Время и новых героев

Время и новых героев

Вы когда-нибудь задумывались, что такое профессионализм? Если нет, то сейчас самое время. К такому выводу привела последняя порция читательской почты в «Славу Севастополя». Пишут, как всегда, на разные темы, но… Автор этих строк пришел к однозначному выводу: в большинстве бумажных и электронных обращений (что говорит об актуальности проблемы для севастопольцев разных возрастов) читателей в той или иной степени и волнует, и тревожит, и заботит именно вышеобозначенный вопрос. Как на мое разумение, то и не случайно вовсе. Но возможно, я и ошибаюсь… Судите сами.

 

«Я—автомобилист со стажем,—сообщил нам Иван Викторович Куприянов.—Был профессиональным водителем, сейчас—на заслуженном отдыхе. Но ощущение, что дорога—мой профессиональный инструмент, останется, наверное, на всю жизнь. Многие современные дорожники меня в лицо вспомнят без труда. Совсем недавно в очередной раз чуть не послали далеко и еще дальше. Иду по улице, вижу: рабочие устанавливают бордюры на уровне дорожного полотна… Интересуюсь: «Вы что, не понимаете, что так нельзя?» Отправили к мастеру, который был метрах в шести от места этих «трудовых свершений». Тот отмахнулся: «Как в проекте показано, так и делаем. Не лезь не в свое дело, дед». Дело, конечно, не мое—я никогда профессиональным дорожником не был. Но где их профессиональная гордость?! Где профессиональная ответственность?! И это ведь не единичный случай!
Ездили в сухую погоду по новой объездной через «Молочку»? Хорошая дорога! А во время дождя? Во время дождя ее приходится преодолевать практически вплавь. Ливневку по проекту не поставили? Не удивлюсь, если что-то такое и получилось. Кстати, бордюры потом подняли, но силами уже других дорожников. Не противно им было исправлять чужую воинствующую глупость? И дело не только в бесхозяйственном использовании бюджетных средств. Я давно живу на свете и для себя сложил формулу истинного профессионализма, которой пользуюсь всю жизнь: профессионал не только знает, как хорошо сделать свое дело, но и обладает волей и мужеством делать его достойно. В противном случае, это откровенные вредители, к которым надо применять меры социальной защиты: гнать, извините, с обсиженных мест».
Ну обсиженные (или насиженные) места занимают такие вот, с позволения сказать, профессионалы, это на совести читателя. Но относительно того, чтобы «гнать»—это распространенные настроения. Например, коротенькое объявление от ГУПС «Центр» в подъезде дома № 31 на ул. Гоголя, в котором администрация предложила не сорить, т.к. «не можем найти уборщицу», вызвало шквал возмущений у жильцов дома, который докатился и до нас. «За что начальники ГУПСа получают свои немалые зарплаты, если не в состоянии решить не самую трудную профессиональную задачу?»
«Быть профессионалом теперь непрестижно?—задает риторический вопрос Тамара Николаевна Хотиненко.—У меня есть хорошая знакомая. Вышла на пенсию и мается, говорит: «Не знаю, куда себя деть». «Ты ж профессионал,— говорю.—Иди к нам, место есть…» «Стану я за эти копейки упираться!»—отвечает.
А я вот упираюсь. И получаю огромное удовольствие от дела, которым занимаюсь. Но, наверное, она в чем-то права: радость от виртуозного владения профессией как общественно значимое явление как-то стала размываться. И всем нам надо понять, почему такое происходит. Потому что это тот самый случай, когда не только в деньгах счастье».
А вот ведь знаете: есть! Есть в нынешней почте письмо от почти счастливых профессионально работающих людей, которых от полного счастья отделяет… Помните, героя Баталова из фильма «Москва слезам не верит», которому до полного счастья не хватало стакана газировки? Так вот, тут примерно такой случай.
Письмо подписано членами совета трудового коллектива судоремонтного предприятия «ООО «Сориус Судоверфь». Читатели старшего поколения помнят, что такой орган, способный реально влиять на производственно-профессиональную деятельность, был когда-то практически на каждом предприятии. Откровенно говоря, не думал, что такое еще где-то осталось. Тем более на предприятии негосударственной формы собственности. Но после знакомства с содержанием письма удивление улетучилось мгновенно.
«Нашему предприятию—более 10 лет. Профессиональный костяк—судоремонтники завода «Металлист». Все эти годы предприятие постоянно увеличивало объемы производства, росли сложность и номенклатура выполняемых работ. Последний трехлетний период истории предприятия вызывает нашу особую профессиональную гордость. За это время «Сориус» и «Сориус Судоверфь» свое-временно и качественно отремонтировали почти шесть десятков судов разных типов и классов. Среди наиболее ценных профессиональных достижений—выполнение заказов правительства Российской Федерации по ремонту паромов «Победа» и «Олимпиада», которые обеспечивают бесперебойное функционирование филиала «Керченская паромная переправа» ГУП РК «КМП». Причем рассматриваем эти достижения как признание высокого уровня всей судоремонтной отрасли Севастополя.
Эти паромы проходят промежуточный доковый ремонт с выполнением отдельных работ на нашем предприятии уже в третий раз. Несмотря на удаленность порта приписки, идут именно в Севастополь! «Победа» стала в док 4 января с.г. Задача перед коллективом судоремонтников была поставлена жесткая: до конца января вернуть судно на линию. Справились. Причем, когда в Керченском проливе осложнилась ледовая обстановка, он оказался единственным паромом, который смог работать на грузовой переправе благодаря системе рециркуляции, которую сделали судоремонтники «Сориуса»!
27 февраля в наш док стала и «Олимпиада». Благодаря профессионализму и высочайшей ответственности за свое дело бригады мастеров П. Лысенко (винторулевой комплекс), В. Шулийко (корпусники), дизелистов Д. Арзамаскова, инженерно-технического состава предприятия, наших смежников из ИП «Чумаков» и ЧП «Лазурит» паром вернулся на переправу в установленные сроки».
Отвлекусь от текста письма—считаю необходимым сделать некоторые пояснения. Работают там, разумеется, не только за идею. Зарплата у судоремонтников «Сориуса» в период выполнения заказов доходит и до 70 тысяч. Но это не просто бухгалтерия. Там это—политика. Коллектив—возрастной. Само время ставит задачи его пополнения профессионально мотивированными кадрами судоремонтников. Молодежь по этим специальностям в городе, не поверите, готовят, но в судоремонт она в итоге не идет. Вот на «Сориусе» и стараются замотивировать молодых. А для этого они должны чувствовать перспективу. Силами одного предприятия эту общегородскую задачу, наверное, не решить. Но на «Сориусе», тем не менее, пытаются. И не так уж и безуспешно, кстати. Упомянутый в письме Денис Арзамасков—это уже из молодой поросли.
Такие подробности между строк письма журналист узнал, задав авторам несколько уточняющих вопросов. При этом звучало, что в газету обратились «не славы для», а потому что за державу, вернее, за родной Севастополь обидно.
«О том, что именно наш город в немалой степени вот уже третий год обеспечивает стабильность в работе крымской дороги жизни—Керченской переправы,—говорят до обидного мало. Почти ничего, можно сказать, не говорят. Месяц простояла в доке «Олимпиада», весь город видел эту красоту с высоты своего положения над бухтой. А чаще говорить о таких вещах не просто нужно—необходимо. Чтобы появлялись новые герои, теперь уже трудового фронта. Чтобы молодежь стремилась в профессионалы. Потому что силой в профессию не загонишь». Так заканчивается письмо.
Знаете, лично я лучше бы и не сказал. И добавить нечего. Кроме разве что одного. Недавно шел мимо городской Доски почета… У нас, безусловно, славное прошлое. И третий год несменяемая там экспозиция… Наверное, в таком городе, как наш, постоянно действующие портреты одних только ветеранов тоже уместны… Но жизнь-то продолжается. И думается, что севастопольским ветеранам будет очень приятно видеть, что их отношение к жизни ряды новых героев множит. А это так и есть. Просто пора заметить очевидное и сделать выводы. Перезрело!

 

Александр СКРИПНИЧЕНКО.
На снимке: паром «Олимпиада» заходит в док.
Фото из архива предприятия «Сориус Судоверфь».

Александр Скрипниченко

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера