Дорога к храму

Дорога к храму

Написать материал о священнослужителе я хотел давно, но… Как-то наши дороги не пересекались. А тут—Великий пост и случайная встреча с батюшкой, которого я знаю очень давно. Причем встреча произошла не в храме, а в… студии звукозаписи, где протоиерей Алексей, настоятель храма Святых царственных страстотерпцев и настоятель часовни Александра Невского, записывал очередную песню из своего нового альбома! Вот я и решился изваять профиль необычного священника в самой православной рубрике «Профили».
Алексей Петренко окончил престижную севастопольскую школу №1, потом—мореходное училище в Кронштадте. Затем вместе с Александром Барулиным они создали знаменитую до сих пор рок-группу «Ли.дер». Был одним из учредителей модной радиостанции «Омега-Полис». И вдруг его жизнь кардинально изменилась: духовное училище, семинария, строительство храма, приход, паства… Женат. Счастливый отец, да и человек счастливый. Очень захотелось поговорить… Поговорил.

 

—Расскажи о своей жизни до храма все, что можно знать твоим прихожанам?
—До храма я занимался бизнесом и музыкой. Меня в этом городе многие знают как музыканта, бизнесмена, а теперь уже и как священника. Были радио «Омега-Полис», группа «Ли.Дер»… Все это—мое прошлое. А моя дорога к храму была через его строительства буквально на ровном месте. Я мечтал построить храм еще с молодости! И, слава Богу, построил, да не один. Сейчас строим еще один новый собор. Ну а то, что стал священником… Вот этого точно не ожидал!
—А в чем сакраментальный смысл Великого поста?
—Великий пост—это время работы над ошибками! Человек, хоть в пост подумай, какую жизнь ты ведёшь и что сделал хорошего. Пост—время покаяния, время изменения человека, время милосердия.
—Ну, думаю, что милосердием стоит заниматься не только в пост. Однажды священник на мой идиотский вопрос «Батюшка, что нельзя есть во время поста?» ответил так емко и точно, что помню до сих пор: «Нельзя есть ближнего своего!» Каково?!
—Правильно батюшка сказал, и я так говорю: лучше мясо жрать, чем людей! Ну, например, жена постится и при этом «жрет» ближних, и мужа в том числе. Вопрос: на кой и кому нужен такой пост?! А где же милосердие, снисхождение? А где любовь?!
—Н-да, «любовь здесь больше не живет…» Вот ты лично уверен, что православная вера во всем безупречна? Что у нее нет огрехов, перекосов, перегибов?
—Вера православная безупречна! Почему? Сам Христос оставил нам это учение, учение о спасении человека, о Царствии Небесном! Христос—истинный Бог! Второе лицо Троицы! Разве Бог может быть небезупречен? И огрехов никаких нет… Все огрехи—это выдумки сатанинские, но не Божьи. Вера православная—это вера спасения и любви! И в Царствии Небесном находятся грешники, но—раскаявшиеся! Поэтому Христос и говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Так что православие—правильная вера.
—Мне кажется, что феномен Ивана Охлобыстина привлек в православие гораздо больше неофитов, чем все старцы и страстотерпцы, о которых нынешнее поколение даже не знает. Твое мнение? И об Охлобыстине, и о себе… Вы во многом схожи…
—Охлобыстин как привел, так некоторых и отвёл! К сожалению. Разница между святыми и Охлобыстиным в том, что святые исполнили одну заповедь: «Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за мной!» Охлобыстин же взял крест, но потом из-за житейских проблем возопил и оставил крест, не пошёл дальше за Христом! Хотя я Ивана очень уважаю.
—А тяжело на исповеди брать на себя чужие грехи?
—Тяжело. Поэтому не надо никогда осуждать священников! Тем более—Патриарха! Исповедь—это таинство, которое умирает в священнике!
—Ты искренне веришь, что существует жизнь после жизни?.. Какова она, как ты ее представляешь?
—Жизнь после жизни есть! Я не то что верю, я абсолютно уверен. Достаточно почитать житие святых. В частности, мытарства Феодоры. Если есть Бог, который живет во всем мире, значит, есть жизнь, уготованная любящим его там, где есть Он!
—Есть ли у Церкви своего рода суд чести над батюшками в случае, если они совершили нечто непотребное?
—Церковный суд есть! Собирается епархиальная комиссия и рассматривает тот или иной вопрос по священнику. Это, кстати, касалось и Ивана Охлобыстина. В том числе, когда его освободили от служения.
—Православные священники живут в роскошных домах, разъезжают на дорогих иномарках, посещают престижные рестораны… По мне, так лучше быть равным в возможностях со своей паствой. Разве нет?
—Это ты про меня? Я живу в соответствии со своей паствой. У меня практически весь приход живет в хороших домах и ездит на дорогих иномарках. И это именно приход помогает мне строить новый собор! А не те, которые всем постоянно завидуют и задают такие вопросы. Это самый распространенный вопрос!
—Некоторые считают, что институт Церкви—эффективное средство для управления людьми. Вот почему власть всегда пытается стать немного «воцерквленной». Поправь, если в чем-то ошибка!
—Ошибка изначально. Церковь—это не институт. В институте Бог не живет. А в церкви все делается по воле Божьей! Церковь не управляет массами—она приводит людей ко спасению! Ну а власть прекрасно понимает, что рыльце в пушку и надо хоть иногда грешки свои замаливать…
—Лично меня всегда мучил вопрос: а нужен ли человеку посредник в лице священника для общения с Богом? Может, напрямую?
—Можно и напрямую. Но только священнику Бог дал власть решать и прощать грехи человеку.
—Этот материал выходит в Страстную неделю.. Как православному следует провести ее?
—Страстная неделя… Каждый день—это день страданий Христа, и каждый день надо вести в соответствии с настроением этих событий. Тихо и скромно. Прислушиваясь к себе. И молиться! Молитва очищает душу…
—Слышал песни из твоего нового альбома… Проанонсируй его: зачем, о чем, для кого?
—Я пишу новый альбом, Дорога к храмупотому что считаю, что мой статус и состояние души могут донести людям благую весть! Что есть Бог, есть вера православная и есть моя любимая Россия! Ну и сцену я рассматриваю как второй амвон! Пусть меня строго не судят, но в первую и в последнюю очередь я—священник! Но, между тем, я ещё и музыкант! Это талант, который дал мне Бог, и я должен им правильно распорядиться.
—Почему до недавнего времени Церковь отказывалась отпевать усопших лицедеев и даже предписывала хоронить их за кладбищенской стеной? Чем артисты провинились перед Церковью? И меня всегда интересовало: «охота на ведьм» и инквизиция были оправданны или все-таки это была грандиозная роковая ошибка? Если да, то почему Ватикан до сих пор не покаялся за геноцид против женщин в средние века?
—Для меня католики есть раскольники! Поэтому об их инквизиции я ничего не хочу говорить. Православные к этому не имеют никакого отношения. Ну а артисты и лицедеи… Не всех хоронили за оградой. Так хоронили лишь тех, кто высмеивал истинную веру людей и глумился над нею!
—Ты смог бы ударить человека, будучи в нынешнем сане? Ну, например, если увидишь пьяного хулигана, избивающего девушку, то…
—Ударить я не имею права! Меня сразу лишат священства, но решить вопрос как-то постараюсь. Не впервой. И девушку освободил бы…
—Что произошло бы с РПЦ в Севастополе, если бы не случилась «Русская весна»?
—Это вопрос к Богу! Я думаю, была бы большая беда! Почти такая, какая происходит с церквями РПЦ в соседней стране.
—Как ты относишься к обряду экзорцизма? Практиковал ли сам?
—Нет, на это должно быть особое благословение. Как правило, этим занимаются монахи. А бесы есть в каждом человеке! Всяк из нас грешен, и пока мы грешим, они нами управляют. Поэтому есть таинство исповеди, где человек может отчасти избавиться от беса. И, конечно же, причастие! А вообще Христос сказал, что сей род изгоняется молитвой и постом! Чем меньше мы грешим, тем меньше они нас будут беспокоить! Слово-то какое—«беспокоить»…
—А если на исповеди ты услышишь, что некий грешник совершил какое-то преступление, то…
—Докладывать не обязан! Есть такое понятие «таинство исповеди». Но если вопрос из ряда вон выходящий, то священник должен посоветоваться с правящим архиереем. А тот уже решает, как поступить.
Вот такой батюшка живет и проповедует в нашем славном городе! Лично для себя я давно все евангельские заповеди объединил в одну: не делай ближнему ничего такого, чего не желал бы себе! В церковь иногда прихожу: постою в уголке, незаметно помолюсь (правда, молитва не каноническая, а своя, личная) и так же тихонько и незаметно ухожу. Пост не соблюдаю, но и ближнего не «жру». Праведником себя не считаю, но и не грешу напропалую. Однако когда встречаю священнослужителей, почтительно склоняю голову. Потому что догадываюсь, сколько страшных человеческих драм и трагедий им приходится выслушивать на исповеди! А ведь весь этот негатив навсегда (частично или целиком) остается в душе каждого батюшки.
Однако священнику, который строит храмы и сочиняет музыку, лично я доверяю. И после разговора с ним снова хочется жить. В Севастополе, конечно же! Самое время накануне светлого праздника православной Пасхи!

 

К сему Андрей МАСЛОВ.

Другие статьи этого номера