Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Ансамблю песни и пляски Черноморского флота—85 лет!

Ансамбль песни и пляски ЧФ был создан 18 марта 1932 года приказом наркома по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова при поддержке Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе и...

Ансамбль песни и пляски ЧФ был создан 18 марта 1932 года приказом наркома по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова при поддержке Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе и его руководителя Александра Васильевича Александрова.

 

Репетиционная база ансамбля размещалась в Доме Красной Армии и Флота имени лейтенанта Шмидта. В годы Великой Отечественной войны артисты ансамбля дали около 2000 концертов для защитников Одессы, Севастополя, Новороссийска, жителей освобожденных городов СССР, Румынии, Болгарии. Более сорока членов коллектива были награждены орденами и медалями. В послевоенные годы ансамбль превратился в большой профессиональный коллектив с широким репертуаром и высоким исполнительским мастерством. Он стал творческой лабораторией для многих композиторов-песенников.
Одним из них был народный артист СССР композитор Вано Ильич Мурадели. В фондах ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» хранятся материалы о пребывании в 1954 году В.И. Мурадели на ЧФ и о создании песни «Легендарный Севастополь». Из них особо хочется выделить воспоминания Б.В. Боголепова, народного артиста УССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, начальника и художественного руководителя Ансамбля песни и пляски ЧФ в 1950-1974 гг.:
—В 1950 году я был назначен художественным руководителем Ансамбля песни и пляски ЧФ. Действующий репертуар ансамбля требовал пополнения новыми произведениями. Композиторы К. Листов, Б. Мокроусов, Ю. Слонов, В. Макаров, служившие на флоте во время Великой Отечественной войны, в 1945 году демобилизовались и свое творчество в основном переключили на мирные темы. Политуправление ЧФ решило опереться на местные творческие силы, но это не дало желаемого результата.
Член Военного совета вице-адмирал Николай Михайлович Кулаков предложил пригласить композитора Мурадели. Он говорил: «Нам нужна песня, которая бы воспела героические дела Севастополя в дни Великой Отечественной войны». Вано Ильич дал согласие и в конце июня 1954 г. прибыл в Севастополь с женой Натальей Павловной… В гостиницу ехали медленно—так попросил Вано Ильич. День был солнечным. К 1954 году центральное кольцо города было восстановлено. Ярко-белые дома из инкерманского камня, как лебеди, выделялись на фоне голубого неба. «Наташа, смотри, какая красота»,—обратился он к супруге и как бы между прочим сказал мне: «Привез текст песни «Легендарный Севастополь», стихи московского поэта Петра Градова. Есть наметки мелодии».
Утром следующего дня Мурадели был принят членом Военного совета, а затем мы отправились в ансамбль. В это время он размещался в районе Херсонеса, в небольшом одноэтажном доме. Шла репетиция хора и оркестра, проводили ее дирижер А.А. Молохов и хормейстер П.П. Турылев… Цветы, аплодисменты. Мурадели тепло поздоровался, передал привет от московских композиторов: «Я приехал к вам с задачей написать песню о Севастополе, первыми исполнителями которой будете вы. Дело ответственное, будем работать вместе». Вано Ильич прочитал текст, затем сел за рояль и сказал о том, что мелодию сочинил в Москве, но окончательно оформит ее здесь, так как в процессе работы могут быть изменения. Затем Мурадели запел. Пел он великолепно, обладал красивым драматическим баритоном. Окончив, обвел всех взглядом, как бы спрашивая: «Ну как?» Песня понравилась сразу.
Дальше пошли творческие будни. Ежедневно в течение нескольких дней я заезжал за Мурадели в гостиницу, затем отправлялись в ансамбль. Прибывали обычно за 10-15 минут. Это были минуты дружеской встречи композитора с артистами ансамбля. Вано Ильич был отличным рассказчиком. Он умел самый простой эпизод подать образно, с юмором. Беседуя, он интересовался делами коллектива, особенно песнями, которые исполнял хор во время Отечественной войны.
В один из дней он сказал: «Борис Валентинович, прошу послушать окончательный мелодический план песни и ее ритмическую основу. Песня боевая, поэтому ритм должен быть ярко пунктирным». В подтверждение этого продекламировал первый куплет. В дальнейшем я обратил внимание, что Мурадели непрестанно декламировал стихи, на которые писал музыку, ища подходящие интонации. У нас возник небольшой спор. Дело в том, что припев на словах «легендарный Севастополь» вызывает желание начать первые два слога из-за такта, а не в такт, как написано у Мурадели. Вано Ильич сказал: «Пойдемте к хору—посоветуемся» (хор занимался в соседней комнате). Он обратился к артистам: «Друзья! У нас небольшое сомнение. Одна голова—хорошо, много—лучше». Сел за рояль и так убедительно спел, что в душе я уже был согласен с его вариантом. Мнения артистов разделились.
После репетиции я застал его на берегу моря у знаменитого колокола в Херсонесе. Он любовался морем и, может, обдумывал наш спор (кстати, Мурадели хотел написать песню о колоколе). Увидев меня, он пошел навстречу, сказав: «Все-таки надо в такт,—и запел, идя строевым шагом:—Для строя это будет лучше»…
Вано Ильич попросил спланировать между репетициями посещение Малахова кургана, Сапун-горы, Военно-морского музея, кораблей. Дальнейшая работа так и строилась. Получив окончательный вариант клавира, приступили к разучиванию. Мурадели устраивался в стороне, слушал, иногда подпевал, подходил к окну, смотрел на Севастополь. Когда мелодия была выучена, попросил разрешения самому исполнить песню. Горящие глаза, выразительные жесты говорили об огромном внутреннем напряжении. На этот раз его пение произвело особенное впечатление. Последний куплет запели все. Вано Ильич дирижировал. Описать восторг коллектива невозможно. Все бросились к нему, жали руки, обнимали.
Учитывая большой эмоциональный накал (матросы пытались качать композитора, и трудно сказать, чем это могло бы кончиться), я увел Вано Ильича в кабинет. Во время перерыва страсти успокоились. Придя на второй урок, Мурадели поблагодарил всех и обратил внимание на более четкое исполнение шестнадцатых нот. Я запомнил его рассуждение по этому поводу: «Учтите, что шестнадцатые ноты по исполнению бывают разными в зависимости от творческой задачи». Как пример проиграл «Марсельезу», вступление к «Патетической сонате» Бетховена, несколько тактов из «Революционного этюда» Шопена. «В «Легендарном Севастополе» должен быть свой ритмический пульс».
Почти каждый вечер после трудового дня мы встречались у меня за чашечкой чая. Говорили обо всем: о музыкальной жизни страны, о песнях—современных и народных, музицировали… Однажды после чаепития решили погулять по Приморскому бульвару, любовались Севастопольской бухтой, говорили о разном. Он сказал: «Хороший у вас хор—приятно иметь с ним контакт,—и, продолжая разговор, перешел к «Легендарному»:—Дело в том, что написанный вариант вполне устраивает матросскую массу. Для ансамбля нужна более развернутая разработка хоровой партитуры. Вы хоровик, знаете свой коллектив, сделайте обработку сами, я помогу, если надо будет».
Мне было приятно это доверие. Выполняя просьбу Мурадели, постоянно советуясь с ним, я через несколько дней представил партитуру. «Отлично,—сказал он,—есть хорошие находки, особенно нравятся аккорды, имитирующие строевой шаг, а вот в конце для эффекта следует поднять»,—и написал подголосок. Закипела работа: расписывались хоровые партии, клавир был отдан в оркестровку. Мурадели вносил поправки, давал советы. Например, для концертного исполнения рекомендовал развернутое оркестровое вступление и тут же написал его.
Наступило время, когда можно было сводить хор с оркестром. Волновались все. Мурадели зашел в класс. «Давайте друг другу покажем свою работу,—говорит он.—Вначале сыграет оркестр, затем под фортепиано споет хор, ну а затем вместе». Прозвучал оркестр, хор блеснул своими голосами. «Ну а теперь,—говорит Мурадели,—с Богом, ура!» Кивнул мне головой, я взмахнул дирижерской палочкой. От большого старания все гремело, но это было могуче, здорово! Вано Ильич слушал, улыбаясь, со слезами на глазах.
На флоте и в городе прошел слух о том, что Мурадели—в ансамбле. К нему потянулись люди. Приходили представители кораблей, частей, школ, местные поэты, самодеятельные композиторы, артисты. На слова севастопольского поэта А. Красовского Вано Ильич написал «Матросские куплеты», которые долгое время были в репертуаре ансамбля.
После тщательной отработки «Легендарного» на репетициях сдавали его политуправлению флота в Доме офицеров, где присутствовали также власти города, представители частей. Песня произвела на всех огромное впечатление. После официального утверждения и включения в репертуар ансамбля было дано указание отпечатать листовки и широко внедрять их в личный состав флота. Артисты ансамбля были распределены по воинским частям, где шло разучивание песни, ее записали на радио, подключились коллективы художественной самодеятельности…»
17 октября 1954 года, в день празднования 100-летия обороны Севастополя 1854-1855 гг., на стадионе Черноморского флота песню спел многотысячный объединенный хор моряков, жителей Севастополя и участников художественной самодеятельности в сопровождении сводного военного оркестра. Дирижировал автор—композитор В.И. Мурадели.
«Наступил торжественный день. Разместить огромное количество поющих было очень сложно. Вано Ильич принимал в этом деятельное участие, затем встал у дирижерского постамента. Поднимаясь на него, я бросил взгляд на композитора, который, подбадривая, махнул рукой: «Давай!» Грянул оркестр, зазвучали голоса севастопольцев. На трибунах сидели защитники города, тогда еще молодые, в орденах. Зрелище потрясающее! После окончания пения все встали. Мурадели поднялся на дирижерский постамент, поклонился публике, хору, оркестру. Аплодисменты не утихали. Тогда песню пришлось бисировать, дирижировал сам автор. На последнем припеве он обернулся к публике—запели все находившиеся на стадионе…»
Ансамблем ЧФ впервые были исполнены песни «Заветный камень» Б. Мокроусова, «Ходили мы походами» К. Листова, «Сапун-гора» Б. Боголепова и др. В современном репертуаре ансамбля—песни разного характера: о родном городе и флоте, о войне и мирной жизни, лирические, народные, старинные матросские и солдатские песни, произведения русских и зарубежных классиков.

 

Лариса БАРАНОВСКАЯ, научный сотрудник (1944-2016).
На снимке: (слева направо) композитор В.И. Мурадели, Б.В. Боголепов, В.Г. Колодкин (крайний справа)—начальник управления культуры, в 1959-1965 гг.—директор музея.

 

* * *

Памяти автора

Л.В. Барановская, известный в городе искусствовед, сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, ушла из жизни в ноябре 2016 года. Любимой работе в музее она отдала 45 лет (с 1971-го по 2016 г.), была экскурсоводом, научным сотрудником (старшим, ведущим), завсектором, специалистом.
Л.В. Барановская являлась автором 28 научных справок, каталогов, обзоров фондовых коллекций, более 30 художественных и художественно-исторических выставок музея. Активно участвовала в издательской деятельности музея, являлась автором статей энциклопедического справочника «Севастополь» и «Вестника» МГООС. Постоянно сотрудничала с прессой: ею были опубликованы десятки статей о музейных коллекциях в периодической печати, сборниках и журналах.
Л.В. Барановская выступала с докладами на крымских научно-практических конференциях, представляла работу музея на мероприятиях, связанных с культурой, наукой, пропагандировала работу музея на городском радио и телевидении. Наиболее значимым для нее стал каталог «Севастополь и Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. в литографиях «Русского Художественного Листка» Г.-В. Тимма», вышедший в 2013 году.
К сожалению, она не успела выпустить книгу о севастопольских художниках, над которой работала долго и плодотворно. Но сегодня мы предлагаем нашим читателям одну из ее ярких статей, посвященную истории создания песни «Легендарный Севастополь» и ее первому исполнителю—Ансамблю песни и пляски ЧФ, который в марте 2017-го отметил 85-летие своей творческой деятельности.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ