В Севастополе сказали о главном

В Севастополе сказали о главном

В Севастополе 21 декабря с.г. состоялось юбилейное, пятнадцатое, заседание Морской коллегии. Его провел председатель этой структуры при правительстве Российской Федерации вице-премьер Дмитрий Рогозин. Для того чтобы собраться в Севастополе, у членов коллегии был самый что ни на есть неформальный повод. 15 сентября уходящего года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета поставил перед правительством задачу об организации регулярного морского сообщения и морских круизов между Сочи и городами Крымского полуострова, начиная с курортного сезона 2017 года. Соответствующее поручение было дано федеральному министерству транспорта. Словом, сколько тут осталось? Пора спешить. Но собрал Морскую коллегию именно в Севастополе Дмитрий Рогозин не только, а может, даже и не столько поэтому.

Старожилы Крыма и Севастополя помнят (а может, уже и не помнят), что когда-то крымские города связывало регулярное морское пассажирское сообщение. И не только крымские. Легендарные «Кометы» и «Метеоры» за несколько часов могли домчать желающих из Крыма до Черноморского побережья Кавказа. Было это в другие, советские, времена и в другой системе экономических отношений. Деньги тогда считали не очень. И мощный пассажирский флот каботажного плавания уверенно держался на плаву. Не стало государственной поддержки и… Где он теперь, тот флот?
Первое, с чем столкнулись в Минтрансе при реализации поручения президента,—отсутствие в стране не только функционально приспособленных, но и комфортабельных пассажирских судов. Об этом рассказал членам Морской коллегии заместитель министра транспорта Виктор Олерский: «У нас был такой опыт. В 2014 году у нас отработало весь сезон скоростное судно-катамаран на 250 пассажиров на линии Анапа—Ялта. К сожалению, опыт неудачный, с отвратительным финансовым результатом. 250 человек—вместимость катамарана, средняя заполняемость 35 человек!» Финансовый результат, понятное дело, провальный.
Тему развил глава крымского правительства Сергей Аксенов: «Проект скоростного сообщения между Сочи и Крымом (Севастополем)—нерентабельный и никогда рентабельным не будет, это однозначно. Мало того, получается, что на скоростное судно, чтобы хотя бы
10-процентную рентабельность по сезону иметь, билет должен стоить около 4500 рублей. Семь часов в пути при непонятной погоде. Самолеты, которые летают сегодня Сочи—Симферополь в летний сезон,—3000 рублей за билет и 55 минут».
Можно пойти по пути государственно-частного партнерства. Такие попытки тоже предпринимались. Но бизнес сразу ставит вопрос о субсидировании проекта за счет бюджетного дофинансирования, что, по крайней мере, в нынешней экономической ситуации выглядит достаточно маловероятным.
Но поручение президента надо выполнять. Сомнений по этому поводу у членов Морской коллегии, разумеется, не существует. Поэтому задача будет реализовываться поэтапно. «Перед организаторами регулярного морского сообщения между Сочи и Крымом стоит задача не просто обеспечить еще один способ доставки отдыхающих на курорты Крыма, а разнообразить возможности отдыха. По нашему разумению, это мнение не только федерального органа, дополнительную привлекательность маршруту должно придать включение в него Стамбула. Тогда это получается полноценный семидневный круиз»,—рассказал Виктор Олерский. После того как последние переговоры с Турцией увенчались успехом и турецкая сторона заявила о возможности возобновления круизного сообщения с Севастополем, проект приобрел вполне реалистичные очертания. Под него выбраны лайнеры типа «Дельфин» вместимостью до пятисот человек, основными пассажирами уже в следующем сезоне станут туристы из России и Турции. Цена недельного путешествия с полным пансионом на теплоходе такого класса обойдется туристам в 20 тысяч рублей.
На коллегии, впрочем, не прозвучало мнений относительно полной бесперспективности развития внутренних пассажирских перевозок в Крыму. «Нужно понимать, что это дело не федерального органа, это дело бизнеса. Если мы поймем, что бизнес не готов и не способен, а бизнес сегодня говорит о субсидировании, понятно, что такие решения принимаются не быстро,—подчеркнул Олерский.
Важно, что они все-таки принимаются, меняя при этом и экономическую ситуацию на полуострове. В частности, создание таких маршрутов поможет загрузить крымские судостроительные предприятия «Море» и «Залив», которые способны производить круизные корабли. Об этом уже заявил Сергей Аксенов. Надо полагать, что и Севастопольский морской завод сможет сказать тут свое весомое слово. Посмотрим.
А сейчас немаловажно понять главное: почему юбилейное заседание Морской коллегии опять прошло не просто в Крыму, а в Севастополе? «Опять»—потому что предыдущее наш город принимал совсем недавно. В апреле уходящего года.
Думается, ответ следует искать в той части выступления Дмитрия Рогозина, где он заявил о новой морской стратегии России до 2030 года. Одним из главных положений обновлённого документа станет упрочение присутствия России в Средиземном море. Новый документ предполагает тесное сотрудничество российского флота с Китаем и Индией. Страна возвращается на просторы мирового океана, как требуют того ее национальные интересы. И происходит это всерьез и надолго. Где, как не в Севастополе, следует об этом заявить публично? Чтобы все услышали. И друзья. И враги. Кстати, вот, так сказать, подтверждающий фрагмент из приветствия Морской коллегии от председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где он отметил, что юбилейное заседание не случайно проходит в Севастополе—городе морской славы России. «После возвращения в состав нашей страны Севастополь стал ее южным форпостом,—сказано в приветствии.—Все полтора десятилетия своей деятельности Морская коллегия надежно обеспечивает проведение целенаправленной и скоординированной морской политики нашей страны, являясь основным преферентом системы госуправления, объединяя усилия органов власти и командования морским флотом по защите наших национальных интересов в мировом океане». Достаточно символичным выглядело и место проведения коллегии: новый комплекс Севастопольского военно-морского училища им. П.С. Нахимова в парке Победы.
На юбилейном заседании состав «морского правительства страны» (так часто называют Морскую коллегию) пополнился. Распоряжением правительства РФ членом Морской коллегии стал и врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. Похоже, что работы у Дмитрия Владимировича и в коллегии будет много.

Александр СКРИПНИЧЕНКО.
Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера