Виват китобои! Виват!

Виват китобои! Виват!

Именно так хочется начать посвящение одесским китобоям. Истории,
которая началась 70 лет назад. Юбилей, однако!Китобойный промысел, если можно так сказать, корнями уходит в далекое прошлое. По свидетельствам историков, первыми профессионалами в этой сфере были баски (Испания, VIII век). В России попытки Петра I оказались не очень удачными. Прибрежный промысел китов получил мощный толчок к своему развитию в советское время: флотилии «Алеут» (1933 г.), после Великой Отечественной войны — флотилия «Курильская».

До этого момента многие века промысел вели норвежцы, канадцы, японцы, американцы и другие…

Наша же история началась 22 декабря 1946 года, когда из города Ливерпуля (Англия) вышли в первый рейс в Антарктику АКФ «Слава» — китобаза «Слава» (до этого — китобаза «Викинг», построенная в 1929 году по заказу Германии, водоизмещением 30 тыс. тонн и скоростью 12 узлов, доставшаяся Советскому Союзу после окончания Великой Отечественной войны по итогам жеребьевки) и пять паровых китобойных судов. В Гибралтаре на борт китобазы «Слава» был принят известный полярный капитан В.И. Воронин, назначенный капитан-директором флотилии, его первым заместителем по промыслу и финансам стал А.Н. Соляник.

А уже 4 октября 1947 года перед выходом во второй антарктический рейс из Одессы Алексей Николаевич Соляник был назначен капитан-директором АКФ «Слава».

Первые рейсы экипажи судов-китобоев комплектовались специалистами дальневосточной флотилии «Алеут» (капитан-гарпунер — А.Н. Пургин, капитан-гарпунер — П.А. Зарва, гарпунеры: Ф.Д. Прокопенко, Г.Е. Панов, А.Н. Золотов и другие). В основном это были участники Великой Отечественной войны, специалисты с Каспия и Балтики, а также Военно-Морского Флота СССР.

Отметим, что для обмена опытом были приглашены норвежские китобои (к слову, в каждом экипаже с норвежцами был их кок-повар). По состоянию на сегодняшний день наша общественная организация располагает именами 35 норвежских китобоев. Их мы и разыскиваем для создания наиболее полной картины становления и развития отечественного китобойного флота.

Капитанами китобойных судов первых рейсов были: Н.Т. Шульга, И.М. Хоржевский, Е.П. Белестов, А.М. Морозов, Ю.Н. Титузов. Надо сказать, что среди матросов, боцманов, ходивших в первые рейсы, было много будущих капитанов…

Перед третьим промысловым рейсом А.Н. Соляник доказал нецелесообразность присутствия в командах норвежских спецов. Наши китобои бросили им дерзкий вызов и своими беспримерным упорным трудом, настойчивостью, волевым характером доказали, что нам по плечу превзойти успех норвежцев.

Вклад китобоев в экономику страны, разрушенную войной, был очень весомым. Ежегодно вырабатывались тысячи тонн китового жира (пищевого, технического, медицинского), китового мяса, муки, печени, а также китового уса, амбры, спермацета.

Одновременно велась многомасштабная научно-исследовательская работа по изучению Антарктики: ее климата, гидрологии, фауны, разрабатывалась технология переработки китового сырья.

В успех китобоев львиную долю, как сегодня модно говорить, внес креативный подход А.Н. Соляника к решению проблем китобойного промысла. Прекрасные организаторские способности, заряжающая подчиненных энергия, высочайший профессионализм, владение (в совершенстве) английским языком стали залогом успеха и основой непререкаемого 18-летнего авторитета А.Н. Соляника среди экипажей флотилии, а также в стране и среди иностранных партнеров.

Нельзя не отметить, что именно по инициативе А.Н. Соляника и при поддержке правительства СССР на финансовой базе, созданной тяжелейшим трудом китобоев, началось обновление флота на отечественных судоверфях. В рейс 1957-1958 гг. вышли первые девять дизель-электрических китобойных судов, построенных на Николаевском заводе имени 61 коммунара. В небытие ушла профессия кочегара. А в рейс 1959-1960 гг. АКФ «Слава» была укомплектована уже шестнадцатью дизель-электрическими китобойными судами. Флот также пополнили китобаза «Советская Украина», построенная на Николаевском судостроительном заводе имени Н.И. Носенко, и 18 новеньких китобойных судов.

Трудовой подвиг китобоев был высоко оценен государством. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено гарпунерам А.Н. Пургину, Г.В. Панову, Н.Н. Гниляку, Ф.Д. Прокопенко, А.Н. Золотову, В.Л. Тупикову, А.П. Кобыльникову, капитанам А.Н. Солянику, Б.М. Моргуну, Н.П. Дрогину. В суровых условиях: в шторм, пургу, туман, в окружении подводных и надводных айсбергов, при обледенении корпуса судов, палуб, такелажа, перепадами давления, качке в районе 40-х ревущих — охота на китов и весь процесс их переработки не прекращались. Это настоящий трудовой подвиг! Экипажи флотилий работали в этих условиях как четко сбалансированный механизм.

Добрых слов благодарности заслуживает каждый участник рейсов (независимо от занимаемой должности), но, увы, газетные площади ограниченны. Дорогие китобои, мы постараемся это сделать в Музее морского флота, где обязательно будут залы с экспонатами и стендами, рассказывающими о вашем самоотверженном труде. К слову, выделением Одесским облсоветом денежных средств на окончание ремонтно-реставрационных работ мы занимаемся уже в течение пяти лет!

Несмотря на ограничение газетной полосой, мы не можем не сделать исключение и не назвать имя Германа Лаврентьевича Кирюхина. Адресуем этому замечательному человеку теплые проникновенные слова благодарности не только за его труд (рейс 1954 г. — 2-й помощник капитана к/с «Слава-14»; 1970-1986 гг. — капитан-директор АКФ «Советская Украина»), но и за его нынешнюю, особенно бесценную моральную поддержку (в телефонном формате) нашей ветеранской организации в течение всех пяти лет ее существования. Сейчас Г.Л. Кирюхин живет в Севастополе. Сегодня, 9 февраля, ему исполняется 89 лет! Живите долго и счастливо, дорогой наш человек!

Овеянные славой китобои вызывали восторг и восхищение. Поэтому неудивительно, что одесские мальчишки бредили стрельбой из гарпунных пушек, а юношей влекла суровая романтика дальних морских походов.

Старшее поколение одесситов хорошо помнит, что возвращение китобойных флотилий было общегородским праздником. К фабричным и заводским гудкам добавлялись «салюты» стоящих у причалов судов, когда китобойная флотилия заходила в родной порт.

Приморский бульвар, вся территория морвокзала были заполнены тысячами одесситов, гостей города, родственниками китобоев. Их встречали, как космонавтов. Им посвящали стихи, песни и даже оперетты. Помните знаменитую «Белую акацию», мелодия из которой отбивается курантами на здании Одесской мэрии?! Кстати, она стала и гимном Одессы…

Интерес к истории нашего китобойного промысла не ослабевает и сегодня. В июне 2016 года мы принимали (будучи инициаторами) американского ученого, доцента кафедры истории Оклендского университета Райана Джонса, собирающего материал по истории нашего отечественного китобойного промысла. Райан Джонс на память оставил такую запись (орфография оригинала сохранена. — Ред.):»…Я благодарен, что Вы брали контакт со мной. Это начало нашего сотрудничества. Желаю вам успехов, особенно с вашим Музеем». Райан Джонс помог укрепить наши связи с музеем китобойного промысла в г. Сандерфьорде (Норвегия)…

Вот такая насыщенная и по-своему уникальная история нашего китобойного флота. История, сотканная из судеб тысяч людей, непосредственно участвовавших в организации, становлении и развитии китобойных флотилий Советского Союза. Поздравляем всех китобоев с нашим общим юбилеем, желаем вам, дорогие труженики Антарктики, здоровья, активного долголетия, душевного комфорта, тепла домашнего очага и укрепления уз нашей дружбы. С оптимизмом смотрим в будущее! Слова поздравлений адресуем и береговым работникам, обеспечивавшим бесперебойную работу флотилий, а также николаевским корабелам, построившим современное судно — китобазу «Советская Украина» и 34 дизель-электрических китобойных судна, измаильским, одесским, херсонским и севастопольским судоремонтникам!

В. КНЯЗЕВА, председатель общественной организации ветеранов труда ПАО «Антарктика».

Одесса, февраль 2017 года.

* * *

ОТ РЕДАКЦИИ:

Вот так! И никакие политические решения нынешней украинской властной верхушки не могут стереть и уничтожить память. Память о совместной работе. Память о морской дружбе. Память о тяжелых рейсах и океанских буднях. Память о взаимовыручке. Память и гордость за великую страну и ее китобойный флот.

Присоединяясь ко всем поздравлениям и добрым пожеланиям в адрес юбиляров и, конечно же, нашего земляка-именинника Германа Лаврентьевича Кирюхина, добавим лишь одно: у настоящей морской дружбы и нормальных человеческих отношений никогда не было и не будет границ. И какие бы заборы ни возводились между нашими народами, они — ничто по сравнению с общей историей, общей культурой и общей памятью.

На снимках: А.Н. Соляник; на трибуне выступает первый секретарь обкома партии П.П. Козырь, слева от него — генеральный директор Л.А. Буга, справа — капитан-директор АКФ «Советская Украина» Г.Л. Кирюхин; АКФ «Слава» и «Советская Украина».

Другие статьи этого номера