Из-под палки получается почти замечательно

Из-под палки получается почти замечательно

«Уменьшилось ли за последнее время количество неликвидированных
после ремонтных работ разрытий? Что, по вашему мнению, надо сделать,
чтобы ремонтники не оставляли после себя развороченные дворы и
улицы в Севастополе?» — так мы сформулировали на прошлой неделе
очередной вопрос популярной рубрики… И знаете, вопреки ожиданиям,
телефон в отведенный для общения с читателями астрономический час в
раскаленное состояние приведен не был. Автору этих строк в перерывах
между звонками даже удалось выпить чашку ну почти горячего чая
(редчайший для подобного мероприятия случай в редакционной
практике). Уж извините за такую подробность, которая на самом деле и
никакая не интимная. Скорее уж иллюстрирующая преимущества даже
относительно благоустроенной городской среды. Взаимосвязь между тем
и этим действительно существует. Вы это тоже поймете. Но чуть позже. А
пока — слово читателям.Со Светланой Ивановной (ул. Щорса, 4) наше общение началось на концептуальной основе: правильно она позвонила или нет? Сомнения объяснила сразу: можно ли считать разрытием заброшенную стройку? Потому что в данном конкретном случае она для местных жителей именно в таком качестве и выступает. С 2009 года. Именно тогда рядом с осыпающимся зданием по адресу: ул. Щорса, 2, началось возведение якобы жилого дома. С информационного щита обещали закончить строительство за шесть месяцев… Потом пообещали провести культурную консервацию объекта с сохранением сквозного прохода для жильцов, которым они пользовались сколько себя помнят… В итоге нет там теперь никакого прохода, потому что на месте стройки сформировалась свалка, которую местное народонаселение вынуждено обходить по все более увеличивающемуся («яма»-то растет) периметру. В управляющей компании, куда жильцы обращались неоднократно, отправляют к застройщику. Но никто не знает, где его искать. И получается, что идите вы… Ну сами знаете, куда.

В похожей ситуации пребывают и обитатели ул. Пластунской. О чем рассказала Надежда Ивановна, проживающая в доме N 90. Даже хронология совпадает. В 2009 году там случилась авария на водопроводе. Ямочный ремонт на дороге потом сделали, а тротуар никто восстанавливать не стал. Мастер, руководивший дорожными работами, пояснил: «Тротуары мы не ремонтируем». «И мы тоже, — дистанцировались сначала в профильном управлении (в украинский период новейшей истории), а потом и в профильном департаменте, куда Надежда Ивановна обращалась уже неоднократно. Мол, обращайтесь к тому, кто разрыл, пояснила она по редакционному телефону. «Может, хоть газета поможет восстановить нашу единственную «дорогу жизни» к троллейбусной остановке», — надеется читательница.

Анатолию Дмитриевичу Охременко, можно сказать, повезло. Он точно знает, кто разрыл. Происходило это в 2013 году у него на глазах, когда в первый день отопительного сезона в районе дома N 91 на ул. Хрусталева случилась авария на теплотрассе. «Ее быстро устранили, но место производства ремонтно-восстановительных работ теперь выглядит, как Сталинград 1943 года, — поделился наблюдениями Анатолий Дмитриевич. — В управляющей компании любят фотографировать эти «фронтовые» пейзажи, несколько раз это уже делали. Только непонятно зачем: ничего за три года не изменилось». Собеседник поделился и результатами личного общения с представителями менеджмента «Севтеплосети». Нет, от ответственности там не бегут. Так сказать, признают свою вину, меру, степень, глубину. Но при этом сетуют, что людей катастрофически не хватает и надо еще подождать.

А знаете, почему людей не хватает? Потому что они действительно заняты на точно таких же, но все-таки более важных объектах. Как такое может быть? Да очень просто. В данном случае важность определяется хронологией. Ситуацию по свежим разрытиям отследить легко: в городе практически ничего не делается без оформления разрешений на производство работ. А вот то, что было раньше… Не удивлюсь, если руководители наших ГУПов в этой ситуации вспомнили великую мудрость героини из «Унесенных ветром»: «Об этом я подумаю завтра».

Сегодня о другом думать надо. Врио губернатора Д. Овсянников сразу взял проблему под личный контроль, обязав руководителей профильных ГУПов под страхом увольнения заниматься благоустройством. И они и вправду старались. Директор ГУПС «Водоканал» Николай Перегуда недавно отчитывался о сделанном на аппаратном в правительстве. «На конец этого года все разрытия будут благоустроены, и мы выйдем лишь только на их текущую ликвидацию максимум на 200-300 метров квадратных», — сказал он. Для сравнения привёл цифры прошлого года. В конце 2015-го таких неустранённых разрытий в Севастополе было почти 4 тысячи кв. метров. Зато на сегодняшний день из 7,2 тысячи квадратных метров (с начала текущего года) восстановлено 6,1 тысячи квадратов. Оставшиеся ещё не устранены, так как эти разрытия — свежие ремонты октября-ноября. Норматив восстановления полотна между разрытием и благоустройством, по словам Николая Перегуды, — месяц. Наверняка успеют. Потому что есть резоны. Да и средства тоже. Деньги на благоустройство заложены в городском бюджете.

Теперь читатели поняли, как хорошее благоустройство влияет на качество жизни? Я вот, например, чаю горячего напился. А кто-то прогулялся до магазина и туфли в грязи не испачкал. Обрадовался и в следующий раз уже вышел погулять с женой или с друзьями. И в магазин зашли вместе… Экономическая подоплека благоустроенной среды, думаю, понятна. Не случайно и на государственном уровне задача кардинально улучшить условия жизни в городах, повысить качество общественных пространств, социальной и транспортной инфраструктуры, рядовой и знаковой застройки сейчас выходит в разряд приоритетных. До 2020 года под это в федеральном бюджете предусмотрено 20 млрд рублей (было 15, но в сентябре Д. Медведев принял решение увеличить смету). Благоустройство городской среды, по словам российского премьера, касается абсолютного большинства людей, хотя для России это и достаточно новая тема, требующая государственного внимания. Медведев заявил, что было принято решение сделать тему городской среды одним из приоритетных направлений стратегического развития России.

Во как! Главный вопрос: надолго ли хватит нашего губернатора руководить процессом, так сказать, в ручном режиме?

Вот что думает по этому поводу наша читательница Марина Юрченко: «Два с половиной года моих пассивных наблюдений за состоянием благоустройства объектов города после проведения ремонтных работ лично мне дали возможность сформировать такое мнение: да, к концу этого года ситуация немного поменялась в лучшую сторону. Уже не стоят открытые траншеи при ремонте коммунальных сетей месяцами, как это было в 2015-2016 гг. на улице Силаева. Где-то и благоустройство восстанавливается подрядчиком. Но до сих пор не везде!

Хочу сразу высказать своё мнение о простейшем решении вопросов по восстановлению нарушенного благоустройства в городе при проведении строительных и ремонтных работ. Просто всем участникам стройки нужно выполнять принятые государством нормы, правила и регламенты. А кому положено контролировать их выполнение — строго осуществлять контроль!

1. Подрядчик должен знать в лицо и уважать (в данном случае — бояться) представителя заказчика, осуществляющего технический надзор за строительством или ремонтом объекта. Самовольно сейчас почти никто не копает. Значит, есть заказчик и подрядчик. Право заказчика — потребовать неукоснительного выполнения всех работ на объекте по смете.

2. Специалист технического надзора за строительством или ремонтом объекта (представитель заказчика) не должен подписывать исполнительные документы подрядчику до тех пор, пока не будет выполнен весь комплекс работ по благоустройству.

3. Специалисты управления по благоустройству должны также комиссионно принимать результат работы по благоустройству.

Вроде бы ничего нового, но почему-то эти обязательные условия не выполняются…

Административно-техническая комиссия своей деятельностью активно пополнит городской бюджет, законно штрафуя владельцев разрытых траншей и сетедержателей, не восстановивших тротуары после строительства или ремонта водопровода, канализации или тепловых сетей.

Наказание рублём быстро приучает к выполнению правил, будь то правила дорожного движения или строительные нормы и правила.

К сожалению, это письмо пришло по электронной почте, и у меня не было возможности задать автору несколько уточняющих вопросов. Но то, что она предлагает, уже давно апробировано и успешно действует на «материке». И, в частности, у наших соседей-краснодарцев. Да и в Севастополе на сегодня практически полностью сформированы и правовая база, и организационные структуры, чтобы все это заработало не из- под палки, а как система. В конечном итоге, так все и будет. Вот увидите.

* * *

Следующий «Вопрос в лоб»: «КАК В ВАШЕМ ДОМЕ РАБОТАЮТ ЛИФТЫ?»

Ответы на него ждем в пятницу, 2 декабря, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или на электронную почту редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 5 декабря.

Другие статьи этого номера