежных средств на расчетные счета.

При получении SMS-сообщения о проводимой акции и получении приза помните, что настоящий выигрыш не подразумевает бонусной оплаты, а также оплаты 13% от стоимости приза либо его денежного эквивалента. Просто позвоните в офис данной компании и уточните, проводится ли на самом деле указанная акция и действительно ли вы стали её призером.

Игнорируйте SMS-сообщение от неизвестных вам абонентов с просьбой перезвонить на данный абонентский номер: с вашего счета может быть автоматически снята значительная сумма.

Проведите беседу с детьми о том, чтобы они не вели телефонных разговоров с незнакомыми людьми, не называли им персональных данных и адрес своего проживания.

Если телефонный звонок вызывает у вас подозрение, сообщите о нем в полицию по телефону 102. Ни в коем случае не передавайте мошенникам деньги и иные материальные ценности.

Также сотрудники правоохранительных органов обращаются и к сотрудникам такси. Уважаемые водители! Согласно ст. 32 УК РФ, передавая деньги потерпевших злоумышленнику, вы становитесь соучастником преступления. При этом привлечение к уголовной ответственности, помимо отбытия наказания, влечет и судимость, которая в будущем может послужить препятствием для устройства на престижную и хорошо оплачиваемую работу, а также повлечь иные неблагоприятные последствия для гражданина. Кроме того, суд вправе обязать соучастников преступления возместить имущественный и моральный вред потерпевшему. Поэтому, если мошенники предлагают вам осуществить передачу денежных средств, ни в коем случае не следует принимать участия в противоправных действиях. Необходимо незамедлительно сообщить о данных лицах в органы внутренних дел по телефону 102.

Прислушайтесь к этим советам. И, возможно, тогда обманутых граждан в нашем городе станет намного меньше.

Другие статьи этого номера