Косметический обман, или Почем нынче «красота в кредит»?

Косметический обман, или Почем нынче "красота в кредит"?

Под маской бесплатных диагностических и лечебных процедур зачастую
скрывается очередной развод на деньги.ЧУДОВИЩА ДЛЯ КРАСАВИЦ

Новый вид «добровольно-принудительного» кредитования кочует по городам России. В этот раз доверчивым гражданам предлагают попробовать на себе воздействие уже не чудо-средств и чудо-приборов, якобы возвращающих здоровье и молодость, а чудо-косметику. Впрочем, от перемены названия впариваемого народу сомнительного товара ничего не меняется. В мошеннических схемах расчет по-прежнему делается на доверчивость людей и их непреодолимое стремление к пресловутой дармовщине.

— Представляешь, я опять с матерью в пух и прах разругался, — делится наболевшим знакомый. — Пару лет назад она собиралась покупать в какой-то «мутной» фирме за бешеные деньги кровать, будто бы излечивающую от всех болезней… Еле отговорил, еще обижалась на меня, что я не хочу, чтобы она здоровой была. А теперь рвется кредит на покупку какой-то омолаживающей чудо-косметики брать! Пошла с подругой на презентацию, ей там мозги запудрили, прибежала домой за паспортом. Я у нее паспорт забрал, так она со мной теперь не разговаривает.

Думаю, не ошибусь, если предположу, что обновленный вид мошенничества докатился и до нашего города. Как правило, женщинам звонят по телефону или раздают пригласительные на улице, зазывая на бесплатную spа-процедуру, после которой якобы наступает молниеносный омолаживающий эффект. А в реальности с помощью психологических манипуляций навязывают оформление потребительского кредита на крупные суммы. Причем жертвами таких лжекосметологов становятся не только пенсионерки, но и вполне здравомыслящие, рассудительные дамы, порой даже с юридическим образованием.

— Я пенсионерка, пенсия у меня небольшая, поэтому когда подруга предложила мне сходить по пригласительному билету в spа-салон на бесплатную косметологическую процедуру, то даже обрадовалась, — рассказывает о том, как ее одурачили, Любовь Андреевна. — Хотелось расслабиться, вспомнить молодость. Встретили меня там приветливо: девушка-косметолог нанесла омолаживающую маску на половину лица, пояснив, что так будет заметнее моментальный эффект от их чудодейственной косметики, сообщила, что у меня в плачевном состоянии кожа головы, лица, и если ничего не предпринимать, то совсем скоро последствия будут печальными. Но сейчас есть возможность все поправить, так как в салоне большие скидки на восстановительный курс… Она нажимала на определенные точки на голове, говорила определенные фразы. Потом общение со мной продолжила руководитель spа-салона, задавая вопросы, на которые непроизвольно отвечаешь «да»: понравилась ли вам процедура, хотели бы вы иметь такую косметику, вежливо ли с вами обращались?

После утвердительных ответов мне сразу же предложили купить чемоданчик с набором косметики. В какой-то момент я потеряла над собой контроль — умом понимала, что мною манипулируют, а встать и уйти уже не могла.

Дальше меня пригласили в другой кабинет и стали убеждать: «Вам несказанно повезло, ведь купить косметику можно в рассрочку!» Слово «кредит» даже не прозвучало! Все было настолько стремительно, что я никак не могла сосредоточиться. Пыталась прочесть условия договора, но не могла рассмотреть мелкий шрифт, так как очки оставила дома. Сзади стоял молодой человек, который постоянно меня отвлекал, показывая тюбики с косметикой и перечисляя ее достоинства, словно пытался оглушить потоком информации.

Как потом оказалось, это был представитель банка. Мне протянули бумаги и показали, где поставить подпись. В итоге я подписала договор купли-продажи косметики и потребительский кредит. В общей сумме это обошлось мне почти в сто тысяч рублей. Затем мне выдали чемоданчик, полный ненужной косметики, и выпроводили за дверь. В себя пришла только на следующий день. Решила вернуть продукцию, но обратно забрать ее в spа-салоне отказались…

Под этим рассказом могли бы подписаться десятки женщин из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону и других городов. Придя на такой же бесплатный сеанс, они рассчитывали получить всего лишь консультацию, а в итоге подписывали документы на многотысячный кредит. Кое-кто из обманутых высказывает предположения о том, что сотрудники таких spа-салонов обладают навыками гипноза и подмешивают своим клиентам психотропные средства в чай.

Происходящим заинтересовался даже Общероссийский народный фронт. «В России продолжает набирать обороты оформление кредитов на покупку косметических средств прямо в салонах красоты, это вызывает множество жалоб со стороны граждан, ссылающихся на массовые случаи психологического давления и даже применения к ним психотропных веществ. Кредиты выдают известные банки. При этом все они вольно или невольно становятся соучастниками сомнительных схем, — констатировали представители ОНФ. — Подобная схема процветает в средних и крупных городах России уже несколько лет. Названия салонов красоты, марок косметики и кредиторов меняются, но принципы работы остаются неизменными: агрессивный маркетинг, псевдомедицинский подход, немедленное одобрение кредита и невозможность расторжения договора. Массовая и бесконтрольная выдача кредитов, сопровождаемая очевидными нарушениями, на наш взгляд, должна заинтересовать как Центробанк, так и «Роспотребнадзор»…»

«РОСПОТРЕБНАДЗОР» ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Кстати, «Роспотребнадзор» это явление уже заинтересовало. «Вниманию потребителей: о дорогостоящей косметике и косметических услугах, предоставляемых в кредит» — под таким заголовком вышло предупреждение специалистов.

«…Потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг (массаж, пилинг, уход за волосами и т.д.), после чего — заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 40 посещений), — говорится в документе. — В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.

Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.), в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, а приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который необходим для оформления кредита).

Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли-продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.

Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто».

Во избежание подобных неприятностей специалисты «Роспотребнадзора» дают следующие рекомендации. Во-первых, если уж приняли приглашение, то до получения бесплатной косметологической процедуры следует предварительно убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызовет у вас нежелательных кожных реакций (жжения, покраснения, шелушения и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям. Во-вторых, не стоит торопиться с принятием решения о покупке косметических средств и подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание.

Помните о том, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), вы связываете себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств. Посоветуйтесь с родными, стоит ли брать подобные кредиты.

А еще не забывайте о том, что человек сам решает, заключать ему договор или нет. И если кто-то всеми правдами и неправдами принуждает вас взять кредит, отказывайтесь наотрез, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Другие статьи этого номера