Через лес и горы: где и как пройдет севастопольский участок «Тавриды»

Врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников на прошлой неделе
передал журналистам проектную схему севастопольского участка трассы
«Таврида», сообщает РИА «Новости» (Крым).Еще в ноябре 2016 года глава правительства города-героя сообщил о том, что данную часть пути планируется проложить по новой, не задействованной ранее в логистических целях территории — от Верхнесадового напрямик к окрестностям Инкермана. Таким образом, удастся не только сократить протяженность дорогостоящей трассы на треть и время в пути к городу, но и избежать сноса жилых домов. С другой стороны, предложенная схема демонстрирует, что большая часть участка пройдет по «зеленой» зоне. Что за леса там находятся и будет ли нанесен ущерб экологии? Об этом РИА «Новости» (Крым) узнавало у и.о. заместителя декана факультета естественных наук севастопольского филиала МГУ Антона Новикова и старшего преподавателя кафедры геоэкологии и природопользования отделения географии этого вуза Екатерины Кашириной. Эксперты буквально по сантиметру рассказали об особенностях прохождения трассы.

Трасса «Таврида» в Севастополе представлена двумя участками — N 7 и 8. Согласно представленной схеме, они огибают села по лесной и горной местности. Участок N 7 начинается на границе с Бахчисарайским районом — с села Верхнесадового (входит в Севастополь). Существующая трасса частично проходит через это село, а трасса «Таврида», согласно схеме, полностью огибает его с левой стороны. «Место там относительно ровное, а затем — небольшие горы высотой не более 50 метров над уровнем долины. Проходить эти горы в случае необходимости будет не очень сложно: там идут известняковые столбцы, они достаточно легко пропиливаются», — рассказал Новиков.

Затем трасса уходит в зону Мекензиевского лесничества, почти параллельно линиям электропередачи. «Этот лес не входит в особо охраняемые зоны Севастополя, то есть там строительство разрешено. В основном в этом лесу растут дуб и граб высотой до 10 метров. Это не краснокнижные растения. А вот из тех деревьев, которые занесены в Красную книгу, там встречается можжевельник колючий. Его можно вырубать, просто оплата в экологический фонд будет выше, чем у дуба и граба», — говорит Каширина. По словам Новикова, лесная местность также неравномерна. «Там проходит несколько балок, поэтому нужно проводить вертикальную планировку. Скорее всего, надо делать виадуки, подсыпать грунт», — отметил он.

Эксперты подчеркнули, что прохождение трассы по территории лесничества — нарушение экосистемы леса. «По-хорошему, должны быть построены коридоры, которые учитывают миграцию животных. Чтобы дорога не являлась барьером с точки зрения экосистемы», — подчеркивает Каширина. Также следует учесть историческое и археологическое значение этой местности. «Конечно, об этом нужно спрашивать у историков. В этом районе велись активные бои на подходе к Севастополю во время Великой Отечественной войны. Например, когда строили «президентскую» трассу (при Леониде Кучме. — Ред.), которая находится неподалеку, проводилось очень много работ по разминированию», — сказала Каширина. На севастопольском участке трассы «Таврида» перед началом строительства также будут работать археологи — для сохранения найденных археологических ценностей и обеспечения безопасности проведения работ.

Участок N 7 заканчивается в районе горы Сахарная Головка. В этом месте планируется построить развязку с выходом на «президентскую» трассу и на участок N 8, который спускается с горы и обходит одноименный поселок с левой стороны. «Перепад высоты между горой и долиной — порядка ста метров. Здесь нужно решить проблему уклона. Где-то дорога вгрызается в скалу, где-то наоборот — нужно подсыпать. Как вариант — можно сделать тоннель», — говорит Новиков, подчеркивая, что если оставить большой уклон, возникнет проблема передвижения транспорта в гололед.

После участка в районе Сахарной Головки дорога зайдет в земли сельскохозяйственного назначения и пересечет реку Черную. «В этом месте речка не очень широкая, поэтому с переходом проблем быть не должно», — говорит и.о. зам. декана. Дальше трасса заходит на виноградники одного из винодельческих предприятий Крыма, которые придется вырубать, отмечает Новиков. А затем сливается с развязкой на магистрали Ялта — Севастополь возле поворота на село Терновка.

Проектно-изыскательные работы по севастопольскому участку проводит проектировочная организация выбранного подрядчика строительства — ЗАО «ВАД». На данный момент ведется проектирование по седьмому участку трассы «Таврида» и уже определена трассировка восьмого, который соединит ее с городом. Однако перед окончательным согласованием данная схема будет вынесена на общественные слушания в первом квартале текущего года, и активные севастопольцы смогут озвучить свои предложения и внести коррективы.

Как ранее сообщало РИА «Новости» (Крым), врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников подтвердил, что проектировщик оценил стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» в сумму более 15 млрд рублей. Однако подчеркнул, что эта сумма подлежит обоснованию и снижению.

Другие статьи этого номера