Пора цветения

Пора цветения

В эти дни в выставочном зале регионального отделения Союза художников России работает выставка работ севастопольской художницы Варвары Грищенко. На ней представлено свыше трех десятков полотен. Большая их часть вспыхнула сочными красками в нулевые годы и в наши дни.

 

Однажды известный севастопольский искусствовед Л.К. Смирнова в своих заметках точно заметила, написав о Варваре Павловне: «Творческий диапазон мастера большой. Ее привлекает современная жизнь во всем разнообразии.Пора цветения Варвара Грищенко достигает успеха, работая в жанре тематической картины, в жанре портрета». Специалист также отметила впечатляющий спектр интересов живописца, завидный набор композиционных и изобразительных средств, присущих ее произведениям.
Такие выводы Л.К. Смирновой—результат длительных наблюдений за становлением и развитием творчества художницы. Его течение можно разделить на этапы. Был период, когда Варвара Грищенко увлеклась портретом. В начале 80-х годов она находила героев для своих произведений далеко от дома, на стройках, которые было принято называть ударными. Позировали ей также люди иных профессий. Так, на выставки в Киеве—тематические и коллективные—попеременно отбирались портреты строителя, комсорта севастопольского бронепоезда времен Великой Отечественной, командира разведчиков 13-го партизанского отряда, тракториста, воина-интернационалиста, спортсмена… Затем на вернисажи в столице и в Севастополе выставлялись пейзажи. Они дышали покоем и тишиной. Нынешний показ—торжество натюрморта: розы, ромашки, сирень… Но на полотнахПора цветения чаще полыхают ирисы. «Для меня цветы—радость жизни, ее символ, дыхание весны. Без цветов человеку, особенно женщине, тем более художнице, не прожить. Цветы дарят силы творить, вдохновение».
На церемонии открытия вернисажа список выступающих отсутствовал. Люди сами выходили в центр зала, чтобы выразить свое восхищение мастерством творца, щедростью высокого дара видеть красоту и способностью передать ее в красках. Запомнились слова руководителя регионального отделения Союза художников России Владимира Ольховского. Его речь была богата на детали. Скажем, Варвара Павловна не только рисует, но и выращивает цветы. В эти дни в скверике, примыкающем к административному зданию творческого союза, раскрылись подснежники.
Тридцать пять лет назад в Киеве на республиканской выставке изобразительного искусства Варвара Грищенко впервые представила на суд зрителей автопортрет в гуцульском костюме. Его и сегодня можно увидеть на выставке—так он дорог художнице. Не сюжетом, не композиционными решениями. Гуцульский костюм подарили Варваре друзья, которых супруги ГрищенкоПора цветения обрели в Карпатском крае. С тех пор очень многое изменилось в жизни, но сохранилась дружба между простыми людьми. С годами она стала еще крепче. Вот почему автопортрет так дорог Варваре Павловне.
Уроженка Воронежской области в 1974 году окончила Крымское художественное училище имени Самокиша и осела в Севастополе. Сегодня в устройстве знаковой в ее жизни выставки ей пришли на помощь муж, сын и дочь—тоже художники и, конечно же, коллеги. Чудным образом пора цветения совпала с порой сбора урожая.

 

А. КАЛЬКО.
На снимках: Варвара Грищенко и ее картины.
Фото автора.

Другие статьи этого номера