ЕИРЦ: растет быстрее, чем взрослеет

Довольны ли вы работой ГУПС «Единый информационно-расчетный
центр» («ЕИРЦ»)? Такой вот незамысловатый вопрос мы на прошлой
неделе задали нашим читателям. Не скроем, сделали это и с потаенным
умыслом тоже. Как ни крути, а если считать год работы ЕИРЦ в
Севастополе за пять (на меньшее не рискнули: уж больно насыщенной и
событиями, и эмоциями оказалась деятельность этого унитарного
предприятия в нашем городе), то в минувшем декабре впору было
отмечать десятилетний юбилей… Торжественных мероприятий, сами
знаете, не случилось. И после знакомства с ответами горожан на
поставленный вопрос удивляться этому обстоятельству, увы, не
приходится.Впрочем, чтобы совсем уж не омрачать юбилейного настроения, начну с «двоякого мнения» о работе ЕИРЦ, которое в единственном экземпляре (из почти трех десятков) высказал Евгений Игоревич Силин. Евгению Игоревичу приятно, что «по четырем позициям можно рассчитаться в одном месте». То есть сама по себе задумка с ЕИРЦ, по мнению собеседника, хорошая. Но, и это тоже его мнение, реализуется она бездумно и бездарно. Вместо того, чтобы по мере продвижения проекта плодить симпатиков и расширять социальную базу для прогрессивных преобразований в системе ЖКХ, ЕИРЦ в нашем городе прочно занимает нишу внешнего раздражителя и источника напряжения в севастопольском обществе.

Стараясь минимизировать время своего пребывания в «горячей точке» (центральный офис расчетного центра на ул. Большой Морской, 41), Евгений Игоревич пришел туда 20 января ровно в семь утра и оказался в очереди пятым. К восьми часам там уже томились 60 человек. Далее счет прибывающим Евгений Игоревич потерял, но точно — за сотню. За один час 15 минут достиг вожделенного окошка N 1, где ему выдали талон (внимание!) на 8.00 11 апреля 2017 года, т.е. предложили явиться для решения волнующего его вопроса почти через три месяца! Если раньше срок ожидания не превышал месячного интервала, то теперь он увеличился фактически втрое… ЕИРЦ в 2017 году стал работать еще хуже, чем в предшествующий период?! Прям как в том анекдоте: думали, что достигли дна, а снизу постучали…

Хочется надеяться, что в данном случае это все-таки досадный сбой из разряда единичных, с которым разберутся и поправят. Но изменит ли это общую картину? Вряд ли.

А.Г. Крыва-Апазиди в позитивный сценарий развития ситуации уже не верит. Если читатели помнят, в «Прямой линии» с директором ГУПС «ЕИРЦ» И.М. Дремовым (отчет опубликован в «Славе Севастополя» 18, 19 ноября прошлого года) Александр Григорьевич принял самое деятельное участие. «После нашей дискуссии с Иваном Михайловичем ничего в работе ЕИРЦ не изменилось», — поделился он новыми (или, как вы считаете, старыми?) впечатлениями. «Простыня» все так же неинформативна — там черт голову сломит… На все вопросы отвечают: «Берите талон и приходите через месяц». А мне 81 год! Мне сейчас надо! Через месяц, может, и не понадобится! Но это, конечно, черный юмор… Но вынуждать пожилых людей все время жить в стрессе ожидания… Это уже какое-то изощренное издевательство, с которым лично я не намерен мириться. Потому в очередной раз и звоню!»

«Единственное реальное «достижение» ЕИРЦ на данный момент заключается в том, что он очень успешно отмобилизовал в многочасовые очереди десятки тысяч севастопольских пенсионеров, — считает Лариса Александровна Нестерова. — У моих соседок пенсии по 8 тысяч рублей. На всем вынуждены экономить. И ежемесячные снятые с потолка послания из расчетного центра пускают всю их домашнюю бухгалтерию под откос. Вот люди для восстановления хоть каких-то жизненных перспектив и ориентиров и выстраиваются в очереди. Неужели это непонятно тем, кто рулит процессом так безответственно и так безобразно?!»

«Я — не старый человек, — расширила социальную базу очередей в ЕИРЦ Ирина Николаевна Барановская. Но в этих «простынях» действительно без базового экономического образования не разобраться. Тем не менее пытаюсь в меру сил. Соответственно, общаюсь с другими, делающими аналогичные попытки людьми. И все больше склоняюсь к мысли, что на среднестатистического клиента ЕИРЦ эти зашифрованные знания не рассчитаны. Но тогда теряется весь смысл запущенных в Севастополе преобразований. Ведь в итоге что должно получить население? Во-первых, прозрачность взаимоотношений между жителями и поставщиками услуг. Во-вторых, оперативное получение информации о начислениях/задолженности. В третьих, упрощение процедуры оплаты коммунальных платежей (широкая сеть пунктов оплаты в шаговой доступности, online-платежи). И в четвертых — сокращение времени на информационное обслуживание жителей по вопросам начислений и оплаты услуг ЖКХ. Это тот самый классический смысл, заложенный государственной политикой по реформе ЖКХ. Ну и что из этого, хотя бы фрагментарно, нам могут предъявить в Севастополе по прошествии двухлетнего периода реформирования? Ни-че-го! И возникает вопрос: «Почему?»

«20 января я стоял в очереди, чтобы внести деньги за капремонт, и наслушался от старшего поколения всяких нехороших слов (мягко говоря) в адрес администрации и заксобрания. И подумал: а не специально ли придумали этот ЕИРЦ, чтобы вызывать недовольство местной и российской властью?» Это уже реальная теория заговора от нашего читателя, представившегося Иваном Леонтьевым. Таких мнений, кстати, мы посредством телефона и электронной почты редакции получили не в одном и даже не в трех экземплярах. Один из авторов даже убежден, что «налицо очевидное вредительство и Сталина на них нет».

Думается, это уж совсем крайние меры, которые никогда в нашей стране использоваться больше не будут. Но градус напряжения работа ЕИРЦ действительно вызывает очень высокий. Пожалуй, можно смело утверждать, что самый высокий, как минимум, на полуострове… А как максимум — может, даже и в стране. Ну со страной-то понятно. Систему расчетов через ЕИРЦ в Российской Федерации внедряют уже практически целую пятилетку. Если и были какие-то организационные проблемы, то, как говорится, быльем поросли… Если б только это… Вот знают ли наши реформаторы, что во многих областях РФ и по сей день «коврового» покрытия территорий услугами ЕИРЦ не наступило? Потому что внедрение системы осуществляется не наскоком, а с учетом специфики и изучения общественного мнения населяющих реформируемые территории людей, через опросы, «круглые столы», создание специализированных региональных социальных сетей, посредством пилотных проектов по ограниченным секторам, наконец!

Да что там «материк»! Знают ли наши, с позволения сказать, реформаторы, как то же самое делают соседи-крымчане, которые только с 1 января с.г. запускают ЕИРЦ в массовое производство?! После опросов, «круглых столов», секторальных внедрений, создания консолидированных баз данных и т.д., и т.п., и пр. Конечно, и они шишек набьют изрядное количество. Но лично я не сомневаюсь, что их будет на порядок меньше, чем у нас.

Безусловно, все вышеизложенное известно и нашим реформаторам. На этот раз без кавычек. Потому что никуда мы от этой реформы не денемся. Согласно поручению президента РФ «Об утверждении стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года», система ЕИРЦ должна быть введена во всех регионах РФ. Но никто, заметьте, никаких графиков не спускает и принятия встречных планов не требует. Главное, чтобы все делалось в интересах людей. В Калужской области, например, систему ЕИРЦ сначала осмысливали в течение двух лет, потом внедрили всего в одном не самом большом городе и только позднее приобретенный опыт стали тиражировать и очень бережно продолжают тиражировать и по сей день. Нам бы так!

Есть мнение, что уже не получится. Государственное унитарное предприятие Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» не поэтапно, а с места в карьер запустили посредством кредитной программы. А кредиты надо отдавать… Надо полагать, именно этим в первую очередь и объясняются стахановские методы разрастания ЕИРЦ вширь. На глубину не хватает ни сил, ни опыта, ни технических возможностей. Главное — деньги отбить? И ничего, что они пахнут реальными страданиями десятков тысяч севастопольцев, которые к этой «внутренней кухне» уж точно не имеют никакого отношения? Вернее, не должны бы иметь… Но, как говорится, имеем то, что имеем. И это в очередной раз не радует… Так что, прощаемся до следующего раза? Или в Севастополе наконец-то поймут, что формула «Спасение утопающего ГУПС «ЕИРЦ» — дело рук самого утопающего» работает из рук вон плохо. В этом вот уже два года уверены севастопольцы. И уверенность эта пока что, увы, только крепнет.

* * *

Следующий «Вопрос в лоб» мы решили сформулировать так: «ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ В ГОРОДЕ, ЧТО БЫ ВЫ ИЗМЕНИЛИ?»

Ответы на него ждем в пятницу, 27 января, с 13.00 до 14.00 по тел. 54-31-95 или на электронный адрес редакции: slavasev@mail.ru

Другие статьи этого номера