Под кого затачивают закон?

Под кого затачивают закон?

На уходящей неделе в Севастополе произошло беспрецедентное по своей
массовости событие. Не просто единовременно, можно сказать,
единомоментно во всех десяти муниципальных образованиях города
состоялись так называемые нулевые слушания проекта закона «О выборах
губернатора Севастополя». Мероприятие состоялось по инициативе
общественной палаты города и привлекло огромное внимание и
функционеров региональных представительств политических партий, и
широкой общественности. Такая картина наблюдалась не только на
общественных слушаниях в Гагаринском районе, где побывал автор этих
строк. Повсеместно. Более того, акценты в выступлениях звучали не
просто сходные — аналогичные. И с этим и авторам проекта закона из
правительства Севастополя, и депутатам заксобрания, которым уже 24
января с.г. предстоит принимать законопроект в первом слушании,
придется что-то делать. Тот самый случай, когда «с белой ручки не
стряхнешь да за пояс не заткнешь»… Сейчас вы тоже поймете, почему.Гагаринский — самый густонаселенный район города (почти 150 тыс. человек). Вероятно, и этим обстоятельством можно объяснить достаточно высокое официальное представительство на состоявшихся здесь общественных слушаниях. Председатель законодательного собрания Е. Алтабаева, депутаты разных уровней, представители общественной палаты во главе со своим председателем Е. Халайчевым, директор департамента общественных коммуникаций А. Перла, представители региональных отделений политических партий и… Все остальные — это общественники. Причем всех остальных в малый зал заседаний Гагаринского муниципального совета набилось так много, что организаторам в срочном порядке пришлось в несколько приемов заносить в помещение все новые и новые приставные стулья.

Проект закона, поскольку документ разработан и внесен в заксобрание временно исполняющим обязанности губернатора Д. Овсянниковым, представил директор департамента общественных коммуникаций Андрей Перла. Он подчеркнул, что проект закона появился во исполнение изменений в уставе города, принятых единогласно заксобранием 24 ноября прошлого года. В соответствии с этими изменениями с 2017 года губернатор Севастополя избирается на основе всеобщего волеизъявления жителей города-героя.

Проект представленного на обсуждение закона разработан с учетом закона о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и одобрен решением рабочей группы Центральной избирательной комиссии РФ, прошел предварительную правовую экспертизу в правовом управлении аппарата ЦИК.

Проект закона — достаточно объемный документ (почти 150 страниц). Вот концептуальные моменты, которые посчитал важным выделить в своем выступлении директор департамента. Документ не предусматривает механизма самовыдвижения кандидатов в губернаторы. Это право он делегирует только региональным отделениям политических партий. Всем зарегистрированным, а не только парламентским. При этом кандидатом от политической партии может быть не только член партии, но и беспартийный (к которому партия, понятное дело, проникнется доверием).

Но это не единственное требование к кандидату в губернаторы. На этапе выдвижения он должен заручиться поддержкой 10 процентов от общего количества депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований (у нас 120 таких народных избранников), причем географически число подписантов должно охватывать не менее трех четвертей муниципальных округов.

Законодатель предусмотрел и текущую миграционную ситуацию в регионе. По сути, закон, если он будет принят в представленной редакции, позволяет принять участие в голосовании всем проживающим в регионе не менее трех месяцев до дня выборов губернатора гражданам Российской Федерации. Для реализации своего права им необходимо не менее, чем за 12, и не более, чем за 60 дней до голосования подать заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Предусматривается возможность организации избирательных участков на судах, находящихся в дальнем плавании.

Победившим (в соответствии с проектом закона) будет считаться кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Понятно, что такая норма должна содержать и второй тур голосования. Он предусмотрен по прошествии 21 дня после первого тура голосования.

Решение о назначении выборов примет заксобрание в период со 2 по 11 июня 2017 года. Выборы пройдут в единый день голосования — 10 сентября с.г.

По мнению Андрея Перлы, проект закона — отнюдь не скороспелый, хорошо разработан. Он не хуже и не лучше, чем аналогичные законы других российских регионов.

Собственно говоря, собравшаяся на слушаниях общественность именно в этой детали («не хуже и не лучше») склонна обнаруживать, возможно, прячущегося там дьявола.

Если систематизировать общую тональность многочисленных выступлений, то можно достаточно однозначно утверждать, что и у представителей большинства политических партий, и (особенно) у общественников проект закона вызывает подозрение относительно того, что он не свободен от соблазна использования административного ресурса. Причем сразу по нескольким направлениям.

Начнем с момента выдвижения. Серьезное недовольство, если судить по прозвучавшим вопросам и выступлениям, вызывает отсутствие в проекте закона нормы на право самовыдвижения. Это вкупе с остальными сразу несколькими «фильтрами» (выдвижение от партий, рекомендации 10 процентов действующих депутатов-муниципалов, географическая привязка подписантов) может свести весь демократический процесс к выдвижению основного и нескольких технических кандидатов. Разумеется, не факт, что так и будет. Но риски в проекте закона заложены. И полагаться на врожденную порядочность абсолютно всех субъектов избирательного процесса участники общественных слушаний явно и почему-то не склонны.

В том числе и потому, что политикой очень часто правит целесообразность, которая может меняться в зависимости от складывающихся обстоятельств. Показательным в этом смысле можно считать выступление депутата Гагаринского муниципального образования С. Богатыренко, который склонен считать, что «при нынешнем представительстве в муниципальных советах политических партий у нас будут выборы без выборов. Партийную дисциплину еще никто не отменял. партия скажет: «Подписи никому не даем. И никому не дадим».

На выходе это означает, что даже те гипотетические 10 кандидатов, которые теоретически могут просочиться через все «фильтры», заложенные в проекте закона, на практике превратятся в трех-четырех удобных кандидатов. С. Богатырев предложил увеличить муниципальный «фильтр» с десяти до пяти процентов при одновременном сужении географии подписантов с трех четвертей до половины муниципальных образований.

Серьезные претензии у общественных экспертов вызывает и сама система голосования.

Член избирательной комиссии, общественница Т. Куртева считает (под очень бурные аплодисменты собравшихся), что в наш проект закона нужно включить норму, которая действует пока в меньшинстве субъектов федерации. Но действует. Речь идет о том, что граждане с временной пропиской не имеют права участвовать в местных выборах. Таких на сегодня в Севастополе много. И они, по мнению общественников, не зная специфики региона, тем не менее, способны существенно повлиять на результаты выборов.

Во многих выступлениях говорилось и о необходимости ограничения участия в голосовании военнослужащих срочной службы. С точки зрения действующего федерального законодательства, срочники не участвуют в голосовании на местных выборах. Но губернатор является представителем государственной власти, и потому в Российской Федерации в этих выборах имеют право принимать участие все граждане РФ, наделенные правом голоса.

Достаточно популярным предложением на состоявшихся слушаниях было и требование внести в закон ценз оседлости для кандидата в губернаторы.

Авторов подобных предложений отнюдь не смущало то обстоятельство, что они идут вразрез не только с действующим избирательным законодательством, но и с основным законом — Конституцией РФ.

При этом никто не призывал к игнорированию базовых законов страны. Но очень многие цитировали президента В. Путина периода «Крымской весны», когда глава государства говорил о сакральности Крыма и Севастополя для России. По мнению общественников, именно сейчас у Севастополя есть возможность послужить примером для всей страны и выступить с законодательными инициативами, которые в дальнейшем могут стать вдохновляющим примером для других регионов РФ. В качестве инициаторов выступавшие называли общественную палату и законодательное собрание Севастополя.

Безусловно, за линией поведения депутатов, которым уже 24 января с.г. предстоит рассмотреть закон в первом чтении, избиратели будут следить с особым вниманием. Прошедшие нулевые слушания высветили очевидную севастопольскую проблему, которую не всем хватает смелости замечать, а тем более озвучивать. Но острота ее от этого меньше не становится. Скорее, наоборот. В городе на сегодня не отработан в полной мере механизм формирования элиты. И очевидное обострение общественного тонуса именно с этим и связано. Общественники и члены региональных отделений политических партий хотят увидеть хотя бы элементы такого механизма в законе о выборах губернатора. Оправдаются ли их надежды — узнаем уже совсем скоро. Ветеран севастопольской политики и председатель отделения одной из непарламентских партий И. Ермаков высказал достаточно пессимистическое мнение, что закон примут таким, каким и представили.

Хочется верить, что Иван Федосович все-таки ошибается. Хотя, надо признать, высказанное им мнение достаточно популярно. Не случайно в ходе слушаний звучало мнение вместе с выборами губернатора провести и выборы в законодательное собрание…

Во всяком случае, пока что интрига сохраняется. Под кого же затачивается закон «О выборах губернатора Севастополя»? Горожане хотят, чтобы под Севастополь и севастопольцев. Так в конечном итоге и будет?

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера