Постоянные конфликты, разборки и скандалы тесно переплетены с нашей жизнью. Выяснять отношения на повышенных тонах для многих людей—норма. Умение «поставить на место» оппонента—чуть ли не предмет гордости. Бывшие супруги, соседи никак не могут договориться между собой без помощи суда. А ведь мирное урегулирование конфликтов—это шаг на пути к по-настоящему цивилизованному обществу и к более высокому качеству жизни.
В Севастополе несколько месяцев работает ассоциация медиаторов «Центр медиации и стратегических альтернатив». Слово «медиация» для нас новое и совсем непривычное. Означает оно «альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника». При Севастопольской ассоциации работают десять специалистов. Ими рассмотрено пока только 12 случаев: широкого распространения эта практика среди севастопольцев еще не получила, скорее всего, из-за неосведомленности горожан. Работа медиаторов регулируется федеральным законом ФЗ № 193.
—Медиатор—это профессия, ей обучаются специально. Есть институты в Москве, Петербурге, Кирове,—говорит руководитель Севастопольской ассоциации медиаторов Елена Митина.—Одним из требований для обучения профессии является наличие базового высшего образования: наши медиаторы имеют дипломы юристов и психологов. Существует возрастной ценз—не младше 25 лет.
Медиация—процедура урегулирования споров, в том числе в судах. Стороны могут заключить мировое соглашение еще до суда или на любой стадии процесса. Закон об альтернативном урегулировании споров вступил в силу в 2011 году, он только приживается. Севастопольские медиаторы уже принимали участие в разрешении корпоративных конфликтов, в экономических и гражданских делах. Поле деятельности медиаторов: семейные, наследственные споры, административные (например, между органами государства и каким-то физическим лицом), конфликты соседей, неприятные ситуации в образовательной сфере.
—Это новая культура общения, новое отношение к праву, это целая философия,—говорит Елена Митина.—У меня первое высшее образование—юридическое, больше 20 лет практики, но мне всегда были очень интересны межличностные отношения. Медиация—уникальный институт. Многие споры лежат в психологической плоскости, люди элементарно не умеют договариваться. Когда стороны начинают говорить друг с другом, очень часто правовые вопросы уходят на второй план.
Например, недавно медиаторов привлекли к разрешению конфликта учредителей одной из компаний с их сотрудниками. Проблему самостоятельно внутри организации решить не смогли, но и «сор из избы» выносить не хотелось. Из рассмотренных дел Елена Митина назвала спор об определении места жительства ребенка и алиментных обязательствах. Раскрывать детали руководитель ассоциации не стала: медиаторы на это права не имеют, они обязаны сохранять полную конфиденциальность. Это, кстати, большое преимущество перед слушанием дела в суде, где фамилии участников и предмет рассмотрения все-таки становятся известными, а информация о процессе может публиковаться и в СМИ. Мировое соглашение утверждается судом, оно заключается на основе волеизъявления двух сторон и обязательно для выполнения.
—К нам может обратиться любая из сторон конфликта, а когда хотя бы одна сторона привлекает медиатора, значит, она уж готова к мировому соглашению, это очень важный момент,—пояснила Елена Митина.—А уже медиатор либо по звонку, либо письменно приглашает вторую сторону. Назначаем место и время. Наша главная задача—создать коммуникативную среду, доверительное пространство, где можно договориться.
Как правило, медиативное соглашение выполняется сторонами добровольно. Договоренность чаще проходит без вмешательства еще одного ведомства—судебных приставов. Ведь даже имея на руках решение суда, его бывает трудно исполнить. Еще одно важное преимущество—сроки рассмотрения спора. В судах существует несколько инстанций, до принятия решения может пройти немало времени, а здесь все определяется за короткий срок. В Севастополе медиаторы работают еще и при Торгово-промышленной палате. У специалистов появилась своя профессиональная среда, при коллегии проводятся «круглые столы» и семинары.
—Самое важное, что люди начинают слышать друг друга и договариваться,—говорит руководитель ассоциации.—Это всегда работа на острие конфликта, а медиатор должен управлять конфликтом профессионально. Для профессионала обязательно быть стрессоустойчивым, иметь правовые навыки, психологические. В целом для человека очень важен процесс саморазвития. Нужно учиться взаимодействовать с людьми, не просто создавать конфликт, а уметь его разрешать. Это цивилизованный способ решения проблем. Медиация—новая коммуникативная структура.
Медиаторы—все-таки не психологи. Они не начинают «копаться в прошлом» и не выясняют, как спорщики «дошли до жизни такой». Медиация—это «здесь и сейчас». Специалист обязан быть беспристрастным, никак не показывать ни симпатии, ни антипатии к участникам «процесса» и не может действовать в интересах ни одной из сторон.
По словам Елены Митиной, профессиональный медиатор должен сразу увидеть конфликт. И его задача—развернуть стороны к диалогу. Перед проведением процедуры медиации устанавливаются определенные правила: нельзя кричать, оскорблять друг друга. При этом у медиаторов нет задачи обязательно примирить стороны. Главное—заключить мировое соглашение.
—Часто бывает, что стороны во время процедуры медиации сразу не пришли к единому решению, но спустя какое-то время они обдумывают все заново и предлагают совершенно новое решение проблемы,—комментирует Елена Митина.—Медиация—это искусство. Самое важное—диалог.
Анна БРЫГИНА.
На снимке: руководитель Севастопольской ассоциации медиаторов Елена Митина.
Фото Д. Метелкина.