Полезный опыт открытого образования, или Зимняя школа в Москве

Полезный опыт открытого образования, или Зимняя школа в Москве

В конце минувшего года группа севастопольских учащихся была
приглашена в Москву для обучения в международной школе русского
языка и культуры «Россия в мире: молодежный взгляд». Мероприятие
проходило в рамках международных проектов кафедры ЮНЕСКО
Московского института открытого образования. Проект разрабатывался и
реализовывался совместно с центром содействия межнационального
образования «Этносфера». Возможность пройти обучение в
международной зимней школе русского языка и культуры
севастопольским школьникам предоставилась впервые.То, как и с чем их встретила столица, превзошло все самые смелые ожидания. Большую помощь в организации поездки оказала проректор по непрерывному образованию и внеучебной работе СевГУ И.Н. Авдеева. Мы попросили ребят поделиться впечатлениями от участия в школе открытого образования и узнали, в чем заключаются новшество подобного опыта и отличие от традиционных методик. Отзывами о поездке поделилась группа учащихся СОШ N 3.

«Программа обучения в зимней школе включала в себя не только занятия по русскому языку, изучение исторического и культурного наследия России, но и обширную экскурсионно-культурную программу, — рассказала корреспонденту газеты Анастасия Тимман. — Совместные поездки по Москве подарили незабываемые эмоции. Москва — это город истории, культуры и больших возможностей. Нас познакомили с историей и бытом русских усадеб: Абрамцево, Кусково, Царицыно, Коломенское. Были прогулки по улицам вечерней Москвы. Мы участвовали в программе правительства «Путешествие в Рождество», в театрализованном эрмитажном собрании, организованном в духе XVIII столетия. Впечатлили прогулки по Арбату, посещение ВДНХ, памятно-исторических мест Московского Кремля. Каждая минута наших маленьких путешествий была продуманной и все было хорошо спланировано.

В программу входило посещение столичного театра. Мы побывали на постановке пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. Главные роли исполняли такие знаменитые актеры, как В. Симонов, С. Маковецкий, А. Дубровская, Л. Максакова, и другие.

Большинство из моих новых познаний я приобрела на мастер-классах. Думаю, что уроки ораторского искусства и риторики, культуры речи и литературы пригодятся мне в учебе и дальнейшем образовании. А уроки «Русский язык и театр», «История России через судьбы известных людей» и «Образы и символы России» стали полезными для развития кругозора. Нельзя не отметить мастер-классы «Русские посиделки» и «История письма». Это были одни из самых веселых часов нашего обучения: подвижные, веселые и причудливые!»

В проекте участвовали школьники и студенты из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Севастопольские ребята познакомились и подружились со сверстниками из Саратова, Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Латвии, Нидерландов, Италии, Ирландии, Австралии, Молдовы, Казахстана. Выяснилось, что у молодых людей очень много общих интересов и увлечений. Оригинальные проекты создавались сообща и весело. На каждое командное задание организаторы программы меняли участников. Это лишь расширяло и укрепляло границы дружбы. Ребята самостоятельно ставили театрализованные постановки по мотивам классических произведений и современных фильмов в разных жанрах.

«Больше всего мне понравилось, что зимняя школа объединила детей из разных уголков мира, подарила ни с чем не сравнимые эмоции при общении и совместной работе, — поделилась впечатлениями Катя Безпалая. — Поездка в Кремль (а особенно визит в Оружейную палату) стала одним из самых ярких моих воспоминаний о Москве, потому что позволила отправиться в путешествие во времени и проследить за изменением русской культуры, начиная от времен Древней Руси и заканчивая эпохой царской России. Я думаю, такое наглядное изучение истории нашей страны является наиболее эффективным и запоминающимся».

«Я был уверен еще до участия в программе, что вернусь домой с приятными впечатлениями, ведь перспектива побывать в Москве казалась мне очень заманчивой. Без колебаний согласился на поездку, — рассказывает Александр Корчак. — Изначально мы были проинформированы, что основной идеей поездки является изучение русского языка, и я представлял себе эту программу как десять дней чистых занятий. Но на самом деле все оказалось гораздо интересней. Большую часть времени мы провели в прогулках по Москве и знакомстве с достопримечательностями столицы, проведении тематических вечеров и постановке различных выступлений, посещении занимательных тренингов и занятий, что сделало программу намного разнообразнее и увлекательнее, чем я мог себе представить. Возможность пообщаться с людьми моего возраста из стран дальнего и ближнего зарубежья, попрактиковаться не только в русском, но и в иностранных языках можно назвать поощрительным бонусом. Такое обучение весьма положительно влияет на наше общее развитие, на укрепление межнациональной дружбы. Главное в программе — это возможность совместить процесс обучения и общения, благодаря чему появляется стимул не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться».

«Благодаря зимней школе русского языка и культуры «Россия в мире: молодежный взгляд» мы оказались в новогодней сказке, едва сошли с самолета и очутились в московском аэропорту. Снег кружился в воздухе и плавно ложился на асфальт. Сказочная атмосфера царила и в Левково, русской усадьбе, в которой нас разместили. По прибытии нас встретили глубокие сугробы и гостеприимные, дружелюбные люди. Это запомнилось больше всего!

За смену нам удалось посетить шесть мастер-классов, одним из самых запоминающихся стал «Русский язык и театр», на нем мы обсуждали спектакль «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова, который предварительно посмотрели в Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова. Этот спектакль заставляет задуматься. Каждый видит в нем что-то своё, через призму сюжета смотрит на происходящие вокруг события. Не менее интересным оказался урок ораторского искусства. Нам рассказывали, как эффективно пользоваться словом как коммуникационным инструментом и даже то, как при этом следует держать спину! Объяснили, с какой интонацией следует произносить ту или иную речь, как уметь убеждать людей посредством своего выступления. На протяжении мастер-классов мы много общались и дискутировали с преподавателями. Именно такой формат, на мой взгляд, особенно привлекает современную молодежь. Именно этого и не хватает на обычных уроках. Также у нас было задание создать свой социальный проект, реализация которого помогла бы в популяризации русского языка и культуры за границей. Нужно было полностью продумать все шаги для его воплощения, создать инструкции, цели, планы, просчитать, что должно быть в итоге, — очень интересный получился опыт. Одним из самых увлекательных заданий было поставить спектакль. Мы дважды попробовали себя в роли актеров и режиссёров. Сложность состояла в том, что на это нам давалось не более трех часов. Однако все команды справились блестяще.

Я познакомилась и подружилась с ребятами из Латвии, Молдовы, Сербии, Ирландии, Австралии, Словении, Болгарии, Казахстана, Голландии, Италии, а также из России: Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии, Башкортостана, Саратова. Узнала много интересного о других странах. Благодаря знанию английского языка мне ничего не мешало общаться с теми, кто только начал понимать русский, для кого он еще слишком сложен. Программа школы открытого образования — это интересный и очень нужный проект, который непременно следует развивать и продолжать реализовывать. Огромное спасибо организаторам за чудесные десять дней отдыха, проведенных с пользой и удовольствием!» — оставила отзыв Карина Осепьянц.

«Смена в международной зимней школе «Россия: единство в многообразии» стала для меня чем-то абсолютно новым. Крымские лагеря, на мой взгляд, однотипны и чем-то очень похожи друг на друга. От их бюджета и инфраструктуры основная суть особо не меняется, — поделился впечатлениями Игнат Непомнящих. — Смена в международном лагере собрала подростков из разных уголков планеты, интересующихся русской историей и культурой. Каждый представитель другой страны был особенным и неповторимым. Каждый нес на себе отпечаток национальной культуры, традиций. Международному лагерю открытого образования удалось объединить культурное многообразие зарубежных стран и направить на общую цель — познание русской культуры. Возможность прямого (а не с экрана телевизора) общения с иностранными сверстниками стала незабываемой. Я влюбился в красивейшие улочки Сербии, узнал об основных диссидентских движениях современной Италии и был удивлен, что итальянцы, к примеру, вовсе не пьют чай. Почувствовал на себе всю гостеприимность ирландского народа. Был очарован суровостью бескрайних просторов Сибири и безграничной добротой ее жителей. А позитивность и доброжелательность представителей Австралии заставили многих чаще улыбаться. Со своей стороны всем интересующимся я рассказывал историю легендарного город-героя Севастополя, о событиях «Русской весны».

Можно сказать, что севастопольские дети успешно выполнили достойную миссию — рассказали иностранным сверстникам, каким важным и судьбоносным событием стало вхождение Крымского полуострова в состав Российской Федерации. Вопреки западной пропаганде, они своими словами смогли объяснить основной подтекст исторического события, его мирную суть, добровольный характер. Хочется надеяться, что в будущем это принесет свои плоды. Ведь кому, как не подрастающему поколению, определять характер международных отношений в будущем.

Надо сказать, что выбор участников поездки был не случайным. Каждый из ребят заслужил это право, участвуя в конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах. Инициативность, усердие, творческий подход поощряются школой. «Мы поддерживаем любое начинание наших учеников, содействуем раскрытию их внутреннего потенциала. В современном мире креативность как индивидуальная способность находить и создавать новые идеи имеет большое значение, — считает директор СОШ N 3 А.М. Евгущенко. — Наша школа использует любые возможности, где можно поставить и реализовать такие задачи. Мы — активные участники и организаторы всевозможных культурных и краеведческих экскурсий, выставок, ток-шоу, интеллектуальных игр и творческих встреч.

«Конечно, такой проект — большая польза для ребят. Они открыли много нового для себя, да и формы обучения сильно отличаются от обычных школьных занятий», — рассказала «Славе Севастополя» учитель русского языка и литературы СОШ N 3 Е.В. Доброва, руководитель группы школьников в ходе поездки в Москву. В прошлом учебном году ее ученик Глеб Гутник стал призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе, которая проходила в Курске. С каждым годом Севастополь все увереннее входит в актив всероссийского ученического движения, и данная поездка — еще одно подтверждение этого.

На снимках: севастопольские школьники в ходе обучения в зимней школе в Москве.

Другие статьи этого номера