Подари мне скидку, или Почему шоппинг превращается в «зыринг»?

«Декабрь — время предновогодних распродаж. Пользуетесь ли вы сезонными
скидками в торговых точках? Почему?» — на этот вопрос в минувшую пятницу
мы предложили ответить нашим читателям в традиционной рубрике
«Вопрос в лоб».- Здравствуйте, можно войти? — худощавый молодой человек в очках застенчиво заглянул в приоткрытую дверь редакционного кабинета. — Вы только меня сразу не гоните, я — студент! Принес вам книги для детей… А может, вам Омар Хайям нужен? У нас есть много интересных книг, недорогие, по акции… Не надо? Ну тогда извините за беспокойство.

Молодой человек вышел за дверь так же тихо, как и вошел. Это же надо было так совпасть, что при написании статьи о предновогодних распродажах эту самую «распродажу» доставили прямо в редакцию! Судя по тяжелой, опустившейся почти до пола сумке торговля книгами у студента шла, мягко говоря, не очень. Поэтому спрашивать у нежданного посетителя о том, как он относится к распродажам и скидкам, уже не решилась я, чтобы не расстраивать его еще больше.

«Дарим скидки к Новому году!» — броской надписью на лежащем на столе рекламном буклете зазывает посетителей «магазин хороших покупок». На страницах — красочные рисунки товаров с указанными ценами и процентами скидок… Как же все-таки севастопольцы относятся к всевозможным распродажам и акциям?

НАЛЕТАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО!

Оговорюсь сразу: в этот раз на «Вопрос в лоб» отвечали исключительно женщины (позвонившие мужчины извинялись за некомпетентность в данном вопросе и предлагали темы для следующих опросов. И кто после этого, спрашивается, хозяин в доме?).

— Я очень редко покупаю товары на распродажах, — говорит Татьяна Анатольевна. — Быт уже налажен, новая техника не нужна, практически все необходимое есть. Из продуктов меня интересует один и тот же набор, овощи, фрукты, мясо покупаю в основном на рынках. В супермаркетах покупаю только овощи, когда на улице мороз (на рынке в это время они подмороженные). В общем, если и вижу какую-то распродажу, то все равно впрок ничего лишнего и в больших количествах не покупаю. Единственное, средство для стирки могу взять по акции «1+1=3», это когда покупаешь два порошка, а третий дают бесплатно. А вот наша молодежь вещи и косметику, когда те продаются со скидками, берет с удовольствием.

— На днях прочитала о том, что согласно проведенному финансовым университетом при правительстве РФ опросу (цель — рассчитать значение индекса экономических настроений россиян за ноябрь 2016 года) Севастополь попал в группу аутсайдеров по потребительской активности, — продолжает разговор Вера Семеновна. — Лично я не могу согласиться с тем, что народ меньше ходит по магазинам. Люди по магазинам ходят много, но, скорее, как в музей, больше посмотреть. Цены перед Новым годом там такие, что не особенно что-то купишь. Вот и превращается для многих такой вот шоппинг в обычный «зыринг»: пришел, посмотрел и ушел. Поэтому и пользуются спросом у населения всевозможные акции. Если везде, к примеру, 150-граммовая коробка конфет «Рафаэлло» стоит от 250 до 300 рублей, а в одном из супермаркетов ее продают по 190 рублей — почему бы не купить? Это хороший подарок близким на праздник. Сама недавно там 100-граммовую шоколадку внучке купила за 45 рублей, а в другом магазине за этот же товар заплатила бы в два раза дороже.

На одну пенсию сейчас, если нигде не подрабатываешь, особо не пошикуешь. Коммунальные услуги заплатил, лекарство купил — все! Потом думаешь, что из продуктов и где купить подешевле. На молодежь сейчас тоже особой надежды нет, так как у них самих зарплаты маленькие, еле-еле концы с концами сводят. В последнее время социальные магазины выручают. Но и там к Новому году цены повышают. Сегодня, например, девочка-продавец сказала, что с завтрашнего дня куры подорожают. Пришлось сразу несколько окорочков купить, нужно же хоть какие-то запасы дома иметь.

— Раньше как-то не задумывалась о распродажах и акциях, приходила и покупала все, что хотела, до тех пор, пока потребительский кредит в банке не взяла, — делится опытом Марина Андреевна. — Когда ежемесячно из зарплаты начали высчитывать приличную сумму, пришлось экономить. Теперь, зайдя в магазин, первым делом обращаю внимание на то, какие акции там предлагают покупателям. Потом, как компьютер, прокручиваю в голове цены на эти же продукты в других торговых точках, и если здесь ниже, покупаю. Судя по тому, что действительно недорогой, но при этом качественный товар с полок сметают в считанные часы, таких людей, как я, в Севастополе много. И ведь действительно, на товарах первой необходимости, продающихся со скидками, можно сэкономить. По крайней мере, моя семья не голодает. Ну а смс из магазинов одежды и бытовой техники с выгодными предложениями приходится игнорировать — не до них сейчас. Через полгода по кредиту расплачусь, тогда можно будет смотреть, что они предлагают.

И БЕЗ АКЦИЙ ОБОЙДУСЬ!

Справедливости ради стоит отметить, что в нашем городе есть люди, которых вообще не интересуют ни скидки, ни распродажи.

— Лично я вообще не знаю, где какие акции проходят, — утверждает Алиса Витальевна. — У меня семья небольшая, едим мы мало, ни в чем не нуждаемся. За продуктами хожу только на рынок «Чайка», в супермаркеты не захожу. Иногда вижу, что на рынке кто-то товар дешевле продает, но для меня это не принципиально. Какие там скидки в несколько рублей? На бюджет нашей семьи это не влияет, так как в любом случае разница в стоимости моих покупок будет небольшой. Поэтому я всегда покупаю то, что понравится, цена значения не имеет.

— А разве вам рекламные листки в почтовый ящик не бросают? СМС-сообщения на мобильный телефон не приходят?

— У меня нет мобильного телефона, он мне не нужен. Подруге подарили мобильный телефон, а она им пользоваться так и не научилась. И подъезд наш надежно закрыт, так как никаких «гостей» мы не ждем. Откуда мне знать, где какие акции проходят? Единственное, на улице всякий раз норовят всунуть рекламу на установку новых окон по акции. Но и это мне неинтересно. Так что меня разные распродажи и скидки не интересуют вообще.

Вот такое отношение у севастопольцев к акциям. И напоследок немного статистики. По данным «РИА Рейтинг», Россия занимает 32-е место из 40 среди европейских стран по доле расходов на питание в структуре бюджета. На еду россияне тратят в среднем 32% ежемесячного дохода. Для сравнения: в 2012 году доля продуктовых трат составляла 30,3% (29-е место в рейтинге), а в 2013-м — 27,7% (28-е место в рейтинге). Столь низкие позиции России эксперты объясняют падением реальных доходов в кризис и ростом цен на продовольствие. В связи с ростом цен на продукты питания и снижением доходов населения более высокая часть доходов людей стала уходить на приобретение продуктов питания в ущерб развлечениям. Эксперты отмечают, что россияне приспособились к кризису и максимально пытаются экономить, прогнозируя, что снижение доли затрат на продукты в бюджете россиян может начаться уже в 2017 году. Впрочем, если доходы населения подрастут, а магазины будут активно проводить промоакции, Россия может отыграть одну-две позиции в рейтинге, резюмируют специалисты.

Остается надеяться на то, что вместе с високосным 2016 годом уйдут из нашей жизни многие проблемы, в том числе и безденежье. Счастья, здоровья, финансового благополучия всем нам в наступающем году!

* * *

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ ПРИНЯТ ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ НА 2017 ГОД. НА КАКИЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СУММЫ (ПРИОРИТЕТНЫЕ РАСХОДЫ)?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 16 декабря, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 19 декабря.

Другие статьи этого номера