Талант и вдохновение

Талант и вдохновение

В эти весенние дни заметно участились обращения к широко известному в Севастополе и за его пределами художнику Анатолию Шорохову с просьбами устроить показ своих работ. Предложения поступают как от земляков, так и от любителей изобразительного искусства из других городов. Удовлетворить все ходатайства физически невозможно, но пришедшей в мастерскую Анатолия Федоровича заведующей 30-й библиотекой-филиалом Центральной библиотечной системы для взрослых Татьяне Савчук было дано согласие.

 

В отдаленном прошлом Татьяна Олеговна возглавляла в поселке Любимовка музей местного агропредприятия и рода Перовских. Непрерывающийся никогда сбор материалов для пополнения его экспозиции привел заведующую в Симферополь, где до сих пор живут представители рода Шталей.
…Во второй половине ХIХ века его родоначальник купил имение в Приморском (как когда-то называлась Любимовка) у самих Перовских не без оснований. Оборотистого предпринимателя считают основателем в этих местах промышленного виноделия. Изготовленные у берегов Бельбека солнечные напитки дозревали в дубовых бочках, закрепленных на корабле. Он ходил вокруг Европы в Санкт-Петербург, где Федор Шталь держал магазин…
Приди Татьяна Савчук на пару месяцев раньше, она бы застала в живых дочь Шталя. Длившаяся свыше девяти десятков лет жизнь принесла ей, потомку капиталиста, немало испытаний.
Все же после нее остались сохранившиеся документы, фотографии. Татьяна Олеговна подержала в руках серебряную медаль вековой давности. Ею отметили на Парижской выставке высокие достоинства изготовленного Шталем вина (как бы не рислинг Алькадар).
Своим не совсем совершенным фотоаппаратом Татьяна Савчук сделала копию снимка Шталя. «Не заказать ли портрет винодела для музея?»—возникла и укрепилась мысль. Реализовать идею, посоветовали сведущие люди, достойно сможет Анатолий Шорохов. В настоящее время выполненный им на полотне масляными красками портрет Шталя можно увидеть в упомянутом музее в поселке Любимовка.
Для нынешней выставки в библиотеке Татьяна Олеговна, прислушиваясь к советам художника, отобрала полтора десятка графических работ. Среди них оказались выполненные лет 40 назад пером и тушью портрет виноградаря совхоза-завода имени Софьи Перовской Раисы Бондаренко, а также отображённый момент погрузки гроздей в закрепленную на машине металлическую «лодку».
Свыше тридцати лет Анатолий Шорохов посвятил вдохновенному и на редкость плодотворному труду в редакции «Славы Севастополя». Эти рисунки были подготовлены художником для публикации на страницах газеты, а некоторые любимовцы, пришедшие на церемонию открытия вернисажа, узнали на пожелтевшем от времени ватмане Раису Бондаренко.
С большим интересом люди открыли для себя Анатолия Федоровича как иллюстратора свыше полусотни книг, вышедших у нас и в Симферополе. Изумительны, например, сборник произведений Александра Куприна «Листригоны» и том с романом Александра Малышкина «Севастополь» с рисунками нашего земляка. Понятное дело, Анатолий Федорович не был лично знаком ни с Малышкиным, ни тем более с Куприным. А вот с одним из руководителей второй обороны города, Борисовым, севастопольским поэтом Тучковым, видным прозаиком Геннадием Черкашиным художника свело совместное творчество. Кое с кем его связали крепкие узы дружбы.
Те, кто хотя бы время от времени заглядывает на выставки произведений изобразительного искусства, могут подтвердить мои наблюдения: подавляющее большинство художников предпочитают работать над пейзажами, натюрмортами, реже—над портретами. В творческом багаже Анатолия Федоровича тоже немало работ этих жанров. И это нормально. Кто устоит перед красотами крымской природы? Но Анатолий Федорович приглашает зрителей заглянуть вместе с ним и в историю города. В свое время им созданы масштабные красочные полотна, на которых словно ожили строители морской крепости—Севастополя, участники морского сражения у Синопа. Впечатляют картины с драматичными эпизодами боев периода обороны города от немецко-фашистских захватчиков.
Общаясь с первыми посетителями выставки, художник рассказал о некоторых произведениях, созданных им в трудные
90-е годы минувшего столетия. Они несут глубокие философские мысли, они исповедальны, они побуждают к размышлениям. Об их содержании могут сказать одни названия: «Время демократии», «Благовесть», «Прозрение», «Покаяние», «Противление», «Восхождение», «Единение» и другие. По существу, тогда же были созданы такие шедевры, как «Колоски», «Победа», и другие этапные в творчестве Анатолия Шорохова полотна.
Люди тепло встретили мастера в Любимовке. Юная жительница поселка Яна Ткач вручила гостю изготовленный ее руками сувенир. В центр читального зала, где были выставлены экспонаты, вышел Ваня Трапезников. В местной музыкальной школе мальчик под руководством педагога Наримана Куртметова учится играть на флейте. Недавно Ваня ездил в Симферополь, где занял второе место на музыкальном конкурсе имени Дмитрия Кабалевского. Юный музыкант приветствовал приезд художника игрой на любимом инструменте. В исполнении педагога-скрипача Ольги Погуляевой и ее ученицы Анастасии Багыны прозвучали произведения музыкальной классики.
По-моему, состоявшаяся выставка—хороший пример использования в добром деле огромного интеллектуального потенциала нашего города, а также организации совместной акции с другими учреждениями культуры и представителями общественности.

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: момент открытия выставки.
Фото Т. Савчук.

Другие статьи этого номера