Основания для прослушивания телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров зачастую вызывает
обеспокоенность граждан по поводу ограничения их конституционных
прав и свобод. Указанный вопрос все чаще становится предметом
освещения различными СМИ, причем со значительным преувеличением
возможностей оперативно-розыскных органов. В действительности же
массовое прослушивание граждан противоречит основополагающим
принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, кроме
того, дискреционная возможность правоприменения у
правоохранительных органов отсутствует, напротив, их действия в
данной сфере четко регулируются действующим законодательством.Так, статья 2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Часть 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации контроль и запись переговоров допускаются при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Одним из обязательных условий для проведения указанного следственного действия является наличие возбужденного уголовного дела. Разрешение на проведение такого следственного действия предоставляется органу, осуществляющему предварительное расследование, исключительно на основании решения суда.

Также прослушивание телефонных переговоров осуществляется при проведении оперативно-разыскной деятельности в качестве одного из оперативно-разыскных мероприятий, полный перечень которых указан в статье 6 федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее — федеральный закон N 144-ФЗ).

Однако существует необходимое для этого условие, закрепленное в статье 8 федерального закона N 144-ФЗ.

Так, прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Произвольное же прослушивание и съем информации влекут за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 138 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Резюмируя указанную информацию, необходимо отметить, что для реализации компетентными органами такого мероприятия, как прослушивание телефонных и иных переговоров, высший законодательный орган Российской Федерации предусмотрел исчерпывающий перечень условий, которые закреплены в приведенных выше федеральных законах.

Таким образом, неукоснительное соблюдение закона избавит правоохранительные органы от необходимости и целесообразности прослушивать мобильные телефоны и иные средства связи граждан.

Информация подготовлена прокуратурой Севастополя.

Другие статьи этого номера