«Салют-7″. История одного подвига»

"Салют-7". История одного подвига"

1985 год. Советская космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы, посылаемые из Центра управления полетом. Падение станции, являющейся гордостью советской науки и космонавтики, может обернуться не только потерей имиджа страны, но и трагедией с человеческими жертвами. Чтобы узнать причины аварии и предотвратить катастрофу, необходимо отправить на орбиту людей. Однако никто никогда не стыковался в космосе с неуправляемым объектом. По сей день полет к станции «Салют-7» считается, с технической точки зрения, самым сложным в истории мировой космонавтики… Документальные факты легли в основу нового художественного фильма «Салют-7». История одного подвига», который осенью этого года выйдет на экраны страны. Мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с режиссером, сценаристом кинокартины Климом Шипенко, в котором он приоткрывает завесу киносъемок, а также воздаем должное героическому поступку советских космонавтов, совершивших, казалось бы, невероятное.

 

ТАК ОЖИВАЮТ ИСТОРИИ

 

Премьера кинофильма «Салют-7». История одного подвига» намечалась на март. Поклонники творчества кинорежиссера, кинопродюсера и актера Клима Шипенко ждали события с нетерпением. В основе сюжета—правдивая история. Ее шокирующие подробности стали известны широкой аудитории относительно недавно. Фабула сценария кажется фантастической. Настолько не поддающимся ни уму, ни воображению представляется подвиг советских космонавтов в середине восьмидесятых годов. "Салют-7". История одного подвига"
Объем работы над кинокартиной тоже оказался космическим, как и ее бюджет,—400 миллионов рублей! Показ премьеры перенесен на осень. Однако увидеть драму уже имело возможность жюри Берлинского кинофестиваля. Фильм выйдет в мировой прокат.
Читатели газеты «Слава Севастополя» раньше других узнают детали и подробности киносъемок. В конце февраля Клим Шипенко побывал в Севастополе и дал газете интервью. Способствовали этому отчасти те творческие узы, что имеются между старейшей газетой города и талантливым кинорежиссером. Напомним, что в 2010 году на отечественные экраны страны вышел художественный фильм режиссера «Кто я?» Сценарий был написан по мотивам, а точнее сказать, по фактам одноименной статьи, опубликованной в газете «Слава Севастополя» еще в 2004-м, о чем К. Шипенко не раз упоминал в многочисленных интервью. В те годы будущий кинорежиссер и сценарист проходил обучение в Калифорнийском университете в Нортридже. Иногда вечерами, как рассказывал Клим, скучая по городу своего детства, Севастополю, он просматривал газетные выпуски «Славы» в Интернете. Невыдуманной истории, рассказанной в одной из статей, суждено было перевоплотиться в сценарий будущего кинофильма. Съемки детектива в жанре драмы «Кто я?» тоже прошли в Севастополе.
В картине снялись такие известные киноактеры, как Александр Яценко, Анатолий Белый, Виктория Толстоганова, Жанна Фриске, Сергей Глазьев, и другие. Климу Шипенко 33 года. Фильмография режиссера, то есть совокупность отснятых фильмов, не позволяет назвать его молодым. Он успел испытать себя практически во всех жанрах. Тем не менее предложение стать соавтором сценария и режиссером фильма на космическую тему было для него несколько неожиданным. Вот как он рассказывает об этом событии:
— Начать работу над проектом мне предложили известные в стране продюсеры: Антон Златопольский, Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе. Я долго не думал. Космос, ядерная физика… Что может быть сложнее? Это был вызов, который я принял. Фильм основан на реальных событиях. Большой бюджет кинокартины обещал и большие возможности. Счастье, что мне это предложили.

 

«САЛЮТ-7». ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОДВИГА

 

Прежде чем продолжить тему съемок художественного кинофильма, обратимся к документалистике. Сегодня мы знаем детальные подробности того, что произошло на космической орбите в далеком 1985 году. Но на тот период о беспрецедентной космической операции знал лишь узкий круг специалистов. "Салют-7". История одного подвига"
…11 февраля 1985 года на космической орбите произошло ЧП. Связь с орбитальной станцией «Салют-7» была потеряна. Отказала система подзарядки буферных батарей. Станция обесточилась и полностью вышла из строя.
Неуправляемый космический дом, обжитый за восемь лет десятью экипажами, остывал. Никто и предположить не мог, где станция, постепенно уходящая с орбиты, рухнет, на кого упадут космические обломки. Вздрогнул, без преувеличения, весь мир. Станция реально могла упасть в самом непредсказуемом месте: на населенный пункт, на атомную электростанцию, на химический завод… В те дни все страны предполагали, что такое может случиться именно с ними. Вот пример только одного заголовка американской газеты того перида: «Русская смерть из космоса». ЧП на орбите могло обернуться планетарной катастрофой.
Спасать станцию, спасать честь страны в космическую экспедицию отправился экипаж летчиков-космонавтов, дважды Героев Советского Союза Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Космонавтам предстояло выяснить, что произошло с «Салютом». По расчетам инженеров, принимавших участие в создании станции, до ее вероятного схода с орбиты оставалось в запасе несколько месяцев. В рекордные сроки экипаж подготовился к полету.
Специалисты на Земле больше всего опасались разгерметизации орбитальной станции. Если это произойдет, экипажу придется срочно сводить станцию с орбиты. Главная задача—войти в нее. Но никто и никогда в истории мировой космонавтики не стыковался с неуправляемым космическим объектом. Многие умные головы не скрывали тогда, что это, по сути, может быть командировка в один конец…
Срочно, в соответствии с чрезвычайными обстоятельствами, для пилотируемого полета был подготовлен корабль «Союз Т-13». Космонавты летели двое суток. Среди мерцающих звезд им удалось наконец вычислить ту, что и была замерзающей, совершающей никем не контролируемый полет станцией. Понимания механизма предстоящей стыковки—без каких-либо ориентиров—до конца не было. Обычно это происходит так: в машину корабля закладываются определенные параметры орбитальной станции, подаются импульсы, работает автоматика. Здесь же ответственность за все решения возлагалась исключительно на космонавтов. Расчет был на их профессиональное умение и личные качества.

 

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

 

Стыковка вручную, по признанию бывалых космонавтов, сама по себе проблема сложная. Когда до цели оставалось семь километров, Владимир Джанибеков и Виктор Савиных приняли управление на себя. Расстояние измеряли с помощью лазерного дальномера. Рассчитывали скорость и корректировали направление. С учетом скорости двух сближающихся космических объектов на эти манипуляции отводились сотые доли секунды.
«Лишь в паре сотен метров от станции мы поняли: изначальный расчет провалился,—вспоминали летчики-космонавты. Станция была развернута к ним нестыковочным узлом. Решили сделать облет станции. В реальности это крайне рисковое дело. «Станция выглядела как подранок,—вспоминал Владимир Джанибеков.—Солнечные батареи на Солнце не реагировали». Их корабль завис возле другого стыковочного узла орбитальной станции. Ослепляющее солнце мешало командиру, Владимиру Джанибекову, видеть кресты мишени для сцепки. Прошли мгновения высочайшего нервного напряжения. Наконец солнце сдвинулось (закаты-восходы в космосе проходят стремительно). И Джанибеков повел корабль на стыковку. В. Савиных вспоминал позже: «Я в это время сидел и дрожал. Когда загорелась «сцепка», мы просто сидели и ничего не говорили друг другу секунды три, а может, пять…»
Уже в переходном отсеке они поняли, что на станции нет электроэнергии. Вплыли. Их встретила, по воспоминаниям, жуткая тишина. Казалось, космический дом был мертв. «Когда мы вошли, я испытал изумление. Переходный отсек—в инее. На иллюминаторах—иней»,—рассказывал космонавт В. Джанибеков. Два космонавта летали по станции в невесомости в темноте, с фонариками. Предварительный осмотр показал: станция не только обесточена, замерзли все системы, в том числе система регенерации воздуха. Запаса воды и воздуха оставалось на пять дней. За это время экипаж должен был попытаться «прозвонить» все электрические цепи станции, зарядить аккумуляторы, оживить автоматику. Это казалось невозможным. Но решение было принято: не отступать.
Станция с пристыкованным к ней «Союзом» была, по сути, смертельной ловушкой. Как только спасатели подадут свет, растает лед. И тогда станция обрушит потоки воды, замкнется электропроводка. От избытка кислорода может начаться пожар. Короткое замыкание, в случае такового, выведет из строя все системы не только орбитальной станции, но и пилотируемого корабля, на котором прибыли спасатели.
Космонавты, используя всего-навсего фонарик, смогли найти разрыв в электрических кабелях. Его скрепили лейкопластырем, даже изоленты под рукой не было. Еще одна причина сбоя—отказ в маленьком датчике. Это он залип и вырубил всю систему. Следующая задача: избавиться от корки льда. Станцию удалось развернуть и подставить под Солнце. Вода висела полуторалитровыми каплями. Чтобы удалить ее, нужно было разобрать полстанции, нашпигованной самой разной аппаратурой. Все это было опасно и крайне изнурительно. Первым удалось восстановить свет. Тепло же на станции стало только через месяц… Съестные запасы заканчивались. В ожидании грузового корабля «Прогресс» космонавты В. Джанибеков и В. Савиных питались просроченными сырками, которые остались от предыдущих экипажей.
Им предстоял выход в открытый космос. Вне корабля для дополнительной мощности необходимо было установить солнечные батареи. Первую, по воспоминаниям В. Савиных, удалось установить без особых затруднений. А вот со второй батареей пришлось помучиться: сварился металл, не выдержав агрессивной среды открытого космоса. На помощь коллеге пришел В. Джанибеков. Его действия в нарушение всех правил технической безопасности (а по-другому было никак!) принесли ожидаемый результат.
В. Джанибеков и В. Савиных оставались на восстановленной станции еще несколько месяцев, пока не передали управление новому экипажу. Это была работа на грани борьбы с самим собой, с желанием опустить руки, постараться поскорее уйти от леденящего холода и сумасшедшего риска. Но они, и это без всякого пафоса, были теми людьми, кто спасал мир, кто сделал невозможное, чтобы оградить его от катастрофы.

 

«МЫ УЧЛИ ВЕСЬ ОПЫТ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА И СДЕЛАЛИ СВОЙ ФИЛЬМ»

 

На роли двух космонавтов, прототипов В. Джанибекова и В. Савиных, были приглашены артисты Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. В киноленте у них другие имена и фамилии, так как это, объясняет режиссер К. Шипенко, все-таки художественный фильм, не лишенный элементов вымысла.
— С технической точки зрения было бы сложно передать весь драматизм ситуации. Поэтому упор делался на художественное содержание кинокартины,—говорит кинорежиссер.—Мы старались искать и находить компромиссы между реальностью и выдумкой.
В мировом кинематографе не так уж много картин на космическую тему. Можно пересчитать по пальцам обеих рук. Каждый фильм идет по своему, непроторенному пути, так было и с «Салютом». «Мы учли мировой опыт и адаптировали его под свое производство»,—рассказывает К. Шипенко. На съемочной площадке (в огромном ангаре) были воссозданы макет легендарной станции, в том числе ее «внутренности», интерьер Центра управления полетами, корпус пилотируемого космического корабля «Союз». Большое содействие в съемках кинокартины оказал «Роскосмос».
Сорок минут в киноленте—невесомость. Создателям пришлось иметь дело с совершенно другими законами физики. По каждому кадру была проделана огромная работа. Использовались новаторские технологии, сложные комбинации горизонтальных и вертикальных подвесов. Так с их помощью актеры «работали в невесомости». Трудностей было преодолено немало. Оператор Сергей Астахов, отвечая за съемки «в космосе», по словам режиссера, просто творил чудеса. Оператор Иван Бурлаков отвечал за «земные» съемки. Открытый космос (в фильме двадцать минут открытого космоса)—компьютерная графика.

 

«…ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ»

 

Работая над фильмом, Клим Шипенко, продюсеры фильма встречались с космонавтами, ездили на космодром Байконур, изучали атмосферу Центра управления полетами. По словам кинорежиссера, все это было крайне интересно, ведь в детстве он, как и многие мальчишки, мечтал быть покорителем космоса.
— Я хотел быть космонавтом! Лет в 8-9. Дома до сих пор хранится толстая книга-энциклопедия про космос. Но потом «перерос».
По теории случайностей, ничто не бывает случайным. Что должно случиться, то случится. Клим Шипенко не упустил шанса «примерить» невесомость на себя. С актерами Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко они прошли через так называемое «посвящение в космонавты».
— Самолет взмывает в небо, и на огромной высоте летчики выключают двигатели. Борт стремительно падает, и это создает эффект невесомости—тридцать секунд. В это время инструкторы обучают навыкам пребывания в невесомости. Ближе к земле летчики снова запускают двигатели, и самолет опять набирает высоту. Я испытал неведомые мне ранее ощущения. Нет ничего похожего! С воздушными ямами тоже бы не сравнил. В Севастополе я не раз прыгал с высокой скалы, но это совсем другое: ты чувствуешь полет, трение воздуха. А там—ничего! Разве что организм отчаянно сопротивляется. Для неподготовленного человека подобный опыт нередко оборачивается приступами тошноты, головокружения.
Актеры Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко, примерив космические скафандры на себя, признались, что этот их опыт несравним с предыдущими ролями. Несмотря на глубокое погружение в замысел фильма, настоящие космонавты так и остались для них людьми-тайной. Как сказал Владимир Вдовиченков, «космонавты—это особая каста людей. Обычным людям все равно всегда кажется, что они знают что-то такое, чего не знаем мы». Надо полагать, что с выходом на экраны «Салют-7». История одного подвига» не только космос, но и тема неограниченных возможностей по-настоящему смелых людей станет для всех нас ближе.
Ждем премьеры. А режиссер Клим Шипенко работает сегодня уже над другим кинопродуктом. На этот раз он готовит нам комедию. О чиновниках, которым запретили отдыхать на Лазурном берегу. Теперь они буду ездить в Сочи…

 

* * *

Фильмография режиссера:
«Ночной экспресс» (2006)—короткометражный фильм.
«Белая ночь» (2006)—короткометражный фильм.
«Непрощённые» (2009).
«Под фонарями» (2009)—короткометражный фильм.
«Кто я?» (2010).
«Любит не любит» (2014).
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014).
«Салют-7». История одного подвига» (2017).

 

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

На снимках: режиссер Клим Шипенко; летчики-космонавты, дважды Герои Советского
Союза В. Савиных и В. Джанибеков; актеры П. Деревянко и В. Вдовиченков на съемках фильма «Салют-7». История одного подвига».

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера