Русский театральный дом: «Спасибо, что пришли…»

Русский театральный дом: "Спасибо, что пришли..."

Шестой год севастопольская региональная общественная организация
«Русский театральный дом» потчует севастопольского зрителя пищей
изысканной и духовной. Огромное количество мероприятий отразили
широту и блеск русских культурных традиций, создали неповторимый
колорит театральных встреч, подарили опыт прямого диалога видных
деятелей современного искусства со зрителем. Еще памятны встречи с
народными артистами СССР Василием Лановым, Львом Дуровым, Адой
Роговцевой, народными артистами России Ольгой Волковой,
Александром Михайловым, Александром Ширвиндтом, Евгением
Стебловым и Александром Панкратовым-Черным, состоявшиеся в рамках
проекта «Театр и Книга», как с новой силой всколыхнула воображение
прошедшая в канун Всемирного дня театра встреча с любимой
несколькими поколениями россиян народной артисткой России В.И.
Талызиной.Из аэропорта Симферополя Валентина Илларионовна направилась в Крымский государственный университет культуры, искусств и туризма, где в рамках культурного проекта «Театр и Книга» провела мастер-класс для студентов. Встреча произвела огромное впечатление и на педагогов, и на молодежь. Следующий пункт в плотном графике — Севастополь. Гастрольную жизнь народной артистки России спокойной и правда не назовешь: Вена, Дрезден, Лейпциг. В конце марта — московский музыкальный театр «Геликон Опера». А прямо сейчас…

Зал Севастопольского центра культуры и искусства был полон. Но показалось, что на встречу с народной артисткой будто пришел один человек — настолько единым был настрой, настолько монолитной оказалась духовная атмосфера встречи. «Спасибо, что пришли», — с таких простых слов началось общение актрисы со зрительным залом.

На сцене — одна. В свете софитов. Из декораций — лишь кресло и столик, с которого Валентина Талызина время от времени берет в руки листы. Стоит, как струна, предельно натянутая для звучания. «Я хочу, чтобы у нас получилась беседа, — говорит голос, знакомый, без преувеличения, миллионам сердец, — а пока я прочту вам стихи».

Этот голос действительно кажется некой волшебной, магической, объединяющей силой. В нем все: мольба и страсть, сила и слабость. Волна за волной словно из небытия идут в зал стихи — это слова бессмертия, обрученные с рифмой: Арсений Тарковский, Анна Ахматова, Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Иосиф Бродский…

Страницу и огонь, зерно и жернова,

Секиры острие и усеченный волос —

Бог сохраняет все; особенно — слова

Прощенья и любви, как собственный свой голос…

В короткие отступления от главенствующей в этот вечер поэтической темы шло простое, доверительное общение со зрителем. «Я счастлива, что снова в этом дивном городе», — сказала актриса. И это ни в коем случае не просто дань вежливости или общие фразы. Известно, что народная артистка России В.И. Талызина имеет принципиальную гражданскую позицию по Севастополю и Крыму. Она поддержала стремление полуострова вернуться в Россию в самое непростое, горячее время, подписав соответствующее обращение от группы единомышленников — деятелей искусства на имя президента страны. Да простят такую реплику многие современные актеры и музыканты, но вот бы им поучиться любить свою Родину у представителей старшего поколения артистов, искренне считающих, что творческому человеку, не наполненному глубоким сопереживанием ко всему происходящему (что бы то ни было!) в стране, нечего сказать своему зрителю. А потому не получится диалога, не возникнет обратной связи. И не будут так же искренне верить люди стихам Блока, Ахматовой или Бродского. Не поймут, не разделят их чувств, если тот, кто транслирует, сам глух и немощен.

— Однажды меня спросили на одной из встреч, кто я по национальности — делилась со зрителями В.И. Талызина. — Я ответила: «Я — русская, я чисто русская!», а потом подняла генеалогическую родословную и с интересом узнала, что мой предок, живший при царе Иване Грозном, был татарином. Другой, по отцовской линии, был женат на польке. А по материнской линии в моем роду украинцы… А вот я, — актриса посмотрела в зал и выдержала более чем многозначительную паузу, — русская. Чисто русская!» Ответом ей были громкие аплодисменты. Потому как ясно было каждому из присутствующих, о чем действительно на этом вечере шла речь. И каждый зритель мог в этот момент сказать так же, ощутив себя частью единого культурного, исторического, духовного наследия, собирательницей и хранительницей которого является наша страна — Россия.

На следующий день, 27 марта, Русский театральный дом в выставочном зале Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара презентовал камерную выставку «Артисты оперы и балета в России на открытке до 1917 года».

— Мы решили в этом году пооригинальничать, — сказал на открытии заслуженный деятель искусств АР Крым, руководитель Русского театрального дома Денис Бурганов. — Обычно мы представляем драматическое искусство, но в этом году решили показать севастопольцам уникальные раритеты культурного прошлого дореволюционной России из частной коллекции Виктории Крупко, имеющие непосредственное отношение к русской опере и балету.

На первый взгляд, жительница нашего города Виктория Крупко не имеет отношения к театральному искусству. В жизни она занималась другой профессией, но любовь к балету и ко всему, что связано с ним, в некотором роде победила. Много лет Виктория собирала раритеты по аукционам, антикварным магазинам и вкладывала не только душу в это занятие, но и личные средства. Это прежде всего уникальные фотографии, на которых запечатлены великие люди, занимавшие важное место на тот момент в культурной жизни России. Выставка «Артисты оперы и балета в России на открытке до 1917 года» — это своего рода приглашение в грандиозный по масштабам мир истории и знакомство с его создателями.

Любой посетитель выставки может увидеть воочию, какими были в жизни и на сцене великие балерины Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская. До революции их, представительниц русского балета, было только пять (раньше главные партии танцевали исключительно итальянки). В эмиграции русские балерины открыли свои школы, и сегодня мы можем утверждать, что именно на русской балетной школе там, за границей, были подготовлены практически все ведущие танцовщики мира.

Выставка позволяет увидеть на сцене, в художественных образах, и в жизни Федора Шаляпина, прославившегося не только вокалом, но и непревзойденным талантом драматического артиста. Здесь же представлены Леонид Собинов, Мариус Петипа, Вацлав Нежинский и другие выдающиеся артисты своей эпохи. Особая ценность коллекции — их подлинные автографы.

На выставке представлены более ста великих мастеров оперы и балета. Среди них гениальный импресарио С.П. Дягилев, который ошеломил мир высоким искусством русских мастеров, чем разделил славу с крупнейшими артистами, писателями, художниками и музыкантами серебряного века русской культуры. В этой же звездной, как бы сегодня сказали, плеяде людей — С.И. Мамонтов, который хоть и был коммерсантом и промышленником, но слыл тонким знатоком и поклонником отечественной культуры, вложил немало материальных и духовных средств в развитие русского театрального и художественного искусства.

Особое место отведено в проекте картине «Федор Шаляпин в Севастополе. Гимн революции на эстраде Приморского бульвара» в исполнении севастопольского художника-графика Я.С. Чиж. Выступая перед зрителями, Яна Станиславовна немного приоткрыла завесу тайны, как создавалась картина. «Это фантазийная работа, — поделилась художница, — но в то же время ее сюжет основан на историческом факте. Федор Шаляпин был всего один день в Севастополе — 11 июля 1917 года, и он действительно выступил перед горожанами. Я искала в архивах любые свидетельства о том событии, о том времени. Работала с материалами музеев. Меня интересовало все: какая форма была у матросов и солдат, какое настроение царило в городе, где конкретно прошло выступление». По словам Я.С. Чиж, идею отобразить пребывание Ф. Шаляпина в Севастополе ей предложил Денис Бурганов.

Так, возможно, еще не видя четких границ реализации своих творческих замыслов, но увлеченные общей идеей, авторы проекта смогли воплотить его в жизнь. Год от года проекты Русского театрального дома становятся все сложнее и увлекательнее. За работой творческой

команды чувствуется настоящее стремление обогатить культурную жизнь Севастополя настоящими, содержательными (как с исторической, так и с духовной точки зрения) событиями, встречами, авторскими замыслами. Не на потребу, не на продажу, как это, к сожалению, нынче довольно распространено, а с точным прицелом на перспективу, на будущее, которое однажды обязательно наступит и явится нам в лице представителей последующих поколений: «Мы — то, что есть вы».

На снимках: В.И. Талызина на творческой встрече с севастопольцами; народная артистка России приветствует организаторов камерной выставки в библиотеке им. А.П. Гайдара; Русский театральный дом (симферопольские студенты и В.И. Талызина: мастер-класс — это класс!).

Другие статьи этого номера