…Люди, заставшие лихолетье первого послевоенного периода, хорошо помнят, как в Севастополе за хлебом и керосином выстраивались длиннющие очереди с самого раннего утра. Нечто подобное с грустью и накипающей горечью в сердце можно лицезреть и в наше время, если, начиная с 10-го числа каждого месяца, подойти к 8 утра к крылечку ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» на Большой Морской, там, где раньше располагался Сбербанк.
…Хмурые лица, уставшие глаза. В очереди — более ста человек. И все эти люди пришли не за хлебом, нет. Они полны желания пополнить казну Севастополя: заплатить за коммунальные услуги по квартире, отоплению, сделать очередной взнос по графе «капремонт».
Однако всем им необходимо запастись терпением — впереди у каждого томительное ожидание в нудной очереди, которой, кажется, не будет конца: время от времени к одному из «постояльцев» подходит человек с улицы со словами: «Я занимал…»
В зале колл-центра работает касса на два окошечка. Очередь тает медленно. Между прочим, тут же функционирует еще одно окошечко. Там выдают талоны на сверку. Людей здесь мало — два-три. Почему бы в пиковый период не работать сразу трем кассам, а талоны на сверку «по совместительству» выдавал бы один из специалистов, сидящих за столиками?
Можно задаться вопросом «А существует ли альтернативный вариант оплаты коммунальных услуг?» Да, например, в почтовых отделениях связи. Но там платежку от ГУПС «ЕИРЦ» принимают с некой безапелляционной оговоркой: «Без единого вычерка!» А как же быть человеку, который услуги водоканала пока оплачивает отдельно, по книжке?
Что же касается банков, то там можно проплатить за «коммуналку», но… с так называемой минимальной комиссией. Человеку, получающему мизерную пенсию в размере 8532 рубля, и эта комиссия покажется неподъемной. И что же? А то, что именно эти люди завтра встанут в пять утра и потянутся на Большую Морскую, в колл-центр.
Кстати, с услугами банков существует один весьма «неудобоваримый» нюанс. Специалисты колл-центра, получив в свое распоряжение оплаченный по каждой позиции счет из, скажем, РНКБ, самолично как бы восполняют некий пробел, образованный отсутствием в квитанции в большинстве случаев проплаты за воду. И тогда общая цифра внесенного в банк платежа нередко подлежит, скажем так, произвольной раскадровке. В итоге после такого арифметического пассажа законопослушный плательщик вдруг… становится должником и спешит заполучить талончик для сверки, а проще — для выяснения отношений.
Сколько же может длиться (с правом на бесконечное существование) в нашем городе эта неприглядная история с очередями в кассы колл-центра? Мы это прошли, когда получали в 2014 году новые российские паспорта. Но тогда была вынужденная ситуация, в общем-то, морально мотивированная: тысячи севастопольцев горели желанием как можно быстрее получить долгожданное гражданство России.
А что происходит сейчас? Сейчас налицо бюрократический «обезьяний узел». Без начала и конца…
На снимке: колл-центр, утро 17 января 2017 года. Не 17 января неурожайного 1946-го, когда у нас были снижены нормы на хлеб даже иждивенцам…
Фото Д. Метелкина.