Прошлое всегда рядом

Мы познакомились с Мариэттой Семеновной Рудиной в 2015 году. Красивая, элегантная женщина зашла в музей театра перед спектаклем, внимательно рассматривая экспонаты, как будто что-то искала. Обратившись ко мне, она спросила: «А вы знаете, что моя мама работала до войны артисткой вашего театра? Её звали Рудина Алла Павловна». Конечно, меня это заинтересовало. Довоенных программ сохранилось немного, и фамилия актрисы в них не значилась. Чтобы получить информацию, мы встретились на другой день и долго беседовали.

 

То, о чем рассказала Мариэтта Прошлое всегда рядомСеменовна: о родителях, о семье, о войне, о своей профессии,—меня поразило. Я попросила её прислать мне свои воспоминания и познакомить со своим братом, Вячеславом Семеновичем, живущим в Севастополе. Мы с ним были постоянно на связи, и я долго его «пытала», чтобы разобраться в их сложной родословной.
Он рассказал, что его отец, Донеман Семен Абрамович, коренной севастополец 1910 года рождения, был спортсменом. В цирк он пришел из спорта в 1928 году вместе со своим братом Львом. Вначале выступали как силовая пара акробатов, а в 1935 году они создали свой аттракцион—«Мотоцикл в воздухе».
—Наша бабушка, Александра Семеновна Рудина, была дрессировщицей собак,—вспоминает Мариэтта Семеновна.—А мама, Алла Павловна, начала свою артистическую деятельность, как и многие дети артистов, еще в раннем детстве. С четырнадцати лет она уже самостоятельно выступала в цирке со своим номером. Так было принято в цирковых семьях: родители передавали свой опыт детям. Кочуя по городам и весям, бездомные, как цыгане, что они могли им предложить, кроме циркового поприща?
Мама тоже стала цирковой артисткой. Мамин цирковой номер с собаками был необычным, оригинальным. Он был навеян популярным в те годы кинофильмом «Большой вальс». Под музыку Иоганна Штрауса в свете прожекторов на арену выезжала колесница с собаками, на которую со всех сторон слетались белоснежные голуби, вела колесницу, запряженную стройной борзой, дрессировщица, очень похожая на героиню фильма. Красивый номер! Маме много было дано от природы. Она была высокой, стройной блондинкой с чарующим голосом и актерским талантом. При самых минимальных возможностях она умела быть всегда модно и эффектно одетой. Такой её запомнили друзья, коллеги и зрители. В цирке она встретила большую любовь—нашего отца, акробата Семена Донемана…
Перед войной, в 1938 году, когда в семье родилось уже трое детей, они с отцом отважились покинуть цирк. В Севастополе, родном городе отца, им удалось купить квартиру на Азовской улице. Маму с ее прекрасными данными приняли в труппу драматического театра им. А.В. Луначарского. Она успешно вошла в репертуар. Играла в спектаклях «Стакан воды», «Месяц в деревне» и других. Отец преподавал физкультуру в школе и вел кружок мотоспорта, а летом уезжал на гастроли, ставил в городских парках свой новый аттракцион «Мотоцикл в воздухе», созданный к тому времени. Я, старшая из детей, успела до войны окончить 1-й класс общеобразовательной и музыкальной школ. Жизнь семьи была счастливой, в ней царила любовь…
В ночь на 22 июня 1941 года мы проснулись в испуге от странных взрывов, которые раздавались то далеко, то совсем рядом. Мама велела быстро одеться и вывела всех на улицу. Выла сирена. По небу шарили прожекторы. Откуда-то доносилось многократно повторяемое: «Воздушная тревога, воздушная тревога»… И вдруг жуткий взрыв прогремел совсем рядом, что-то сыпалось и падало, прижимало к земле. «Помогите, здесь раненая»,—кричала мама в пустоту улицы. Это соседка выползла из подъезда, истекая кровью.
Когда на рассвете мы пробрались Прошлое всегда рядомв свою квартиру, увиденное было страшным потрясением. Все окна и двери были выбиты и сорваны с петель, на кровати в спальне лежало огромное дерево, упираясь корнями в потолок, груды перемешанного скарба, все густо засыпано битым стеклом.
«Ну вот, мы снова бездомные»,—сказала мама. Она решила пробираться к отцу, что-то собрала в маленькие узелки, и мы пошли пешком на вокзал в Симферополь. Всю дорогу нас бомбили. С нами шли другие беженцы—женщины, старики; дети плакали, боялись взрывов.
Как долго мы добирались до Москвы, я уже не помню, но здесь маме удалось узнать, что мы разминулись с отцом, что он уже в Севастополе, остался в ополчении защищать родной город и что нам нельзя туда вернуться. Мы стали пробираться к бабушке, которая еще работала в цирке. Так мама снова стала артисткой цирка.
Отец погиб в первые годы войны, но мы тогда об этом еще не знали. Все военные и послевоенные годы мама одна тянула наше многочисленное семейство.
«Семеро с ложкой»,—шутила она. Мы—это мама, две бабушки, трое детей и мамин ассистент лилипут Сенечка. Двадцать дрессированных собачек были нашими кормильцами…
Вернувшись домой, Семен Абрамович увидел свой разрушенный дом. О судьбе семьи он ничего не знал. В 1942 году он погиб в Севастополе. Для того чтобы узнать обстоятельства его гибели, я обратилась в музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея». Сотрудник музея Татьяна Ивановна Уманская предоставила мне сведения, что Семен Абрамович Донеман входил в состав концертно-фронтовой бригады, а затем вступил в ряды защитников города и погиб на 35-й береговой батарее.
В 1942 году немцами был расстрелян дедушка—Абрам Донеман, а 1943-м погиб брат отца—Лев Абрамович.
В 70-е годы Алла Павловна вышла на пенсию и решила вернуться в родной Севастополь, приобрела однокомнатную квартиру. Теперь там живет ее сын—Вячеслав Семенович Донеман. Его биография также непростая. Учился в Саратовском суворовском училище, затем—в Рязанском военном училище. Служба в рядах Советской Армии закончилась в 1984 году. Он вышел в отставку в звании майора. Сейчас Вячеслав Семенович—известный в нашем городе фотограф.
Мариэтта Семеновна на арене цирка сначала выступала вместе с сестрой Виолеттой с номером «Акробатический этюд», затем—с маминым номером «Дрессированные собачки». В дальнейшем Виолетта танцевала в составе балетной труппы Одесского оперного театра. Мариэтта окончила ГИТИС им. А.В. Луначарского в 1958 году; работала режиссером редакции музыкальных программ Центрального телевидения, создавая передачи «Голубой огонек», «С песней по жизни», «Артлото» и, конечно же, «Огни цирка», которые выходили в эфир более 10 лет. В 1985 году она стала лауреатом Всесоюзного конкурса циркового искусства, а в 1992-м—вице-президентом Академии циркового искусства, в 2000 году выпустила «Энциклопедию циркового искусства России».
Её сын, Олег Юрьевич, окончил ГУЦЭИ и ГИТИС. Он—режиссер и педагог. Содействовал формированию национальных цирков в Лаосе и на Кубе.
Прошло много лет, как закончилась война. Но раны не заживают. Память о прошлом—святая. Она живет и переходит от поколения к поколению. Вот и еще одна непростая история из жизни наших севастопольцев.

 

Г. ПЕРМИНОВА, директор народного музея истории Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.
На снимках: А.П. Рудина в 1940 г.; дети в 1942 г.; С.А. Донеман в 1939 г.

Другие статьи этого номера