Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 15o

Русский театральный дом, а также Чехов, МХАТ и Дягилев

Международный день театра Севастополь отметил открытием уникальной выставки «Театральный Севастополь-2017». Впервые в выставочном зале Художественного музея им. М.П. Крошицкого сошлись, как на условном театральном перекрестке, имена выдающихся деятелей русского театрального искусства. История их жизни...

Международный день театра Севастополь отметил открытием уникальной выставки «Театральный Севастополь-2017». Впервые в выставочном зале Художественного музея им. М.П. Крошицкого сошлись, как на условном театральном перекрестке, имена выдающихся деятелей русского театрального искусства. История их жизни и творчества представлена в экспозициях редкими архивными документами, фотоматериалами, произведениями искусства. Впечатляет география участников выставки: Санкт-Петербургский союз художников в лице известного скульптора Марии Третьяковой, мемориальный музей-гимназия «Дом Дягилева» (г. Пермь), отдел музея МХАТа (г. Москва). Идейным вдохновителем проекта и организатором выставки выступил Русский театральный дом (г. Севастополь) в лице председателя региональной общественной организации Дениса Бурганова.
И то ли благодаря удивительному стечению обстоятельств, то ли воистину по благословению свыше дни проведения выставки совпали с весьма значимыми событиями прошлого. В апреле 1900 года в Севастополе состоялась первая выездная постановка чеховских пьес актерской труппой МХАТа—зрителем в зале был сам А.П. Чехов. Поднимая тему театра, невозможно обойти вниманием день рождения великого импресарио С.П. Дягилева, чье 145-летие в этом году отмечала мировая театральная общественность в последний день марта.

 

Культурные мосты ведут в Севастополь

При многочисленном собрании гостей, представителей правительства города, департамента культуры выставку открыл директор Художественного музея им. М.П. Крошицкого. В приветственном слове Н.И. Краснолицкий отметил удачный союз музейных работников и представителей театрального искусства. Санкт-Петербург, Москва, Пермь и Севастополь представили свой первый совместный проект. Его вдохновителем и организатором стала СРОО «Русский театральный дом», за что в адрес автора и руководителя проекта Дениса Бурганова не раз прозвучали многочисленные благодарности.
И действительно, восхититься есть чем. Информационная насыщенность экспозиций предполагает вдумчивое, неторопливое изучение. И тогда, словно театральный занавес, поднимается толща лет. На подмостки его величества Времени ярко, выпукло, самобытно выступают самые восхитительные артистические образы… Это сегодня для нас они мэтры, столпы, идеалы. А тогда—люди, как многие другие, находящиеся в вечном творческом поиске.
Главная тема выставки—«Артисты драмы в России на открытке до 1917 года». Камерная экспозиция из частного собрания севастопольского коллекционера Виктории Крупко включает в себя около трехсот раритетных предметов печати с изображениями в жизни и в ролях выдающихся артистов драматического искусства. К.С. Станиславский, В.Ф. Комиссаржевская, В.И. Качалов и многие другие театральные мэтры запечатлены в жизни и в ролях. По словам Виктории Крупко, все представленные фотографии—оригиналы. Невозможно не воздать должное мастерству фотохудожников тех лет. «Это были так называемые императорские фотомастера, обладающие специальным разрешением. Их было мало: два-три в Питере и в Москве»,—рассказывает Виктория Крупко. Представленная коллекция позволяет увидеть незабываемые образы артистов Александринского театра, Государственного академического Малого театра, МХАТа.

 

«Это была весна нашего театра»

Биографы А.П. Чехова утверждают, что великий писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он—«наш Пушкин в прозе», многократно бывал в Севастополе. В большинстве случаев—проездом, но только не в апреле 1900 года. Тогда Чехов специально прибыл в наш город для встречи с труппой Московского Художественного театра. Посетители отдела выставки, организованной при непосредственном участии отдела музея МХАТа, узнают «из первых рук», как проходили первые выездные гастроли театра.
Но прежде, ради понимания сути произошедшего, вспомним следующее. Пьеса А.П. Чехова «Чайка» впервые была поставлена в 1896 году на сцене Александринского театра и… успеха не имела. Позже скажут, что она опережала время, что стиль чеховской драматургии был тогда еще недоступен для понимания. Подлинное открытие этой пьесы принадлежало молодому Московскому Художественному театру. Вот где успех был ошеломляющий! Не случайно с тех пор летящая чайка изображенная на занавесе, стала эмблемой МХАТа.
Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…Мысль о неуспехе «Чайки» приводила всех в ужас, и мы даже заговаривали о ее отмене. Когда раздвинулся занавес—публики было мало. Как шел первый акт—не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановыми каплями. Я во время монолога незаметно придерживал ногу, которая нервно тряслась. Казалось, что мы провалились. Занавес закрылся при гробовом молчании. Кто-то заплакал. Книппер подавляла истерические рыдания. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес…»
Чеховские пьесы на сцене этого театра шли с огромным успехом, но он их не видел. Будучи серьезно болен, Антон Русский театральный дом,  а также Чехов, МХАТ и ДягилевПавлович жил в Крыму. Он писал: «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр… У меня к вам просьба: приезжайте весной на юг играть».
Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…Это была весна нашего театра. Мы ехали к Чехову в Крым. Мы сказали себе: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету».
В истории молодого театра первая гастрольная поездка была именно в Севастополь.
Вот что писал «Крымский вестник» в марте 1900 года на первой полосе: «Дирекция Московского Художественного театра объявляет, что 10, 11, 12, 13 апреля проездом в Севастопольском городском театре даны будут: 1. «Дядя Ваня» Чехова, 2. «Одинокие» Гауптмана, 3. «Гедда Габлер» Ибсена, 4. «Чайка» Чехова. Декорации и полная обстановка Художественного театра». В следующем номере «Крымского вестника» отмечалось: «Театральный сезон у нас начинается с таким шиком, как никогда не начинался. Публика наша расхватала все билеты и теперь сидит в приятном ожидании… чего-то. В чем, собственно дело? И определенного ответа никто не даст. Что за Художественный театр такой? В чем его суть, чем он отличается?..»
10 апреля, в день первой постановки «Дяди Вани», из Ялты прибыл А.П. Чехов. Его встречали на Графской пристани. Было много публики, местной интеллигенции. Писатель отправился в гостиницу Ветцеля, которая располагалась на месте здания нынешнего заксобрания.
Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…Крым встретил нас неприветливо. Ледяной ветер дул с моря, небо было обложено тучами, в гостиницах топили печи, а мы все-таки мерзли. Театр стоял заколоченный с зимы (речь идет о здании деревянной постройки на Приморском бульваре, не сохранившемся до наших дней.—Авт.), и буря срывала наши афиши, которых никто не читал… Пришли какие-то люди, отодрали щиты от театра и распахнули двери. Мы вошли туда. Там было холодно, как в погребе. Это был настоящий подвал, который не выветришь и за неделю, а через 2-3 дня надо было играть. Более всего мы беспокоились об Антоне Павловиче: как он будет сидеть в этом затхлом воздухе?.. Наконец явилась какая-то расфранченная дама. Она объявила себя местной аристократкой, другом Чехова и потребовала литерную ложу на все спектакли. За ней потянулась к кассе вся публика и очень скоро разобрала все билеты на 4 спектакля…
…На следующий день с нетерпением ожидали парохода, на котором должен приехать Чехов. Наконец мы его увидели. Он вышел последним, бледный и похудевший. Антон Павлович сильно кашлял. У него были грустные, больные глаза, но он улыбался. Он остановился в гостинице у Ветцеля. Вероятно, он боялся близости моря…
…В восемь часов пронзительный ручной колокольчик сзывал публику на первый спектакль—«Дядя Ваня». Первый акт был принят холодно, к концу успех вырос в большую овацию. Требовали автора. Он был в отчаянии, но все-таки вышел».
Последний спектакль—«Чайка»—состоялся 13 апреля, в четверг. Вот что писал «Крымский вестник» по этому поводу в статье «Театр и музыка»: «Не часто на долю севастопольцев выпадают такие праздники, каким вышел последний спектакль Московского Художественного театра. Да, это был истинный праздник искусства, праздник высокого художественного подъема чувств всех бывших в этот вечер в театре…»
С ответным словом выступил В.И. Немирович-Данченко: «Мы не из корысти приехали к вам, а имели в виду совсем иные задачи и бесконечно рады, что достигли своей цели; мы убедились, что потребности провинции в области искусства значительно поднялись, и от души желаем, чтобы запросы ваши, господа, были удовлетворены».
На выставке, организованной Русским театральным домом, можно ознакомиться с историей становления русского театра, его основоположниками: актерами, драматургами, критиками, меценатами и благотворителями.
Звучным аккордом в работе экспозиции выглядит приветственное письмо директора музея МХАТа М.Н. Бубновой, в котором она вспоминает об удивительном времени становления отношений Севастополя и Московского Художественного театра. К счастью, у этой истории есть продолжение.

 

«Но в Крыму мы впервые»

В последний день марта 2017 года весь мир отмечал 145-летие со дня рождения реформатора театра, организатора триумфальных «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева—«уникального алхимика истории искусства».
«Мы счастливы принять участие в выставочном проекте «Театральный Севастополь» Русского театрального дома!—сообщается в послании мемориального музея-гимназии «Дом Дягилева» в Перми.—«Дом Дягилева» имеет обширные связи в различных уголках России и мира, но в Крыму мы впервые».
В Севастополь на открытие выставки «Театральный Севастополь» приехала известный скульптор из Санкт-Петербурга Мария Третьякова. Ее работы заняли центральное место в экспозиции, наполнив особым внутренним смыслом идею всего мероприятия. Бронзовые скульптуры «Дягилев на репетиции», «Дягилев на променаде», «В тумане», «Дягилев в Венеции», «Парадный Дягилев» и другие придали особую атмосферу выставке. Созданию «дягилевской» серии Мария Третьякова посвятила более 15 лет и, проникнувшись глубокой симпатией к великому человеку, задумывается о ее продолжении. Здесь также можно увидеть графические работы «Дягилев» и «Ревизор» московского художника-символиста А. Лаврухина.
Личность Сергея Павловича Дягилева никого не оставляет равнодушным. По словам искусствоведа В. Воинова, «Дягилев был беспокойной, кипучей натурой. Его стихией была работа организатора, свершителя больших, иногда—грандиозных планов». Он—создатель, вдохновитель, импресарио знаменитых «Русских сезонов», которые открыли миру непревзойденный русский театр, русских художников, русскую музыку и русских артистов. По словам современников, свои начинания он осуществлял ценой огромных усилий, проявляя в борьбе за дело жизни исключительную целеустремленность. Художник А. Бенуа вспоминал, что Дягилев «выжимал» из него и других все, что они «могли ему дать». Те же слова могли бы сказать о сотрудничестве с импресарио композитор Игорь Стравинский, испанский художник (в том числе театральный) и скульптор Пабло Пикассо. Вниманию зрителей представлены фотоматериалы, копии произведений искусства тех лет.
Выставка «Театральный Севастополь-2017», открывшаяся 27 марта в Художественном музее им. М.П. Крошицкого, пройдет до 10 апреля. Это шестой по счету масштабный проект, проводимый СРОО «Русский театральный дом». Как справедливо заметила художественный руководитель Севастопольского ТЮЗа Л.Е. Оршанская, «культурная жизнь нашего города стала заметно богаче, интереснее. Можно только приветствовать единение и погружение в историю, культуру наших театров, в творчество великих русских мастеров».
Проведение выставки «Театральный Севастополь-2017» состоялось при участии и благодаря поддержке члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ О. Тимофеевой, АО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск), ООО «Штандарт» (Санкт-Петербург), ООО «Сориус» (Севастополь), рекламной фирмы «Ринво» (Севастополь).

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото В. Докина.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ