Новогодние распродажи, или Как избежать «наживки» для покупателей в период сезонных скидок

Новогодние распродажи, или Как избежать "наживки" для покупателей в
период сезонных скидок

Декабрь — чудесный месяц для продавцов. В предвкушении новогодних
праздников народ сметает с прилавков все, что может послужить
подарком родным и близким. Да и себя любимых порадовать тоже
хочется. В это время как нельзя кстати оказываются СМС-ки,
предлагающие воспользоваться той или иной акцией при посещении
магазина или супермаркета. Но, как утверждают специалисты, чтобы
сделать по-настоящему выгодные покупки и не попасться на уловки
маркетологов, необходимо знать о хитростях, которыми последние
пользуются. Например, узнайте, возможно ли будет вернуть акционный
товар или не идет ли вещь со скидкой в комплекте. А еще внимательно
изучайте чек, как говорится, не отходя от кассы.ТОВАР, ДА НЕ ТОТ

Сейчас практически повсеместно можно наблюдать, как счастливые посетители супермаркетов выкатывают из магазинов доверху набитые тележки. И редко кто из оптовых покупателей при этом задумывается о том, сколько же пришлось переплатить за приобретенный товар. Как правило, прозрение наступает уже дома, когда во внушительном чеке обнаруживается, что, к примеру, вместо одного моющего средства вам пробили два. После такого обслуживания у людей вырабатывается привычка тщательно сверять чек с приобретенным товаром.

Из личного опыта: в последний поход в супермаркет положила в тележку семь товаров. Но даже при этом молодая и неопытная девочка-кассир умудрилась пробить то, чего среди моих покупок попросту не было.

— Девушка, а откуда в моем чеке чипсы? Я их не брала! — быстро просмотрев список, обращаюсь к кассиру.

— Я знаю, — краснеет она и, взяв мой чек, несет его управляющей. Подхожу к стойке, выкладываю товар из пакета, тщательно сверяем покупки, и мне возвращают 120 рублей за пробитый в чеке лишний товар.

— Извините! Наверное, кассир пробила в чек товар следующего за вами покупателя, — оправдывается за коллегу сотрудница магазина. Знаю, что такого быть не может, так как следующая покупка была также моей (разбила товар на два чека), но предпочитаю не раздувать скандал. Интересно, скольким покупателям успела «моя» кассир пробить находящийся под рукой стикер от чипсов? Ведь вряд ли кто из прошедших через ее кассу счастливых обладателей доверху груженных тележек сверял чек на соответствие с фактически приобретенным товаром непосредственно в супермаркете. Да и что значат эти несчастные 120 рублей по сравнению с покупкой на 10 тысяч? Капля в море, которую никто и не заметит.

АКЦИОННЫЕ ТОВАРЫ: БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

Специалисты отмечают, что перед праздниками супермаркеты начали чаще проводить промоакции. Как только покупатель переступает порог магазина, за содержимое его кошелька начинается активная борьба. Главная цель размещенных на входе броских рекламных плакатов — сделать так, чтобы человек потратил большую часть своего дохода. И в большинстве своем с помощью акций магазины достигают этой цели. Так, в этом году почти половина из того, что покупатели положили на ленту кассы, — акционные товары стоимостью на несколько процентов меньше, чем обычно.

Эксперты условно делят промоакции на ценовые (товары стоят на 10-50% дешевле) и неценовые (предусмотрены подарки за покупку, участие в лотерее и т.д.). Популярнее у покупателей первые — по статистике, 70% россиян предпочитают ценовые скидки, которые покупатель получает сразу в торговом зале, проходя через кассу. Однако не все акции выгодны, так как порой в магазинах сначала специально завышают цену, а потом делают скидку. В итоге люди думают, что экономят, а на деле покупают товар по обычной цене.

Прогадать можно и со сроками хранения, если взять по акции продукты впрок, но вовремя не съесть. Просроченный продукт придется выкинуть и вместо экономии получить убытки. Но если у того же консервированного зеленого горошка срок хранения большой, а цена ниже обычной на 25%, вполне можно купить про запас несколько банок. Но опять же брать упаковками товар только потому, что дешево, специалисты не рекомендуют: как показывает опыт, половина покупок во время распродаж делается людьми спонтанно, а потом товар оказывается ненужным.

А СКИДКА ГДЕ?

Внимательными следует быть и при покупке непродовольственных товаров. Так, на товар «по акции» нередко крепится вещь из комплекта без скидки. Например, продавцы сообщают, что на джинсы скидка 30%. Но на них висят ремни, которые покупатель принимает за акционный комплект, а на кассе узнает, что скидка только на джинсы. Кроме того, джинсы по акционной цене продаются только вместе с ремнем. Как правило, после такого «открытия» человек от покупки все равно не отказывается, так как джинсы понравились, они нужны. А ремень — это уже мелочь.

На самом деле в нагрузку к джинсам дают ремень отнюдь не брендовый, но по цене такового: магазин завышает цену на него как раз на сумму скидки. В результате стоимость комплекта выходит такой же, как если бы до распродажи отдельно покупались джинсы и ремень. Не говоря уже о том, что человек, возможно, и не купил бы ремень, если тот ему был не нужен.

Подобным образом покупатель вводится в заблуждение и тогда, когда к акционному товару предлагают «подходящий». В таком случае скидка может достигать 50%. Клиенту, примеряющему акционный товар, консультант предлагает вещь, «идеально дополняющую образ»: к пиджаку брюки, к шапке шарф, к юбке блузку и т.д. Обрадованный такой существенной экономией покупатель, как правило, охотно соглашается приобрести и вторую вещь. Но на самом деле цена «подходящей» вещи завышена, и покупатель ничего не выигрывает.

Еще одна «наживка» для покупателя — это когда магазин дарит при покупке бонусы, например скидку 20%, действующую в течение 10 дней.

На деле магазин перед такой акцией повышает цены в размере «бонусных денег» (20%). При этом на витринах оставляют неходовые товары (те, что залеживаются из-за качества материала и т.п.), то есть выбор существенно сужается. Но из соображений «жалко, пропадут бонусы» покупатель все равно что-то купит, приобретя не «свою» вещь, а компромиссную, да еще и по завышенной цене.

КОГДА «1+1=3»?

Эксперты утверждают, что выгодно покупать три вещи по цене двух только на весенних и осенних распродажах, когда магазину нужно освободить полки от вещей из прошлой коллекции. Новогодняя акция «Три вещи по цене двух» — это, как правило, обман. Дело в том, что перед новогодними праздниками цены на товары поэтапно увеличиваются каждую неделю, и к моменту действия новогодних скидок стоимость третьей вещи уже заложена в первых двух.

АЖИОТАЖ — ПЛОХОЙ ПОМОЩНИК

Спровоцировать на ненужную покупку можно с помощью еще одной уловки — бардака «из-за ажиотажа» на полках справа.

Заходя в помещение, покупатель первым делом обращает внимание на то, что происходит справа от него. Там и размещаются вывески с надписью «скидка». При этом беспорядок, который творится на стеллажах с акционным товаром — вещи лежат без выкладки (по размерам, цветам и видам одежды) и вперемешку с товаром без скидки, — консультанты объясняют наплывом покупателей и ажиотажем.

На самом деле вещи разбросаны так специально, чтобы товар со скидкой оказался подальше: таким образом, пока покупатель до него доберется, по ходу соблазнится на вещи, покупки которых в планах не было.

Еще одна «наживка» для покупателей — это когда электротовары, мобильные телефоны и т.д. продаются без права возврата, но за 50% стоимости (о чем предварительно потенциальным покупателям сообщают с помощью рассылки СМС). Дело в том, что в конце года сервисные центры электроники и бытовой техники заканчивают ремонт бракованных товаров и отправляют их обратно в магазины, освобождая склады. Производитель распродает их со скидкой до 50%, но при этом продавцы не признаются, что «акционный» товар был когда-то неисправным, страхуя себя оговоркой «акционный товар возврату и обмену не подлежит». Эти условия прописаны мелкими буквами в рекламе распродажи, а продавцы на словах не предупреждают покупателей.

Словом, чтобы действительно экономить на акциях, эксперты советуют не поддаваться всеобщему порыву опустошить магазинные полки перед Новым годом, а планировать покупки заранее и ходить в магазины со списком.

…С наступающим Новым годом!

Другие статьи этого номера