Святой угодник или «сосуд Люцифера»?

Святой угодник или "сосуд Люцифера"?

Завтра (по старому стилю) исполнится ровно сто лет, как Россия потеряла
Григория Распутина. Потеряла или «наконец потеряла?» Спор на этот счет не
утихает и по сей день. Мифы о нем множатся, пребывая в первую очередь в
полной зависимости от политической конъюнктуры того или иного
очередного поколения исследователей феномена сибирского старца.МЕТАМОРФОЗЫ «ВЕЛИКОГО НЕМОГО»

В качестве иллюстрации предложим читателю хотя бы краткие аннотации кинолент, посвященных сакральным обстоятельствам его жизни и смерти, созданных в России за последние полвека.

1975 год. Элем Климов с огромными потугами завершает экранизацию пьесы А. Толстого «Заговор императрицы», прошедшую до того через трехслойное сито цензуры начиная с 1966 года. Лента должна была называться «Святой старец Гришка Распутин». Гришка — это, согласитесь, уже заявка! Фильм задумывался в фарсовом ключе — как контрпропагандистский, как сокрушительный отпор антисоветчикам, пытающимся реанимировать «мумию царизма». Последняя редакция названия ленты — «Агония».

Но этот фильм на экраны страны так тогда и не вышел. Его продали за границу, и он стал доступен всем нам лишь в 1985 году.

Что удалось Климову? Он показал распутного и в то же время якобы духоносного старца, прибавившего себе 10 лет, чтобы им казаться, который морально порабощает всех членов царской семьи, вершит судьбы властей предержащих сановников и в конце концов погибает от рук представителей великокняжеской ветви царской династии…

2007 год. Режиссер С. Либин ставит фильм «Заговор». Он изобилует кутежами, драками, эротическими сценами и завершается зверским убийством Распутина (его играет И. Охлобыстин) английским секретным агентом. Это как раз тот случай, когда Истина говорит шепотом, а Ложь орет во всё горло…

2011 год. На экраны выходит русско-французский фильм «Распутин» с эпатажным Ж. Депардье в главной роли. Огромное количество исторических и натурных ляпов. Главный упор создателей этой ленты (режиссер — Р. Дайан) — на показ разгула развратных страстей «юродивого во имя Христа», на феномен «косоглазия» царской четы, упорно не желающей увидеть настоящую личину «святого старца». Впрочем, никому из вышеназванных режиссеров истинное лицо Распутина, увы, так и не удалось запечатлеть. Потому как оно и поныне — в мифологическом тумане…

И, наконец, 2016 год, декабрь. Мы видим многосерийную ленту режиссера А. Малюкова «Григорий Р.». Роль Распутина, вне всякого сомнения, талантливо сыграл Владимир Машков. Но зрителя ждет интересный, неординарный поворот в трактовке образа «монстра», как его назвал в свое время Э. Радзинский, или «темной силы» — по определению У. Черчилля. Оказывается, Григорий Распутин — вовсе не «святой чёрт», а человек, обладающий феноменальными способностями, некой гипнотической силой, патриот, радеющий за судьбу святой Руси, за духовную крепость подданных Его Императорского Величества. И погибает он, так и унеся в невскую прорубь великую тайну всей своей жизни, по замыслу создателей киноцикла — почти что праведной, так как Временное правительство так и не получило от своего следователя-«важняка» безукоризненно доказанных фактов вины Распутина в целом сонме ему приписываемых грехов председателем III Госдумы А. Гучковым…

МЕМУАРЫ ИЛИ МЕМУАРАЗМАТИКА?

…Благодаря целому свитку фильмов, созданных у нас и за рубежом, несчетному количеству публикаций, в том числе и биографических романов И. Наживина и П. Музури, у взыскательного россиянина, считавшего своим долгом иметь определенное мнение относительно мест в галерее «добра» и «зла» главных фигурантов отечественной истории, образ Распутина, как говорится, остается мрачно-непонятным, но… волнует. Этому способствовала, скажем так, двуликоянусная распутиниана — мемуаразматика, созданная авторами, считавшими себя носителями роли т.н. последних в инстанции. Сказанное относится и к запальному, хотя и, несомненно, талантливому резонеру Э. Радзинскому — главному демонизатору облика «пророка Григория», и к А. Эткинду, и к Ю. Рассулину, к А. Боханову и Е. Васильевой. Кстати, она, оказавшись в меньшинстве, создала такое «белоснежное» исследование под названием «Оклеветанный старец», после которого впору было и канонизировать его нашей Православной церковью, чего в 2004 году так и не было сделано. Хотя пытались…

Однако к сонму мучеников — царственных страстотерпцев Русская Православная Церковь все-таки причислила в 2000 году российского императора Николая II, его жену и пятерых детей, которые были расстреляны на Урале — в подвале дома инженера Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. (Мне довелось в 1965 году побывать в этом подвале, где раскинуло тогда свои нехитрые канцелярские пожитки Свердловское областное управление культуры. Ощущение — жуткое, ибо на стене я насчитал 33 выбоины от пуль. Возраст Христа, кстати. — Авт.).

…И вот возникает вопрос: почему в наши дни личность Распутина-Новых (на изменении в 1906 г. его фамилии настояла сама императрица, ибо в русском языке слово «распута» — звучит просто неприлично) приобретает все более и более загадочный оттенок праведности? Мне думается, потому, что с каждым витком истории Отечества нашего в «коридоре» ХХ и ХХI веков с необыкновенной степенью вероятности сбываются его предсказания. А распутство, мздоимство, лицемерие, жестокость «божьего человека» по отношению к целой «плеяде» им обесчещенных женщин как из простого народа, так и из княжеского рода — всё это как бы отходит на задний план. Один из творцов распутинианы договорился до того, что выдал такую сентенцию: «Во всем, что касается свальных грехов Григория Ефимовича, следует тщательно следить за модой».

Модой на что? На забвение? Или на призывы «Долой стыд!», «Перепишем историю нравов к лучшему?»

…В свете всего вышесказанного есть, раз уж мы вышли на тему его загадочных предсказаний, резон обратиться непосредственно к тому, что же имеют в своем распоряжении историки относительно ясновидений Распутина? В 1928 году в издательстве «Орион» были напечатаны как приложение к ленинградской «Красной газете» «Дневник» и воспоминания «Страницы моей жизни» фрейлины императрицы Анны Вырубовой-Танеевой, простиравшей генеалогические корни к знатным российским родам Кутузовых и Толстых. В ее интимных «Воспоминаниях», полных ностальгических грез об ушедшей юности, о годах, проведенных в лучах ее любви к императорской семье, в принципе, все достоверно. А вот что касается «Дневника», в котором Вырубова, хотела того или не хотела, но выставила и фигуру Распутина, и саму императрицу в некоем страдальческо-негативном свете, здесь истина явно заменена на вымысел. Кем же? Вообще-то доказано, что сей «документ» состряпали «красный граф» Алексей Толстой и Павел Щеголев, историк, известный публицист, член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, автор семитомника «Падение царского режима». Павел Щеголев сфабриковал и озвучил факты, из которых ясно вырисовывалось «мурло монстра». А Алексей Толстой как литератор с высокой степенью профессионализма изложил их на бумаге. Так что веры этим «приметам эпохи» практически нет никакой. Поистине аргументы, притянутые за уши, неизменно режут слух. К примеру, Вырубова свидетельствовала о «снятии» какого-то чиновника с поста, тогда как в начале ХХ века работников вообще-то увольняли с должности, а у нас снимать стали уже в пору расцвета советской бюрократии.

…В Госархиве РФ (ф. 612, оп. 1, д. 36) в течение 80 лет хранился под грифом «совсекретно» «Дневник» Григория Распутина, который был надиктован лично им своей секретарше Акулине Лаптинской в 1912 году по причине тотальной безграмотности старца. В конце 90-х годов прошлого века о существовании этого документа на 192 листах на гребне событий, связанных с распадом Союза, наконец-то узнали наши историки. Полный текст «Дневника» был опубликован в 2008 году. В нем было много любопытных подробностей того, как «святой богомолец» обхаживал царственную чету, как втирался в доверие к императору.

Что любопытно: слог «Дневника» явно соответствовал бытовой лексике «святого угодника», чему порукой — многие воспоминания современников, приводивших в мемуарах подлинные цитаты Распутина.

Есть в этом «Дневнике» и предсказания, о которых мы расскажем ниже, хотя в некоторых суждениях Г.Е. Распутина все-таки видна «рука» того же Щеголева. К примеру, ну никак не мог «божий человек» (так его называл Николай II) так отозваться о царе: «Нет в нем ни ума, ни доброты. Петухом кружится. Сними с него корону, пусти в кучу — в десятке не отличишь…»

Не так давно историк-исследователь Д. Норвалк обнаружил в архивах КГБ копию пророчеств «гонца небес» на 11 листах. И выяснилось, что оригинал хранится в Йельском университете. Если присовокупить сюда т.н. прощальное письмо царю, то историки имеют сегодня в своем арсенале целую низку, правда, разорванных, но весьма интересных предсказаний Распутина, достоверность некоторых фактически доказана «лакмусовой бумажкой» важнейших исторических событий, уже свершившихся как отдельно в России, так и во всем мире. И, наконец, потомки могут подивиться кое-чему из книги Распутина «Благочестивые размышления», (С-Пб, 1912 г.).

«ТРЕТИЙ ГЛАЗ» ТОБОЛЬСКОГО БОГОМОЛЬЦА

Приведем главные из пророчеств «святого угодника». Распутин четко предсказал в 1905 году в разговоре с могущественным церковным деятелем епископом Феофаном гибель российской эскадры в б. Цусима, а также заговор против него и императора и смерть всей венценосной семьи. А в целом же — падение самодержавия в России, причем в четко обозначенные сроки, в результате нескольких революционных переворотов.

Он писал на сей счет: «На семейство Романовых падет тень долгого затмения».

Затем следовали такие «видения»: поражение России в Первой мировой войне (хотя старец умолял царицу уговорить супруга «на затевать войну», отказаться от мысли «воевать до победного конца»); неминуемость Второй мировой войны. О ней «царский друг» рассказывал опосредованно: «Через 25 лет после моей смерти Петербург окружат, голодом морить будут. Господи, сколько людей умрет, и всё из-за этой немчуры! А хлеба-то, хлеба — на ладошке не разглядеть. Но не видеть вам Петербурга!» Минуло четверть века, и грянула Великая Отечественная с блокадой Ленинграда…

Тут же, как говорится, в строку, есть резон привести «знамение» Распутина об атомной бомбардировке двух японских городов: «Вижу людей горящих, два города, которые сгорели. Япошки. Бог их не спасет, но помилует…»

Согласитесь, такое пророчество впечатляет, и подобные трагические реалии будущего товарищ Щеголев (красный фальсификатор) вообще-то представить себе никак не мог — даже в страшном сне…

…Как ни странно, но «безумному монаху» (опять же характеристика одного из современных исследователей) как-то привиделось следующее: «По всему миру будут построены башни, и они станут замками смерти. Иные из них рухнут, и из их ран вытечет гнилая кровь, которая заразит землю и небо. И земля станет пустынной на семь поколений».

Версификаторы и России, и США полагают, что речь идет об атомных станциях, в частности о трагедии в Чернобыле.

А вот вообще из области фантастики: «Безответственная человеческая алхимия превратит муравьев в огромных чудовищ. Родятся чудища, которые не будут людьми, но и не станут животными. Будут против них бессильны и огонь, и вода». Это — о клонировании людей, растений и животных.

Не обошел волхвующий старец своим вниманием и «водное снишествие великое» за гранью ХХ века: «Земли и воды раскроются, моря войдут в города, и земли будут солеными… Роза станет цвести в декабре, а в июне будет лежать снег…»

По предсказаниям старца, он, беседуя с Анной Вырубовой, «видел», как американцы на Луне водружают «срамной флаг». Об американской программе освоения Луны «Аполлон» тогда, в начале ХХ века, никому из страны самой «величайшей» в мире демократии и не снилось… А фрейлина расстрелянной в Екатеринбурге императрицы Аликс умерла в 1964 году…

…Их насчитывается около ста — пророчеств Григория Ефимовича Распутина. Главные из них и, право слово, поистине шокирующие — выше обозначены. Историки разделены четко на два лагеря: одни последними словами кроют проходимца и мистика Гришку Распутина, другие изумляются его дару и склонны кое-чему верить, так сказать, ужаснувшись…

РАЗБОЙНЫЙ ПЛАН ГЕНЕРАЛА ДУМБАДЗЕ

…Если следовать казуистическому изложению видения траектории своей судьбы, начертанной самим «святым угодником божьим», то за три года до трагических выстрелов в ночном парке дворца Юсуповых личный экстрасенс царской семьи мог если не повернуть ход отечественной истории, то уж наверняка выжить. Выжить, приняв некое решение.

Какое? Об этом повествуют реальные события, которые имели место быть 104 года назад в Крыму. В их орбиту, кстати, вошел и наш Севастополь…

Известно, что предпочтительно в бархатный сезон венценосное царское семейство имело обыкновение выезжать на отдых в Крым, в Ливадию. Начиная с 1912 года туда почти на два месяца отправлялся по вызову императрицы и Григорий Распутин. Как правило, он останавливался в Ялте, откуда его каждое утро на машине отвозили в царское дачное имение.

Появление «сибирского старца» в Ялте неизменно лихорадило город. К Распутину стекались целыми делегациями «отроковицы» не от мира сего, с горящими взорами, влекомые кто желанием излечиться от тяжкой хвори, кто — мечтой о том, что святой мужик поможет им наконец родить первенца, а кто — и обуреваемые сорочьим любопытством, элементарной бабьей похотью…

И все это вызывало праведный гнев градоначальника Ялты — генерал-майора Ивана Думбадзе, который в очередном прошении на высочайшее имя монарха писал: «Распутин — сосуд дьявола. Настанет время, Господь покарает его и его заступников. Распутина негоже пускать в Крым».

Прошения Думбадзе оставались безответными, и грузинский сановный джигит решил не дожидаться, когда «настанет судное время». Осенью 1912 года он направляет в Петербург на имя директора департамента полиции С. Белецкого телеграмму следующего содержания: «Прошу разрешения избавиться от Гришки Распутина во время его переезда из Севастополя на катере в Ялту».

Белецкий незамедлительно сообщает об этом Василию Маклакову, члену Государственной Думы трех созывов, ярому стороннику монархии, адвокату — участнику ряда вероисповедальных судебных процессов. В частности, есть два примера, когда он с блеском освободил от неминуемой каторги «хлыстов» — представителей нелегальной секты мистическо-харизматического толка, проповедующей православное лжеучение, поощряющей легкие половые и «духовные» отношения, истязания людей и лицемерное заигрывание с Церковью. Существуют четкие свидетельства, что Г. Распутин в свое время хорошо изучил нравы и учения этой секты и имел личные, весьма доверительные контакты с Маклаковым.

Так или иначе, однако по прямому поводу через ялтинского исправника Гвоздевича «божий человек», о спасении которого, по всей видимости, зело пёкся Маклаков, был предупрежден о грозящей смертельной опасности во время перехода катера из Севастополя в Ялту. И, конечно, принял свои меры. Вместо катера он нанял ялик, а в Ялте остановился в гостинице «Гранд-Отель» под фамилией Никонов. («Ник» — это Николай II, а «нов» — это корень измененной фамилии Распутина — Новых. — Авт.). Поистине надежда на авось приблизительна, а вот страх — точен…

О том, как все это должно было произойти, повествует архивное свидетельство генерала М. Бонч-Бруевича, брата известного впоследствии функционера из высшего эшелона власти Страны Советов, секретаря Ульянова-Ленина. Вот о чем пишет генерал: «По свидетельству контрразведки, когда ждали приезда Распутина из Севастополя в Ливадию, на него замыслил фантастическое покушение ялтинский градоначальник Думбадзе. Широко популярный черносотенец и погромщик намеревался сбросить Распутина со скалы замка «Ласточкино гнездо», где катер делает остановку, представив явное злодейство как… нападение разбойников…»

Император, до которого дошли слухи о самоуправстве генерал-майора, сместил его с должности, подтверждая расхожую истину, что за идею можно постоять, а можно и… посидеть.

Итак, план генерала Думбадзе, обуреваемого ненавистью к «агенту масонов», был на корню сорван. Известно, что Распутин был весьма удручен этими зловещими событиями и даже намеревался вернуться на родину, в сибирское село Покровское, отойдя от всех мирских дел и молясь за спасение России.

Кто знает, как бы и чем бы все потом обернулось. Во всяком случае, Распутин не допустил бы появления на свет печально знаменитого царского Акта об отречении, который был передан императором Гучкову 2 марта 1917 года…

…Убийство «святого старца» послужило урочным знаком для набирающей в России силы анархии. Оно как бы развязало руки тем, кто осознал: за устранение дражайшего друга царской семьи не последовало никакого наказания. К слову, главный палач «божественного старца» князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон благополучно дожил до 80 лет в изгнании, издав «Мемуары» и до конца дней неустанно рисуя страшных монстров, в которых угадывались гипертрофированные черты лица Распутина…

С конспирологической точки зрения феномен Распутина — это некая мистическая «фомка», с помощью которой вершителям Великой Октябрьской социалистической революции удалось, гениально выбрав момент, взломать страну. Страну, пережившую царский Манифест 1905 года, поражение в войне, кровавые последствия крестьянских реформ, наконец, отречение государя и приблизившуюся к пожароопасному порогу. А за ним уже явно угадывалась революционная ситуация с жарким дыханием протуберанца беспредельщины, способной и готовой сжечь и разрушить всё в России до основания, а потом…

А потом произошло то, что и предрекал Распутин: империя пала, а за ней распался Союз. И нам, живущим сегодня, надо делать все для того, чтобы сохранить и упрочить государственность России, продолжать неизменно чтить незыблемость ее границ, не заступая за «двойную сплошную линию», к чему нас толкает «пятая колонна» с площади Болотной. Ее кукловоды всегда поднимают голову на пиках народных невзгод и той зоологической ненависти, которую издревле питают к России наши европейские и заокеанские «партнеры»…

На снимках: Г. Распутин в Крыму, вершина Ай-Петри (1911 год); царская семья с «милым Другом»…

Другие статьи этого номера