Наталия Батурина. Рыцарь сцены

Сегодня, 10 февраля, юбилейный день рождения актрисы Наталии Александровны Батуриной.

Наталия Александровна говорит, что не любит фотографироваться, и это—правда (странная для актрисы). Свидетельство этого—альбомы в дерматиновом чемодане. В альбомах больше всего фотографий Евгения Васильевича Батурина—мужа, режиссера, артиста, единомышленника, много фото сына, родных, друзей, коллег. Снимки самой Наталии Александровны—небольшая стопка, в основном в образе, в роли. Ролей было за сотню только главных, не считая вторых и эпизодов: Джульетта и Анна Каренина, Маша в «Трех сестрах» Чехова и Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Лариса в «Бесприданнице» и Кручинина в «Без вины виноватых» Островского… И три маленьких детских снимка—та ниточка, что и разматывает клубок воспоминаний.

 

Наталия Александровна—удивительный Наталия Батурина. Рыцарь сценырассказчик, слушать ее можно часами, получая интересные ответы на обычные вопросы.
Родилась в Москве, на Покровке. Её родители—будущий инженер Александр Каминский и будущий врач Ирина Каминская-Лесли—красивы, общительны, артистичны, бесшабашны и темпераментны, и все это сполна передали дочери. Сразу обращает на себя внимание фамилия Лесли. Шотландец Александр Лесли (первый человек в истории России, получивший чин генерала при царе Алексее Михайловиче в 1654 году)—предок Наталии Александровны!
Наташа играла «в театр» с детства, но до игры в театре было еще далеко.
Учебу в школе прервала война. Мама служила ординатором передвижного железнодорожного госпиталя, а подросток Наташа выполняла обязанности санитарки: ухаживала за ранеными, делала перевязки. А еще читала им стихи и пела. В 1944 году после освобождения Белоруссии госпиталь продолжил путь на запад, а Наталия вернулась в Москву. Жила одна, трудно, голодно, что не помешало ей окончить школу с золотой медалью.
Любовь к театру никуда не делась, но поступила отличница Каминская… на химический факультет МГУ. Виной тому стала «волшебная сила искусства». Билет в кино стоил в те времена существенно дешевле буханки хлеба, поэтому фильмы смотрели и пересматривали. Однажды в киножурнале перед сеансом выступал седой профессор и так убедительно рассказывал о главной роли химии в будущем, что выбор профессии Наталия сделала, едва выйдя из кинотеатра. Свою ошибку осознала почти сразу и через год поступила… в Московский юридический институт. На вопрос: «А почему же не сразу в театральный?!»—актриса, смеясь, отвечает: «Не знала, что можно, а подсказать было некому».
Учась в юридическом, Наталия стала слушательницей и студенткой театра-студии при ГИТИСе под руководством народных артистов СССР Алексея Денисовича Дикого и Георгия Павловича Менглета. Тогда она окончательно поняла, что без театра жить не сможет, но институт окончила. В 1952 году на выпускном спектакле театра-студии следователь, с которым работала юрист Каминская, подтвердил очевидное: «Идите, Наташа, на сцену. Не задумываясь идите! В этом ваше призвание». Со следователем спорить не стали.
Актриса приняла предложение драматического театра им. Горького в закрытом городе Арзамас-16. На сцене этого театра Наталия Каминская сыграла первые главные роли, а рядом со сценой встретила судьбу. Сразу по приезде, только оставив вещи в общежитии, актриса поспешила знакомиться с театром. Труппа шумно готовилась к репетиции, а один артист стоял в сторонке с текстом пьесы в руках. Наталия едва скользнула по нему взглядом и, казалось, не запомнила, но в ту же ночь увидела его лицо во сне. Вскоре возник семейный и творческий союз Евгения Васильевича Батурина и Наталии Александровны Каминской, который длился более полувека—до ухода Евгения Васильевича из этого мира в 2013 году.
Театр—очень сложный организм, в нем случаются разные недомогания. Евгений Васильевич и Наталия Александровна не терпели интриг и творческих простоев, не ждали званий, сидя без интересных постановок и ролей, и не боялись перемен, поэтому их театральная география впечатляет: Арзамас-16, Вильнюс, Минск, Брест, Днепропетровск, Астрахань, Ашхабад и, конечно, Севастополь.
Брестский театр им. Ленинского комсомола Наталия Александровна вспоминает с большой теплотой. В нем она сыграла одну из самых любимых своих ролей—Дженни Герхардт в спектакле по роману Теодора Драйзера. Но в Бресте серьезно заболел маленький сын Батуриных—Василий. Ребенка нужно было спасать. Врачи настоятельно советовали сменить климат.
Городов с теплым морем и театрами в стране не так много. Повезло Севастополю. Евгений Батурин стал режиссером в театре Краснознаменного Черноморского флота, а Наталия Каминская сыграла в этом театре замечательные роли. За роль Елены Кольцовой в спектакле «Чрезвычайный посол» в 1967 году актриса получила премию им. М. Заньковецкой Союза театральных деятелей и Министерства культуры Украины. И главное—выздоровел и окреп сын!
Наталия Александровна и Евгений Васильевич вернулись в Севастополь в 1980-м, вышли на пенсию, а в 1988 году в городе появился театр-студия «На Большой Морской» (ТБМ, ныне—Севастопольский театр юного зрителя). Основатель театра Виктор Оршанский предложил Батуриным присоединиться к молодому театру, и, к счастью, они согласились и принесли с собой школу, знания, опыт.
Наталия Александровна сыграла в театре «На Большой Морской», пожалуй, меньше, чем позволяли силы (в театре так случается), но все эти годы она занималась с молодыми актерами одной из самых важных театральных дисциплин—сценической речью. Наталия Александровна—замечательный педагог. Благодаря ей несколько поколений актеров театра стали настоящими профессионалами. И сейчас к ней приходят, у нее учатся, её слушают.
В 2006 году Наталия Александровна удостоена премии КРО НСТД Украины им. В.А. Аносова в номинации «Рыцарь сцены». Ей вручены диплом и нагрудный знак № 14.
С днём рождения, Наталия Александровна! Будьте, пожалуйста, здоровы! Вы нам очень нужны!

 

Ваш Севастопольский ТЮЗ, а также благодарные зрители, друзья, знакомые…

Другие статьи этого номера