Российская Федерация изменила «Концепцию внешней политики»

Российская Федерация изменила "Концепцию внешней политики"

Президент РФ Владимир Путин подписал новую версию «Концепции
внешней политики». Предыдущая редакция документа была издана в 2013
году, еще до присоединения Крыма и кризиса в отношениях России и
Запада. С тех пор приоритеты несколько изменились.
Внешнеполитическая деятельность государства в ближайшие годы будет
направлена на «обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и
территориальной целостности», а также на упрочение позиций России
«как одного из влиятельных центров современного мира». С Украиной
наша страна заинтересована «в развитии всего многообразия связей на
основе взаимоуважения».
Также в документе говорится о необходимости развития многосторонних
взаимовыгодных отношений с иностранными государствами и
расширения такого сотрудничества «на недискриминационной основе» и
об укреплении позиций российских СМИ в глобальном информационном
пространстве».ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ

Как и в предыдущей версии, в новой «Концепции…» приоритетным названо развитие сотрудничества со странами СНГ и Европейского союза. Из стран СНГ упомянуты Украина, Молдавия и Грузия. Отдельно подчеркивается, что Россия заинтересована в развитии всего многообразия связей с Украиной — на основе взаимоуважения. «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта», говорится в документе. В 2013 году Украина называлась приоритетным партнером в СНГ. Отношениям с Украиной в новом варианте концепции посвящен весь 56-й пункт.

Владимир Путин подчеркивает, что Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона. При этом Россия продолжит содействовать становлению Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств. Территориальную целостность Молдавии Москва поддерживает, но при определении особого статуса Приднестровья. Также Россия будет расширять стратегическое взаимодействие с Беларусью, расширять в рамках Евразийского экономического союза интеграцию с Арменией, Казахстаном и Киргизией.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ

Резко изменилась по сравнению с прошлой редакцией «Концепции…» оценка происходящего на Ближнем Востоке. В 2013 году обстановка там характеризовалась, по мнению авторов, «стремлением вернуться к своим цивилизационным корням» и «политическим и социально-экономическим обновлением общества под лозунгом исламских ценностей». Теперь же о регионе говорится в контексте «распространения международного терроризма». «Навязанные извне идеологические ценности и рецепты модернизации» усилили «негативную реакцию общества» и привели к «искаженному толкованию религиозных ценностей», что вылилось в терроризм. Отдельный абзац теперь посвящен запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой антитеррористической коалиции, без политизации и двойных стандартов. Борьба с международным терроризмом — важнейшая государственная задача РФ. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики должна оставаться ООН. Ее Совбез должен стать более представительным. Но статус пяти постоянных членов следует сохранить.

ЕВРОСОЮЗ И США

Для России ЕС остается важным торговым и внешнеполитическим партнером, но дальнейшие отношения требуют совершенствования договорно-правовой базы, формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. В числе основных партнеров в ЕС в новом документе названы Германия, Франция, Италия и Испания. В 2013 году предполагалось развивать также связи с Великобританией, однако сейчас эта страна не упоминалась. В документе отмечено, что поэтапная отмена визового режима станет мощным импульсом для взаимовыгодного сотрудничества.

Подходы России к отношениям с НАТО не изменились. Москва будет выстраивать отношения с альянсом, учитывая степень его готовности к равноправному партнерству, но РФ «негативно относится к расширению НАТО, приближению военной инфраструктуры альянса к российским границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах». Россия относится к этим действиям как к «нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе».

Заинтересована РФ и в выстраивании взаимовыгодных отношений с США. И здесь также важно уважать интересы друг друга и не вмешиваться во внутренние дела. «Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права», — говорится в «Концепции…» Москва оставляет за собой право «жестко реагировать на недружественные действия». Кроме того, РФ рассматривает создание глобальной системы ПРО США как угрозу своей национальной безопасности.

Открыта РФ и к выстраиванию отношений с Канадой, в том числе в Арктике. Тем не менее Россия «будет твердо противодействовать любым попыткам привнести в Арктику военное противостояние».

Кроме того, в документе сказано, что Российская Федерация ведет последовательную работу в целях предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве посредством разработки и заключения международного договора и в качестве промежуточной меры выступает за принятие государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

В мировой экономике складывается новая реальность: отмечается замедление темпов роста, волатильность рынков. Наблюдаются дискриминационные меры в энергетике. Россия намерена активно содействовать формированию в мире справедливой и демократической торгово-экономической и валютно-финансовой системы. Также Москва выступает против искусственной политизации природоохранной проблематики, ее использования для ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов, в целях недобросовестной конкуренции.

Также российские власти готовы предпринять все усилия по техническому обновлению и диверсификации национальной экономики и планируют увеличить транзитные грузопотоки через страну. Согласно «Концепции…», предполагаются продолжение взаимовыгодных отношений с Китаем, укрепление связей с Монголией, выстраивание отношений с Японией.

Также указано, что в мире складываются новые центры силы, а возможности Запада доминировать в экономике и политике сокращаются. Важно предотвратить межцивилизационные разломы. Впрочем, опасность крупномасштабной войны невелика.

Другие статьи этого номера