Классика агрария

Литературные утренники, вечера, посвященные жизни и творчеству
известных писателей, — «хлеб» в деятельности коллективов библиотек. Так
было, так есть и так будет. И это верно, как верно и то, что сами читатели
могут предложить интересные темы для разговора. В библиотеке-филиале
N 30 (заведующая — Т. Савчук) Централизованной библиотечной системы
для взрослых люди собрались, чтобы вспомнить А.М. Костогрыза —
человека, который в течение почти тридцатилетия на переломе веков и
эпох возглавлял местное агропредприятие, в известное время названное
именем революционерки Софьи Перовской. Если бы Анатолий
Максимович еще был среди нас, то переступил бы рубеж своего 75-летия.Долгие годы рядом с директором в должности главного агронома хозяйства трудился кандидат сельскохозяйственных наук В.А. Сарвин.

— Мне легко было нести груз своих обязанностей, — сказал Валерий Анатольевич на встрече в стенах библиотеки, — ведь Анатолий Максимович сам не один год работал главным агрономом расположенного в крымской степи виноградарского совхоза-завода «Изумрудный». Там же мой шеф директорствовал в региональном структурном подразделении института «Магарач».

Бывший главный агроном мог продолжить тему, которой коснулся. Опытнейшему В.А. Сарвину было нелегко рядом со знающим директором вести растениеводческую отрасль.

В системе аграрной науки начинал свой трудовой путь Г.С. Азизов. В нелегкие 90-е годы он откликнулся на приглашение А.М. Костогрыза возглавить службу главного экономиста хозяйства. В то время это было очень важно. Гаджи Султанович в своем рассказе словно снова оказался в том периоде истории, когда кипели нешуточные страсти вокруг создания на базе совхоза-завода с государственной формой собственности ЗАО — закрытого акционерного общества имени Софьи Перовской.

Также драматично развивались события вокруг предложенного Анатолием Максимовичем и его единомышленниками выхода большинства севастопольских агропредприятий из ставшей в то время малоэффективной системы «Крымсовхозвинпрома». В возникшие в связи с этим коллизии были вовлечены властные учреждения не только Севастополя, Симферополя, но и Киева. Верх взял А.М. Костогрыз вместе с руководителями соседних агропредприятий.

Первоначально хозяйства с различной формой собственности — «Садовод», имени Полины Осипенко, «Качинский» и имени Софьи Перовской — составили костяк ассоциации «Алькадар». Важно отметить: вскоре ее исполнительным директором при президенте А.М. Костогрызе стал В.С. Кузьменко — один из вчерашних руководителей… «Крымсовхозвинпрома». Чем не подтверждение правоты севастопольцев! В течение длительного периода ассоциация «Алькадар» играла заметную роль в функционировании коллективов аграриев региона.

Пока еще непревзойденный нами период отечественной истории по некоторым экономическим показателям (что очень важно — по уровню социальной защиты населения) совпал с работой Анатолия Костогрыза в должности секретаря обкома комсомола. Его школа способствовала формированию присущего А.М. Костогрызу почерка деятельности. Заведующую любимовским детским садом «Жемчужинка» Л.Г. Громову коллеги из некоторых других хозяйств с долей удивления переспрашивали: «Неужели директор вашего совхоза постоянно бывает у вас?»

— Анатолий Максимович лично приходил к нам, чтобы поздравить и вручить памятные подарки сотрудникам детского сада по случаю их юбилеев, — вспоминает Лидия Григорьевна. — Всем: от технички до заведующей. В полные испытаний 90-е годы благодаря хлопотам директора агропредприятия на кухню «Жемчужинки» поступали продукты в полном объеме. Мы ни в чем не испытывали нужды.

Было время, когда за счет совхоза по заявке библиотеки-филиала оформлялась подписка на некоторые периодические издания. Ушедшая недавно на заслуженный отдых заведующая библиотекой С.И. Будникова сказала об обещании А.М. Костогрыза: «Пока я директор, музыкальная школа и библиотека останутся на своих местах». Светлана Ивановна уточнила:

— То есть в здании, расположенном в центре поселка.

К сожалению, с приходом новых собственников и библиотека, и музыкальная школа поменяли адреса (если откровенно — не на лучшие).

Коль вечер проходил в стенах библиотеки, трудно было обойти в судьбе А.М. Костогрыза, как принято сегодня говорить, литературную составляющую. И здесь, представьте себе, уважаемый читатель, вскрылись любопытные факты. Один из предшественников А.М. Костогрыза на посту директора однажды оформил на должность виноградаря молодую в ту пору писательницу Валентину Фролову. Литератору, решили в совхозе-заводе, хорошо сослужит непосредственное общение с героями ее будущей книги. С тех пор Валентина Сергеевна не упускает случая, чтобы продолжить с ними диалог. Так Анатолий Максимович неожиданно для себя стал одним из героев книги Валентины Фроловой «Завещание князя Голицына».

Обратимся к сцене знакомства писательницы с персонажем своей будущей книги. Она весьма показательна: «Костогрыз встретил меня в условленном месте, на площади у катера, на Северной стороне. Вышел из машины, махнул рукой. Подхожу. Он сам за рулем. «Вы — шофер?» «Весна, все на подвязке. Быстро теплеет. Шофер нужен там».

Увлекательный рассказ Валентины Сергеевны о хлопотах героя предваряет его портрет: «Костогрыз — крупный мужчина с сильными большими руками, покойно лежащими на руле. В его облике и мужицкая крепость человека от земли, и широта взгляда ученого, кандидата наук…»

В наши дни на Анатолия Максимовича «наезжали»: «Почему, дескать, хозяйство в своем названии сохраняет имя террористки?» «Перовская — не террористка, а бренд продукции предприятия», — отнекивался Анатолий Максимович. В настоящее время он сформулирован так: «Вино усадьбы Перовских».

В свое время А.М. Костогрыз с риском для себя оказал мощную поддержку журналистке Людмиле Тупиковой, которая взялась за создание музея рода Перовских и истории хозяйства. Музей открывает свои двери перед посетителями до сих пор. Род Перовских дал России не только революционеров, но и вице-губернаторов, губернаторов, юристов, хозяйственников… С портретов на стенах мемориальной комнаты дома Перовских на туристов смотрят губернатор Оренбурга В. Перовский, который принимал у себя Александра Пушкина, и А. Перовский, известный в литературе как Антоний Погорельский — автор основанных великим русским поэтом периодических изданий. С Александром Пушкиным представители рода Перовских состояли в переписке. Кто-то об этом впервые узнал, посетив оформленный хлопотами А.М. Костогрыза и Л.В. Тупиковой музей.

Не лишним оказался бы в нем и уголок Анны Ахматовой. Где-то у Бельбека она провела несколько тревожных предреволюционных дней. Им поэтесса посвятила стихотворение.

Не увядают слова о том, что человек не покидает нас до тех пор, пока о нем помнят. Это доказали и любимовцы на состоявшемся в библиотеке вечере. Здесь звучало не только слово. В библиотеке была также оформлена выставка фотографий, на которых А.М. Костогрыз запечатлен в работе и на отдыхе.

На снимке: А.М. Костогрыз.

Другие статьи этого номера