Катерина — кудесница мелодий

Катерина - кудесница мелодий

Музыка есть искусство чарующего волшебства, а композитор — кудесник
мелодий. Но если музыка сотворена женщиной, носительницей жизни на
земле, она интереснее многократно!
Речь идет о Катерине Троценко, которая 5 декабря отметила свой юбилей.
Екатерина Николаевна Троценко — заслуженный деятель искусств
Украины, председатель Крымской организации Союза композиторов
России, лауреат премии Автономной Республики Крым.СТАНОВЛЕНИЕ

Ее мама, Екатерина Ивановна Голосная, оправдывая девичью фамилию, была оперной певицей. В семье пели и стар и млад. Детство было пронизано музыкой, немудрено, что и сама Катюша пела «чистенько».

Но однажды подкачал репертуар, и это запомнилось на всю жизнь. Канун Нового года. Двоюродный брат Алексей, придя однажды домой, заявил: «Собирайте Катюшу, мне дали пригласительный билет на детский утренник!» Переполох закончился быстро. Нарядно одетую Катюшу Алеша усадил на плечо. Пришли в клуб, разделись. Детей увели к нарядной ёлке. Вышел Дед Мороз с посохом, но не было Снегурочки.

Далее — воспоминания Екатерины Николаевны: «Дед Мороз поздравил нас с наступающим 1950 годом. Попросил рассказать стишок или спеть песенку. Дети робели и стеснялись. А мне привычно, я часто пела свою любимую песню. Я встала и спела три или четыре куплета песенки «Ой, у лісі калина». Дед Мороз похвалил и вручил мне честно заработанный подарок. После игр и хоровода Дед Мороз вновь просит прочитать стишок или спеть песенку. Но никто не выходит, почему стесняются, не знаю. Я подумала, нехорошо обижать старенького Дедушку Мороза. Вышла во второй раз, спела те же самые куплеты. Ребята похлопали в ладоши, Дед Мороз вручил мне второй подарок. Так я одной и той же песенкой «выручала» Деда Мороза ровно десять раз. Ждала, что брат похвалит за подарки, мне ещё не было и пяти лет. А он рассердился. Одел меня, усадил на плечо, и мы пошли. Дома с укоризной сказал маме, что если растет будущая певица, то одной песни для десяти подарков всё-таки маловато».

Возможно, такой «уверенный» старт позволил ей поступить в школу для одаренных детей.

«Из ярких впечатлений учебы особенно запомнилась свобода творчества. Кроме музыки «обязательной», приветствовалось творчество. Я всегда что-то сочиняла. Играла всё, что звучало вокруг меня. Песни из кинофильмов, которые смотрели семьёй. Песни, которые пели мама с папой и дедушка с мамой. Мне никто ничего не показывал, сама делала всё, и мне это нравилось очень».

Но потом в эту школу Катю некому было водить, и её перевели в обычную, рядом с домом.

Первую песню Катя сочинила в 13 лет, посвятив её учительнице. Как-то сразу выплеснулись мазурки, танцы, песни для школьной самодеятельности. Случалось, она подменяла преподавателя музыки. Удивительное слияние идеи спектакля с музыкальной структурой и игрой актеров она испытает сполна в дальнейшей жизни.

Высочайшую требовательность к себе Екатерина сохранила на всю жизнь. Её достижения и звания основаны на каждодневном, порой изнурительном труде. Своё инструментальное или вокальное произведение она переделывает многократно, пока ей самой музыка понравится.

Музучилище окончила в звании лауреата фестиваля учебного заведения. Но поступать в консерваторию на композиторское отделение робела. Корифей музыкального олимпа К.Ф. Данькевич, услышав её опусы, лично дал рекомендацию в Киевскую консерваторию им. П.И. Чайковского. Она и здесь стала лауреатом песенного конкурса. Выпускницу пригласили работать на кафедру режиссуры в институт культуры. Но чувство неудовлетворенности оставалось.

ЖИЗНЬ В СЕВАСТОПОЛЕ

Летом, приехав в Севастополь, она была очарована морем навсегда. Племянница Наташа силой затащила её в театр, расположенный почти на берегу: «Тетя Катя, ты же мечтаешь о театре, сколько раз говорила об этом. Подойди к директору, расскажи о себе!»

Директор русского драмтеатра имени А.В. Луначарского Анатолий Катко внимательно глянул на залившуюся румянцем смущения Катю. Разговорились, выплеснула мечту работать в театре, участвовать в волшебном искусстве лицедейства, подчеркивать музыкой образы, которые рождались талантом актеров. Екатерина говорила горячо, страстно, убедительно, что со школьных лет её влекло к театру. Улыбаясь, Анатолий Николаевич ответил, что у них работает прекрасный звукорежиссер Владимир Чернядьев, что не нужно искать нового завмузыкальной частью театра, так как известный композитор Леонид Розен отлично справляется с обязанностями. Но, учитывая грядущие перемены, ждите. Он обещал вызвать её через год.

Екатерина была обескуражена. Понимая, что эти должности нечасто случаются вакантными, она и не надеялась сразу получить работу. Была уверена: через год никто не вспомнит о её визите и о желании работать в театре. С тем и вернулась в Киев.

Но в канун Дня Великой Победы, 7 мая 1977 года, она получила телеграмму: «Выезжайте на работу в севастопольский театр». Ей самой не верилось в удачу. Было приятно, что не забыли. Было интересно, что работать будет в театре. Но зародился непонятный страх. Севастополь, город не только героической и легендарной истории, но и богатейших многопластовых культурных традиций. Надо соответствовать, быть на уровне.

Свой страх она преодолела. Новый севастопольский период жизни Екатерины Троценко продолжается и поныне. Годы доказали, что её талант занял своё достойное и видное место в Севастополе, в Крыму, а творческое сотрудничество композитора и театра вылилось в многолетнюю гармонию труда.

Более сотни спектаклей русского драмтеатра им. А.В. Луначарского обрамлены ярким музыкальным антуражем, автором которого является заведующая музыкальной частью театра Е.Н. Троценко. Надо признать, что музыка как составляющая спектакля — предмет особой гордости композитора и всей труппы, которую разделяют и принимают сами зрители. Среди ее работ музыка к спектаклям: «Анна Снегина» по С. Есенину, «В дороге» В. Розова, «Игра воображения» Э. Радзинского, «Сто верст по реке» А. Грина, «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Я вам расскажу за ту Одессу» по Бабелю, «Королевский квартет» А. Семенова, «Гримерка» Т. Магар, вальс к спектаклю «Колчак» В. Фроловой и М. Кондратенко, к 200-летию А.С. Пушкина моноспектакль по мотивам его произведений «… и любовь» и многое другое. В некоторых спектаклях она работает и как аранжировщик.

Помимо этого, Екатерина Троценко проводит вокальные репетиции с артистами, особенно с молодежью. Такого количества поющих актеров, как в нашем драмтеатре, больше нет ни в каком другом.

ТВОРЧЕСТВО

Диапазон её творчества широк и разнообразен: музыкально-хоровые произведения, инструментальная и духовная музыка, организация и проведение многих музыкальных фестивалей, десятки концертных программ, музыка к театральным спектаклям. Ею написано около четырехсот песен на стихи разных поэтов, включая севастопольских. Её песни и романсы исполняют многие артисты и коллективы, отмеченные самыми высокими званиями и призами.

Большое внимание Екатерина Николаевна уделяет воспитанию таланта молодых композиторов. Она инициировала организацию нескольких фестивалей, в том числе «Звуки музыки», на котором исполняют музыку композиторов Крыма, она — член жюри международного конкурса юных композиторов «Маэстро».

Более двадцати лет Екатерина Николаевна преподавала вокал в Севастопольском театральном центре в школе N 14. Из юных талантов выросли новые лауреаты международных конкурсов и фестивалей, среди них — заслуженная артистка АРК Евгения Шишова.

Среди множества грамот и благодарностей Екатерина Николаевна с особым почтением хранит диплом лауреата севастопольского общегородского форума «Общественное признание».

СЛОВА ДРУЗЕЙ

Татьяна Довгань, руководитель литературной части театра, говорит: «Так сложилось, что наш театр, наверное, самый музыкальный из всех драмтеатров России. Екатерина Троценко появлялась на сцене в качестве аккомпаниатора «под прикрытием». Ее драматический талант был высоко оценен театроведами. На чеховском фестивале в Мелихово члены экспертного совета буквально осыпали ее комплиментами, называли ее и Фаиной Раневской, и Риной Зеленой, и дамой с обложки журнала мод конца XIX века. В спектакле «Везунчики» у неё настоящая драматическая роль. Аккомпанирует она легко и грациозно. Никогда не читает нотаций, просто живет в музыкальной гармонии и настраивает учеников-артистов, словно музыкальные инструменты. Поэтому ее так любят и ценят в театре. С юбилеем, Екатерина Николаевна! Дарите любовь и гармонию, без которых не может быть настоящего искусства».

«Для меня Екатерина Троценко — просто Катя. Она — единственный профессиональный композитор, исполняемый в Севастополе, в Крыму, на Украине и в России. И мы, авторы музыки Борис Миронов, Яков Машарский и я, Владимир Сильвестров, многому могли бы ещё поучиться у настоящего маэстро! Нежно и трепетно отношусь к её мелодиям и музыкальным образам в театральной среде Крыма. Новых мелодий, много мелодий, запоминающихся и исполняемых нами, крымчанами. Вдохновения и терпения!» — закончил свою тираду в честь юбиляра офицер флота Владимир Сильвестров.

Присоединяясь к поздравлениям, надеемся, что недюжинный талант юбиляра позволит нам долго наслаждаться новыми произведениями кудесницы мелодий — Екатерины Николаевны Троценко. Здоровья и творческих удач!

Г. ЭЛЬЧИЕВ, член Союза журналистов России.

Другие статьи этого номера